Зачем Церковь почитает иконы и святых? Это же идолопоклонство! - Православный журнал «Фома»
Зачем Церковь почитает иконы и святых? Это же идолопоклонство!

Зачем Церковь почитает иконы и святых? Это же идолопоклонство!

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

Мира вам. У меня ряд вопросов насчёт Православной Церкви: иконы, святые и молитвы, которые написаны и утверждены отцами церкви.

Думаю не в первый раз иконы упрекают за идолопоклонство в православии: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6).
Изначально понятно, зачем были нужны иконы (изображения). Славяне (русский народ) думали образами и были язычниками. И чтобы легче принимать новую религию, начали делать иконы, однако почему их потом не убрали реформами?

Из первого вопроса вытекает сразу второй. Ладно уж если только Иисуса Христа изображали на иконе, но и стали всех «святых» изображать и молиться им. Тут как ни спорь — идолопоклонство. Причём к лику святых могли кого угодно возвысить. Яркий пример — Николай II.

Если снова обратиться к Священному Писанию, об этом будет говориться, что нужно поклоняться только Богу и уделять время только Ему и никому больше. И как-то просить помощь у «святых», а не у Бога... Ну... знаете, мое сердце мне подсказывает, что это вообще неправильно. И когда я вижу в храме людей, которые молятся у разных икон, сразу у меня становится такое ощущение, что я нахожусь в языческой общине а не в храме Божьем... Поэтому я перестал пока что ходить в православные храмы.

Третий вопрос. Молитвы. Я только читаю молитву «Отче Наш». Она написана в Библии. Сказана именно Иисусом Христом и ни кем больше. Остальные молитвы мне кажется недействительными, да и бессмысленными. Все что сочиняет человек для меня является художественной писаниной и никак иначе.

Буду благодарен, если ответите на данные вопросы честно. Потому что, как мне кажется, Православная Церковь с каждым днём теряет свою силу. И ей явно не хватает реформ, чтобы идти в ногу со временем. Атеистов становится все больше. А действительно просвещённых теистов все меньше. Это огорчает...

Валерий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Валерий!

Вы выступили с достаточно жесткой критикой православной традиции. И раз уж Вы встали на эту позицию, Вы бы. как это полагается в спорах, хотя бы изучили, что называется, матчасть, хотя бы то, что написано на сайте «ФОМА» по этим вопросам, которые до Вас нам задавали множество раз, так что уже есть готовые ответы. Чего-то принципиально нового я не скажу, могу только собрать Вам готовые материалы с небольшими пояснениями, раз у Вас у самого не получается.

Итак, про иконы даю сразу ссылку на готовый ответ: Зачем нужны иконы? Это же идолы!

Поскольку такое неверное понимание иконы есть не только у Вас, как видите, пришлось Собирать в VII веке Вселенский собор, чтобы официально объяснить, что икона — это вспомогательный инструмент для молитвы. Если Вы можете молиться сами, в своем сердце — пожалуйста! Никто не заставляет ни писать иконы, ни иметь их дома, ни ставить их перед собой во время молитвы. Но если у человека не получается сконцентрироваться на молитве, если ему проще обратиться к Богу, к Матери Божией, ко святым, имея перед собой их изображение — то и слава Богу, что есть иконы, которые помогают!

К тому же, так уж вышло, через иконы Господь совершает множество чудес. И не все иконы писаны людьми: многие являлись чудесным образом, и тут уж, простите, это чудо Божие, и ничто иное.
Что касается молитвы святым, опять же, уже об этом говорили:

Зачем молиться святым?
Святые — кто они? И зачем нам нужны такие Божьи «проводники»?

Как видите, никто никогда и не думал, что помощь посылает сам святой. Речь всегда шла о том, что святые могут вместе с нами попросить Бога о помощи. Потому что бывает, что самому сложно — и тогда мы в жизни просим о помощи друзей и родных. Вот и здесь такой же принцип.

Я понимаю, что многие люди просят прямо святителя Николая о помощи или кого-то еще. Возможно, тут и имеется в виду «помоги мне Богу помолиться». А может быть, человек еще не так хорошо узнал традицию, поэтому молится, как умеет. Но главное, что он молится и что идет к Богу, в верном направлении. Просто не все удается понять сразу.

Кроме того, святые — это те люди, которым удалость достичь того состояния, к которому призваны все люди — святости, таинственного соединения с Богом, онтологической полноты, или полноты бытия, говоря иными словами.

И как в житейских делах мы ориентируемся на опыт тех, кому удалось что-то сделать, так и в жизни духовной, простите, было бы совершенно неоправданно и даже глупо отказываться от того, чтобы узнать, как людям удалось достичь того, к чему мы все стремимся.

По поводу страстотерпца Николая даю ссылку, опять же, на готовый материал За что канонизирован император Николай II?

К слову, канонизация — это очень сложный процесс, который состоит в очень тщательных проверках того, действительно ли можно причислить человека к лику святых, точно ли ему удалось достичь святости (см. Что такое канонизация?).

Наконец, Ваш последний вопрос — о молитвах.

Никто и никогда не запрещал просить Бога и благодарить Бога своими словами. Можете — пожалуйста! Однако не сбрасывайте в реформаторском порыве со счетов те молитвы, которые приняты Церковью. Они знаете почему приняты? Потому что содержат в себе прошения о том, что действительно нужно человеку. Вчитайтесь в слова утренних и вечерних молитв — и Вы обнаружите, что там перечисляется все, о чем следует попросить. Иногда формулировки конкретные, иногда общие, так что Вы можете наделить их своим смыслом.

Многолетняя практика умной молитвы, о которой так прекрасно писал святитель Григорий Палама (см. Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?) — это реальный и проверенный способ молитвы, а сама молитва — самый лаконичный вариант формулировки главного прошения к Богу, которое может быть.

Что касается канонов и акафистов, они были написаны в основном по случаю праздников и украшают богослужения, а также раскрывают его суть. В них — история Церкви, объяснение тех моментов, которые сегодня Церковь вспоминает, только и всего. Не хотите Вы их читать — не читайте, кто же Вас заставляет?

И перед тем, как говорить о реформах, Вы бы изучили все-таки историю Церкви, литургию — и на настоящий момент, и с точки зрения ее истории, ознакомились бы хотя бы с базовым учебником по патрологии, и тогда бы уже говорили о том, что и как нужно менять.

А насчет того, что в храм не ходите... Ну что же, «поздравляю», лукавый нашел к Вам подход, а Вы и поддались на него. Вам кажется, что Вы стоите на точке правды, а Вы просто лишили себя возможности участия в Таинствах Церковных и приобщения к Источнику Благодати, хотите «изобретать велосипед». А зачем? Может быть, Вы откинете это искушение и спокойно приобщитесь к тем сокровищам традиции, которые есть и приготовлены в том числе для Вас лично? Честно скажу, пользы для Вашей души будет гораздо больше!

А что временно в храм не ходили — покаетесь, да и вернетесь к нормальной духовной жизни, с Божией помощью. Все мы ошибаемся, все бывает.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (25 голосов, средняя: 4,88 из 5)
    Загрузка...
    1 февраля 2022
    Поделиться:

    • Йоханан
      Йоханан1 год назадОтветить

      1) "Пресвятая Богородица, спаси нас!“
      Что говорит Писание?
      1Цар 2:2: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.»
      Деян 4:11-12: «Он (Йешуа) есть камень, пренебреженный вами, строителями (священниками), но сделавшийся главой угла, – и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись».
      2) "И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне"... из акафиста Иоанну Крестителю.
      К КОМУ ПРИБЕГНУ? А КАК ЖЕ БОГ?
      Мат 11:28-30: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.»
      Это ли не идолопоклонство?

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

        В 20-й главе книги Бытие Господь увещевает царя Герарского Авимелеха просить молитв Авраама: ...ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив... (Быт 20:7). Учитывая, что Авраам был к тому моменту мертв, выходит Бог в этом стихе прямо благословил молиться святым.

        А в Деяниях вообще рассказывается как люди исцелялись от прикосновения к фрагментам одежды апостола Павла. Или они тоже были идолопоклонники?

        • Йоханан
          Йоханан1 год назадОтветить

          Авраам, к тому времени, дорогой мой, был ЖИВ! Н вводи людей в заблуждение!
          Ибо 21 глава повествует о рождении Исаака.

          • Кузнецов Михаил
            Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

            Опустим хамство с Вашей стороны и перейдем к сути. Действительно, Авраам был жив, с этим я ошибся. Но тем не менее, из этого эпизода мы видим, что Господь не видит ничего плохого в том, чтобы мы просили кого-то еще молиться о себе. Так почему же я не могу обратиться к кому-то почившему (коль скоро мы считаем, что "у Бога все живы") с просьбой о молитвах?

            • Йоханан
              Йоханан1 год назад

              Потому, что вопрошение мёртвых мерзко перед Богом (Втор.18:11)! После прикосновения к мертвецам человек становится нечистым 7 дней (Чис.19:11), а Вы говорите... Священник и вовсе не должен был даже приступать к покойному, и тем самым себя осквернять (Лев.21:11), не говоря о том, чтобы о чём-то просить его.
              Мерзость!!! Идолопоклонство!!!
              Когда Сатан искушал Йешуа в пустыне, что Господь ответил? — "отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4:8, Мф.4:10). Подчёркиваю – Богу и только!

              Про цитату из Писания касаемо «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38, Мк.12:27, Мт.22:32) — у всех трёх апостолов говорится о Воскресении мёртвых, о преображении Божьих детей, о тех, которых "Он избрал от начала ко спасению" (2Фес.2:13). Т.е. те, которые были изначально предопределены ко спасению. И вот вопрос Вам: Вы можете со 100% уверенностью считать, что тот усопший "святой" (по-вашему мнению, или иному мнению), которому Вы молитесь, точно входит в число Божьих детей? А может это "плевел", которого посеял враг (Мф.13:25), который позже проявил себя и обольстили Вас? Вы 100% уверены, что это не волки в овечьих шкурах (Мф.7:15)? Ведь написано, что враг будет пытаться прельстить и избранных через чудеса и знамения (Мк.13:22).
              Еврейский народ из Египта вывел Бог, в пустыне людей кормил Бог (а не Моисей), всё что Вы видите сотворено Богом, Он тот, Которым "мы живём, и движемся, и существуем", - говорит Павел афинянам (Деян.17:28).
              Так зачем, для чего почитать/поклоняться/молиться какому-то усопшему и клика́ть беду на голову, если у нас есть прямой Ходатай перед Богом, "один Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус» (1Тим.2:5), примиривший нас с Отцом своей Кровью Искупления и Очищения??? Который научил молиться Отцу, знающему, "в чём вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него" (Мф.6:5-13). До воплощения Йешуа все поклоняющиеся иному кроме Сущего были язычниками.
              Люди склонны к язычеству даже при множестве Божьих чудес, создают "тельца" и ему кланяются (Исх.32:19).
              Всегда ищут какого-то наставника, учителя, духовника, святого и т.п., забывая о том, что "один у нас Наставник – Христос". (Мф.23:10)
              Амэн!

            • Кузнецов Михаил
              Кузнецов Михаил1 год назад

              Вопрошение мертвых - это что-то типа спиритической практики, типа вызвать на разговор. Просьба о молитве не включает в себя вызов духа святого и допрос его, так что аргумент не по делу.

              Чтобы попросить почившего святого о помощи, нам не нужно прикасаться к его телу, так что здесь тоже как-то натянуто выходит. Кроме того, давайте не забывать и о том, что жертва Христа отменяет кровавые ветхозаветные жертвы, а вместе с тем - и ветхозаветные представления о нечистоте, что логично.

              На всякий случай напомню, что мы не поклоняемся святым и не служим им. Это называется "почитание", т.е. "глубокое уважение".

              В упомянутых Вами стихах нет ни слова о том (если, конечно, читать их в контексте), что речь идет ТОЛЬКО о тех, кто был избран ко спасению, речь идет о всех верующих, как минимум, или о всех мертвых вообще, как максимум.

              А зачем молиться святым, зачем просить у них помощи и заступничества перед Богом - у ФОМЫ куча материалов об этом, собственно это базовый вопрос, который обсуждается уже две тысячи лет. Странно, что Вы спрашиваете об этом тут. Например:

              https://foma.ru/pochemu-myi-molimsya-svyatyim-ved-est-zhe-bog.html
              https://foma.ru/zachem-molitsya-svyatyim.html

              Ну и тот, под которым мы разговариваем.

              А про "не называйтесь отцами" довольно смешно выходит, ведь если смотреть на это буквально, то мы увидим, что сами апостолы нарушают это предписание (1Кор 4:15 например). Ну и странно как-то заниматься проповедью, при этом не являясь наставником или учителем, это так не работает. Так может, не надо смотреть буквально (тем более что в том эпизоде, где Христос призывает не стремиться называться учителями, есть вполне недвусмысленный контекст)?

    • Владимир (другой)
      Владимир (другой)1 год назадОтветить

      "И ничто иное" пишется слитно. Исправьте, пожалуйста.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

        Да, спасибо, Владимир. Исправил.

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь