Вопрос читателя:

Мира вам. У меня ряд вопросов насчёт Православной Церкви: иконы, святые и молитвы, которые написаны и утверждены отцами церкви.

Думаю не в первый раз иконы упрекают за идолопоклонство в православии: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6).
Изначально понятно, зачем были нужны иконы (изображения). Славяне (русский народ) думали образами и были язычниками. И чтобы легче принимать новую религию, начали делать иконы, однако почему их потом не убрали реформами?

Из первого вопроса вытекает сразу второй. Ладно уж если только Иисуса Христа изображали на иконе, но и стали всех «святых» изображать и молиться им. Тут как ни спорь — идолопоклонство. Причём к лику святых могли кого угодно возвысить. Яркий пример — Николай II.

Если снова обратиться к Священному Писанию, об этом будет говориться, что нужно поклоняться только Богу и уделять время только Ему и никому больше. И как-то просить помощь у «святых», а не у Бога... Ну... знаете, мое сердце мне подсказывает, что это вообще неправильно. И когда я вижу в храме людей, которые молятся у разных икон, сразу у меня становится такое ощущение, что я нахожусь в языческой общине а не в храме Божьем... Поэтому я перестал пока что ходить в православные храмы.

Третий вопрос. Молитвы. Я только читаю молитву «Отче Наш». Она написана в Библии. Сказана именно Иисусом Христом и ни кем больше. Остальные молитвы мне кажется недействительными, да и бессмысленными. Все что сочиняет человек для меня является художественной писаниной и никак иначе.

Буду благодарен, если ответите на данные вопросы честно. Потому что, как мне кажется, Православная Церковь с каждым днём теряет свою силу. И ей явно не хватает реформ, чтобы идти в ногу со временем. Атеистов становится все больше. А действительно просвещённых теистов все меньше. Это огорчает...

Валерий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Валерий!

Вы выступили с достаточно жесткой критикой православной традиции. И раз уж Вы встали на эту позицию, Вы бы. как это полагается в спорах, хотя бы изучили, что называется, матчасть, хотя бы то, что написано на сайте «ФОМА» по этим вопросам, которые до Вас нам задавали множество раз, так что уже есть готовые ответы. Чего-то принципиально нового я не скажу, могу только собрать Вам готовые материалы с небольшими пояснениями, раз у Вас у самого не получается.

Итак, про иконы даю сразу ссылку на готовый ответ: Зачем нужны иконы? Это же идолы!

Поскольку такое неверное понимание иконы есть не только у Вас, как видите, пришлось Собирать в VII веке Вселенский собор, чтобы официально объяснить, что икона — это вспомогательный инструмент для молитвы. Если Вы можете молиться сами, в своем сердце — пожалуйста! Никто не заставляет ни писать иконы, ни иметь их дома, ни ставить их перед собой во время молитвы. Но если у человека не получается сконцентрироваться на молитве, если ему проще обратиться к Богу, к Матери Божией, ко святым, имея перед собой их изображение — то и слава Богу, что есть иконы, которые помогают!

К тому же, так уж вышло, через иконы Господь совершает множество чудес. И не все иконы писаны людьми: многие являлись чудесным образом, и тут уж, простите, это чудо Божие, и ничто иное.
Что касается молитвы святым, опять же, уже об этом говорили:

Зачем молиться святым?
Святые — кто они? И зачем нам нужны такие Божьи «проводники»?

Как видите, никто никогда и не думал, что помощь посылает сам святой. Речь всегда шла о том, что святые могут вместе с нами попросить Бога о помощи. Потому что бывает, что самому сложно — и тогда мы в жизни просим о помощи друзей и родных. Вот и здесь такой же принцип.

Я понимаю, что многие люди просят прямо святителя Николая о помощи или кого-то еще. Возможно, тут и имеется в виду «помоги мне Богу помолиться». А может быть, человек еще не так хорошо узнал традицию, поэтому молится, как умеет. Но главное, что он молится и что идет к Богу, в верном направлении. Просто не все удается понять сразу.

Кроме того, святые — это те люди, которым удалость достичь того состояния, к которому призваны все люди — святости, таинственного соединения с Богом, онтологической полноты, или полноты бытия, говоря иными словами.

И как в житейских делах мы ориентируемся на опыт тех, кому удалось что-то сделать, так и в жизни духовной, простите, было бы совершенно неоправданно и даже глупо отказываться от того, чтобы узнать, как людям удалось достичь того, к чему мы все стремимся.

По поводу страстотерпца Николая даю ссылку, опять же, на готовый материал За что канонизирован император Николай II?

К слову, канонизация — это очень сложный процесс, который состоит в очень тщательных проверках того, действительно ли можно причислить человека к лику святых, точно ли ему удалось достичь святости (см. Что такое канонизация?).

Наконец, Ваш последний вопрос — о молитвах.

Никто и никогда не запрещал просить Бога и благодарить Бога своими словами. Можете — пожалуйста! Однако не сбрасывайте в реформаторском порыве со счетов те молитвы, которые приняты Церковью. Они знаете почему приняты? Потому что содержат в себе прошения о том, что действительно нужно человеку. Вчитайтесь в слова утренних и вечерних молитв — и Вы обнаружите, что там перечисляется все, о чем следует попросить. Иногда формулировки конкретные, иногда общие, так что Вы можете наделить их своим смыслом.

Многолетняя практика умной молитвы, о которой так прекрасно писал святитель Григорий Палама (см. Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?) — это реальный и проверенный способ молитвы, а сама молитва — самый лаконичный вариант формулировки главного прошения к Богу, которое может быть.

Что касается канонов и акафистов, они были написаны в основном по случаю праздников и украшают богослужения, а также раскрывают его суть. В них — история Церкви, объяснение тех моментов, которые сегодня Церковь вспоминает, только и всего. Не хотите Вы их читать — не читайте, кто же Вас заставляет?

И перед тем, как говорить о реформах, Вы бы изучили все-таки историю Церкви, литургию — и на настоящий момент, и с точки зрения ее истории, ознакомились бы хотя бы с базовым учебником по патрологии, и тогда бы уже говорили о том, что и как нужно менять.

А насчет того, что в храм не ходите... Ну что же, «поздравляю», лукавый нашел к Вам подход, а Вы и поддались на него. Вам кажется, что Вы стоите на точке правды, а Вы просто лишили себя возможности участия в Таинствах Церковных и приобщения к Источнику Благодати, хотите «изобретать велосипед». А зачем? Может быть, Вы откинете это искушение и спокойно приобщитесь к тем сокровищам традиции, которые есть и приготовлены в том числе для Вас лично? Честно скажу, пользы для Вашей души будет гораздо больше!

А что временно в храм не ходили — покаетесь, да и вернетесь к нормальной духовной жизни, с Божией помощью. Все мы ошибаемся, все бывает.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
9
0
Сохранить
Поделиться: