За что канонизирован император Николай II?

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы. В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность спасти свою жизнь, пусть и через прямое отречение от Христа. У царской семьи такого выбора не было. Их убивали именно как государеву семью. Люди, которые это делали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Поэтому семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые имея твердую веру в Бога, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».
«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики...

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление. Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал — он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга. Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой — не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

|Читайте также: Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность? Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым здесь.  

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (43 голосов, средняя: 4,12 из 5)
Загрузка...
17 июля 2019
Журнал№:
Поделиться:

  • Сергей
    Сергей 8 месяцев назадОтветить

    Владимир, спаибо за уточнение! "выбор: отрекись от Христа и этим спаси свою жизнь. " - в таком контексте теперь понятно. Просто, предложение "возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. ” звучит как будто мучеником стают не отказываясь отречься от Христа(быть верным Ему) и принимая смерть, а, наоборот, отрекся(предал) - спасся.

  • Сергей
    Сергей 8 месяцев назадОтветить

    "Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. " - что это такое, это опечатка? отречься от Христа - в ад дорога, и уж точно не мучениство. Что это написано!?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 8 месяцев назадОтветить

      Сергей, спасибо за замечание. Отредактировали фрагмент. Имелось в виду, что мученику его гонители, как правило, предоставляли выбор: отрекись от Христа и этим спаси свою жизнь. Либо умри. А страстотерпец формально подвергался гонениям и убийству по иным причинам, причинам политическим. Но вёл себя в этих условиях, демонстрируя высокие христианские добродетели. Кстати, отсюда возникает некоторая сложность в вопросе о многих верующих, прежде всего, пострадавших в 1920-40-е годы. Формально всем вменялись некие политические деяния. Как правило, сфабрикованные, абсурдные и без доказательств. А не вера во Христа. Но по сути, уничтожали людей именно в связи с их нежеланием оставить Богослужение и отречься от Христа и Церкви. Кто они - страстотерпцы или мученики? Да: попав в очередное (часто не первое) заключение, выбор делать было поздно. Никто не просил уже отрекаться. Но власть постоянно (по крайней мере, до перемены политики в 1943 году) давала понять, что её категорически не устраивает деятельность "церковников". И у людей было время и возможность это понять и отречься. Но они выбирали свой смертельно опасный путь, открыто продолжая служить. Поэтому в итоге, Церковь, несмотря на политическую форму обвинений, всё же называет таких людей именно мучениками или исповедниками (в зависимости от того, были они убиты или подверглись наказаниям, не связанным с лишением жизни.

  • Сергей
    Сергей 8 месяцев назадОтветить

    Святой - за веру во Христа. Кто сказал, что святость - безгрешность. По моему, Николай Второй осознал (хотя и не сразу), что государственное насилие под знаком креста - мерзость, он не захотел был царем-насильником вроде Петра Первого или Екатерины Второй. Этим он спас честь русского православия, запятнанную веками извращенного зверства во имя "христианского государства".

  • Юрий просто христианин.
    Юрий просто христианин. 9 месяцев назадОтветить

    Есть такая категория "Номинальные святые" Это как правило цари российские. Святости там особой не просматривалось, а грехов выше крыши. Деяния зачастую просто ставят в тупик. Тот же кн. Владимир. Но это знаковые для государства фигуры и много сделавшие для Церкви как для становления в стране, так и для нее как государственного института

  • Андрей
    Андрей 9 месяцев назадОтветить

    Видимо, основной причиной было создание предпосылок для преодоления раскола и воссоединения с русской православной зарубежной церковью. В РПЗЦ Николай II канонизирован с 1981 года. По политическим причинам был канонизирован и Дмитрий Угличский. Сын шестой, а если строго, то седьмой жены Ивана IV в принципе не мог быть наследником (единственным законным браком был церковный, а он разрешает только три брака), поэтому никакой угрозы Годунову не представлял и убивать его не было никакого смысла. Чтобы выбить почву из под ног самозванца, царевича канонизировали: раз святой - значит мертвый. Живых не канонизируют.

  • Кирилл
    Кирилл 11 месяцев назадОтветить

    Не убеждает. Никак. Канонизировали лишь в противовес Советскому строю, чтобы показать, мол Ленин гад, Николай мученик. Революции происходят именно тогда, когда народ доведен властью "до ручки", когда народ устает от нищеты и несправедливости. Мда... ошибка Русской Церкви... Глобальная ошибка. Сделали глупую, невинную овечку из царя... девочка-напевочка. Смех. И сами нерусскими были, все просились к своим братьям на Запад, просто те их не приняли, вот и пришлось в России остаться. А дневники велись, с прекрасным пониманием того, что они останутся после них, и когда их прочтут, семейство предстанет в лучшем свете. Не приятно мне, когда из простых людей делают безмозглый скот...

  • Максим
    Максим 11 месяцев назадОтветить

    При Николае Россия была втянута в войну с японцами и немцами ,в не выгодную для России,где она потерпела поражение

  • Владимир
    Владимир 1 год назадОтветить

    3 февраля 1892 г. в Российской империи были приняты «Правила об охоте». Статья 19 указывала: «Истреблять хищных зверей и птиц, птенцов их и гнезда, а также убивать на полях и в лесах бродячих кошек и собак дозволяется в течение всего года, всякими способами, кроме отравы. Начальникам губерний и областей предоставляется дозволять употребление отравы для истребления хищных зверей в виде общей меры или выдавать на то разрешения отдельным лицам и обществам охотников».
    Обитателями лесов и полей Николай II не ограничивался. Накануне прибытия императора к месту охоты представители дворцового ведомства обращались к крестьянам с выгодным предложением – за определенную плату сдавать собак, кошек и даже…воробьев. Всей этой живности предстояло пополнить число царских трофеев. Так, в тот же год мишенями Его Величества стало 899 бродячих собак и 1322 кошки!

  • Александр Малихов
    Александр Малихов 11 месяцев назадОтветить

    [Новый комментарий] За что канонизирован император Николай II?

    «… Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым».

    Выходит, что бы стать святым следует развалить процветающую страну, а её народу устроить, мягко говоря, КУСЬКИНУ МАТЬ! Церковь подписала дурку.

Загрузить больше комментариев
Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Если вы хотите, чтобы ответ пришел вам на почту,
укажите ее в соответствующем поле

Загрузить ещё