За что канонизирован император Николай II?

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы.

В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. Государеву семью убивали именно как государеву семью: люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».
«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

 

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики…

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

 

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление. Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал — он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга. Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой — не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

 

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

 

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

 

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (36 votes, average: 4,19 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Александр
    Август 8, 2018 18:40

    В истории ничто не происходит само собой, всё имеет свои корни и своё начало:
    1. Отмена крепостного права в 1861 г. произошло без выделения крестьянам земли.

    2. Трудоустройство крестьян (строительство ж/д дорог) при Александре II и
    Александре III.

    3. Становление страны из аграрной в индустриальную (строительство шахт, заводов, кораблей, североморского пароходства, добыча нефти, металлургия, продолжение строительства ж/дорог, начало авиастроения и т. д.), при АлександреIII и Николае II.

    4. Были построены Транссибирская ж/д и КВЖД. Это влекло за собой большой пошлинный сбор с Запада.
    Россия взяла крутой старт. Западники (в частности Черчилль) говорили: «Ещё лет 10 такого подъёма России, и нам её никогда не догнать, потому как Россия дистанцирует от Запада навсегда.

    4. После окончания Первой мировой, Россия должна была сидеть на скамье победителей, а это давало ей ещё большие преимущества. Англия уже обещала России пролив Гибралтар, что давало стране беспошлинную торговлю с Западом.
    Но, произошло отречение Николая II, а следом: гражданская война, разруха, Вторая мировая, хрущёвская кукуруза и волюнтаризм, застой, перестройка, Афганистан, две чеченских войны и путинизм (всё это вытекало одно из другого). Когда мы с этим разберёмся, одному Богу ведомо, да и разберёмся ли вообще?
    Вот, что произошло с Россией после отречения от престола Николая II.
    В истории нет сослагательного наклонения, но наглядно видно, что все беды России пошли после отречения от престола последнего нашего царя Николая II. Так заслужил ли он причисление к лику святых!?

    • екатерина
      Август 8, 2018 23:04

      Дорогой Александр, отлично вы расписали последовательность, все так и есть, но читать ваш вывод больно, так как он абсолютно ложный. Интересно, как вы себе-то объясняете, что Николай второй трудился на благо России 22 года, поднял ее на небывалую высоту, стоял на пороге победы, а потом БАЦ…и отрекся. Решил так себе: а дай-ка я отрекусь, гори оно все огнем. Понимаю, что вы под воздействием советской мифологии, но ведь сейчас столько доступно. Читайте последовательность о перевороте, который устроил Гучков и другие. Читайте, как Николай посылал телеграммы о жестком прекращении беспорядков в Петрограде, недопустимых во время войны, но никто не исполнял его приказы. Его отречение было давно решено предателями, они не пропускали его в Петроград, захватили его детей и жену, требовали от него отречения и никто, никто из генералов не поддержал его. Отрекся он или нет, но это была формальность. России все равно это бы преподнесли как Отречение. Известно, что заговорщики были готовы и к убийству Николая 2. Сколько можно, как маленькие дети, повторять советскую ложь об отречении? Николай, без сомнения, святой.

  • андрей
    Июль 31, 2018 21:33

    когда казнили Николая и его семью они уже как 1,5 года были простыми гражданами /причём тут царская семья/

  • давид белль
    Июль 26, 2018 16:39

    я его не признаю святым!

  • давид белль
    Июль 26, 2018 16:30

    плохо сделали что его канонизировали и сделали святым! людей только разделили!у меня тогда вопрос давайте сталина сделаем святым он хоть страну оставил с ядерным оружием и мощной экономикой хоть он и был жестоким правителем!?а николай 2 страну угробил и войны проиграл. все постигается в сравнении! я см фильм почему николай 2 святой там много полубреда — с чем то соглашусь , а с чем то нет! конечно он молодец что отказался бежать заграницу и признал свои ошибки , но это не делает его святым!

  • николай
    Июль 22, 2018 10:58

    а не подскажите в 1905 году по чьему приказу били расстрелены рабочие в питере? во главе колонны шел поп и люди несли иконы, пели молитву.

  • Алла
    Январь 27, 2018 23:03

    Святые -это те, кто служит Христу «в том звании, в каком призван»»до конца,несмотря ни на что,не предавая порученного.» Дело ,которое Ты поручил мне ,, Я совершил»

  • Аркадий
    Декабрь 29, 2017 12:40

    А есть процедура отмены канонизации???

  • Истина
    Ноябрь 25, 2017 13:40

    Господа и дамы, всё очень просто: любая церковь — это прежде всего политическая организация со своими неочевидными и неафишируемыми целями и задачами. Поэтому нечего удивляться столь спорному решению о канонизации ц.семьи. Это исключительно политическое решение!

  • Андрей
    Ноябрь 18, 2017 9:39

    На вопрос «За что?», хорошо отвечает вопрос «Когда?» В августе 2000 года, когда Президентом стал нынешний Президент.

  • Андрей
    Ноябрь 18, 2017 9:21

    Из вида упускают, как 8 марта 1917 года, Николая-2 арестовал
    его личный генерал-адъютант, а личная рота георгиевских кавалеров
    дворцовых лейб-гренадер, под звуки Марсильезы развернула над Ставкой
    красные знамёна. Гвардия, генералитет, государственная Дума из
    олигархов, армия, казаки и простые пролетарии, верха и низы, левые и
    правые, будущие «красные», «белые» и прочие в вопросе
    негодности Николая-2 как монарха оказались Единодушны. Даже
    «великокняжеская фронда» из родных братьев, матери и дядек желала
    гнать такого Самодержца. А а после ареста ещё полтора года гражданина бывшего
    царя мариновали, передавая с рук на руки разным комитетам,
    и никто не решился выручить, пока не нашлись мстители. Разве могли
    ошибаться все те современники?

  • Александр
    Ноябрь 12, 2017 20:20

    Простите за резкость предыдущего комментария, видимо, я еще не христианин. Моя мысль в том, что все мы, Россия — блудный сын, который еще не пошел к Отцу. А если мы все грешим, как можем кого обвинять.

  • Александр
    Ноябрь 11, 2017 17:42

    Когда Христос Пообещал разрушить Израиль, и тот был уничтожен через 70 лет, Он Кем Был — бухгалтером? Когда считали праведников в Содоме, Он Кем Был? Мы ничем не лучше того Израиля и Содома. Бог Есть Любовь, это христианская истина, а это подразумевает наше вразумление и воспитание. Не видеть такого вразумления России в 20-м веке (100 млн. человек) может только слепой.

  • Александр
    Ноябрь 10, 2017 22:40

    Возникает еще более сложный вопрос. После прославления в лике святого Церковь перестает молиться о человеке и начинает уже просить у святого. Если было преждевременное признание, мы лишаем человека помощи отсюда, и не дождемся помощи оттуда. И как просить помощи у членов семьи?

    • Владимир Гурболиков
      Ноябрь 11, 2017 13:39

      Церковь — это же не механизм по оказанию помощи. А это наша жизнь вместе, в со-творчестве со Христом. Сомневаетесь в святости Царской семьи? Ну, увы, бывает, что нас терзают какие-то сомнения. Но если даже и так, то отчего сомневаетесь в Боге? Он что — бухгалтер, который чуть что включает или исключает из списков?? Нет ведь, это никак не похоже на Того Христа, Который сошёл на землю и распялся за нас.

  • Александр
    Ноябрь 10, 2017 20:34

    1917 год — Русский Потоп! Этого мнения придерживаются многие священники. И начало этому было положено в 17 веке. Тогда же был предсказан конец династии Романовых. Главой Церкви является Христос, а не царь! Попытка государства (Романовых) возглавить Церковь привела ко всеобщему отступлению от веры. Предали все классы и сословия, за что и был попущен этот Потоп. Николай 2 не оказался Ноем, хотя знал о приближении конца. Жалко всех, потому что Потоп еще не закончен!

  • александр
    Ноябрь 5, 2017 9:16

    А для меня Николай 2 , просто как последний царь в истории но никак не святой.

  • Таисия
    Октябрь 30, 2017 20:24

    Да, уж святой. А как же расстрел мирного шествия в январе 1905 года несколько сот людей?

    • Екатерина
      Октябрь 30, 2017 21:47

      Таисия, изучите историю этого события. Давно доказано, что это была спланированная Гапоном провокация. Стрелять начали из толпы. Императора даже не было в городе. Об ответной стрельбе приказы отдавал не он. Шла война, то есть было военное положение, за любые забостовки во всех странах расстрел на месте. Когда люди начнут изучать историю, прежде, чем комментировать????

      • Владимир Гурболиков
        Октябрь 31, 2017 18:05

        Да, и намного более масштабная. Достаточно просто воспользоваться поиском в интернете и почитать воспоминания участников событий со всех сторон. Они все доступны. И там столько «удивительных» деталей откроется, что волосы дыбом. Причём все сведения будут из открытых источников. Включая и самого Гапона, и его «куратора» из эсеровской партии. И британского журналиста. И царских чиновников… Блестящая, спланированная и увы, удавшаяся провокация против царя. В которой с разных сторон поучаствовали разные люди. Включая представителей элиты.

        p.s. Особняком, когда читал, для меня стоит история с тем, как боевики (так называемая охрана) Гапона ограбила храм: идея с крестным ходом возникла прямо в момент построения колонны и была импровизацией. Заранее никаких икон и хоругвей не планировалось. И пришлось силой отнимать в церкви, поскольку причт не хотел отдавать…

  • Людмила
    Октябрь 15, 2017 11:05

    Христос учил нас судить по плодам. Что видим: общество разделилось. Масла в огонь подлили и фильм Матильда, и « царебожница» Поклонская, и «Христианское государство» с поджогами. Оказывается, это первый император, канонизированный РПЦ. Почему не Александр 1 тогда, почему серьезно не заняться старцем Фёдором Кузьмичем? Человека мучил грех отцеубийства и много лет он замаливал это перед Богом. Вот вам и образец святого человека. Осталось провести Днк- экспертизу.

  • Ольга
    Октябрь 14, 2017 20:36

    Господи! Какой ушат нечистот в этих комментариях. Господа нерукопожатные, если вы не желаете признавать Государя святым — пожалуйста,не признавайте, не молитесь, не считайте себя православными. Но хоть имейте такт помолчать! И умерить своё желание с упоением перемыватькости человеку, давно убиенному безбожниками. И учтите,что наша Церковь никого просто так не канонизирует! Для этого должны быть случаи чудес, сотворённых этим человеком; доказательства его праведной жизни; ещё много чего… А вы берётесь рассуждать о том, о чём ни малейшего представления не имеете. Церковные иерархи знают лучше. Они окончиди семинарию и имеют гораздо больше духовного опыта. Нет, нельзя удержаться от того, чтобы не поучить профессионалов. Позор на вашу голову.

    • Евгений
      Октябрь 21, 2017 14:01

      Ольга.., хотел бы Вам напомнить что комиссия по канонизации Николая Романова была образована к 1000-летию крещения Руси в 1989 году … Председатель комиссии — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий..
      Комиссия изучала жизнь Николая II целых четыре года, и в итоге отказала ему в святости. 10 октября 1996 года на заседании Священного синода митрополит Ювеналий сделал доклад о том, что «в вопросе о канонизации царской семьи нет полного единодушия в церковном народе» и поэтому «подводя итог изучению церковной и государственной деятельности Николая II, комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации».
      Из вышесказанного следует, что не все церковные иерархи, окончившие семинарию и имеющие большой церковный опыт считали возможным канонизировать Николая Романова..
      Что касается обычных людей, то известен опрос ВЦИОМ 20-25 июля 2000 года, проведенный в 83 населенных пунктах 31 региона страны…вопрос: «одобрили бы вы решение Православной Церкви канонизировать (причислить к лику святых) последнего императора России Николая II?»
      «определенно да и скорее, да» – ответили 31 % опрошенных,
      «скорее нет и определенно, нет» – 46 %,
      затруднились ответить – 23 %…
      Может, после представленного Вам, относительно объективного среза общественного мнения, Вы осознаете что по данному вопросу нет единогласного согласия ни среди церковных служителей ни среди обычных людей. Поэтому Вы и наблюдаете такой » ушат нечистот в этих комментариях»…
      Лично я уверен, что это было не продуманное политическое решение.. и попытки оправдать это решение и закрыть глаза на очевидные спорные моменты приводят к еще большим вопросам..

  • Евгений
    Октябрь 6, 2017 20:11

    Что осмысливать ? Картина маслом Результат руководства — конец империи , семья расстреляна , крайних нет .

    • Владимир Гурболиков
      Октябрь 6, 2017 23:24

      А отчего Вы так уверены, что это именно результат руководства? Вот, представьте себе: Вы оказались президентом страны, в которой 90 процентов образоованной и влиятельной части общества свято уверены, что 1) компьютеры приведут человечество к счастью и 2) для этого надо отдать им управление. И единственная беда: доказать этот «научный факт» мешает устаревшая идея с выборами президента. Который цепляется за отжившие принципы и не даёт устроить счастье. Сколько у Вас есть шансов в этой ситуации на успешное руководство?

      Я задаю вопрос совершенно серьёзно, просто замените компьютеры на «просвещённые наукой люди», а избираемого президента на монарха — и ситуация будет совершенно идентичная.

  • Алексей
    Октябрь 5, 2017 15:01

    Всем, кто в помрачении своем умножает хулу на Государя и Его семью, скажу: суждения ваши стоят на том, чем вас 100 лет кормили те, кто стремился сделать из вас же тупой скот, а несогласных уничтожить, как и святых страстотерпцев! И, к горести своей, замечаю, что пока у них неплохо получается. Задумайтесь, чью «жвачку» пережевываете, пока еще есть время. А осознав, начинайте искать, читайте, смотрите, осмысливайте.. А осмыслив — молитесь и просите прощения.
    Да, воистину силен дьявол. Но Бог сильнее!.
    Прости нас, Государь!

  • Павел
    Октябрь 4, 2017 12:00

    Почему-то все здесь (да и не только здесь) упускают один значительный нюанс. Николай II Романов был руководителем государства. Это большая ответственность. Ответственность за миллионы твоих подданных и судьбу страны. Любой руководитель государства отвечает за все, что в этом государстве происходит (по большому счету, естественно). Николай взял на себя эту ответственность добровольно, но, как показывают годы его бездарного правления, с нею не справился. Не справляешься – уходи. Но он не ушел сам до самого конца, до февраля 1917-го, когда его фактически к этому принудили.
    Но бездарное правление — это еще не беда, беда в том, что результатом его правления стали гибель и мучения миллионов русских людей. В том числе и замученных, и невинно убиенных!
    Так за что канонизировали такого человека? За то, что он смирно сидел с семьей в Тобольске, а затем в Екатеринбурге в то время как Россия уже захлебнулась кровью русских людей, убивавших друг друга?
    Есть юридическое понятие преступного действия. Возможно, Николай не совершал преступных действий. Но он совершил преступное бездействие, и потому лично меня никогда и никому не убедить в том, что руки его чисты. А человек с нечистыми руками святым быть не может!

    P.S. И не нужно говорить о том, что, дескать, он не сам подписывал те или иные приказы и указы, что его дезинформировали и обманывали. Хотел бы — разобрался бы во всем. Александра III почему-то никто не дезинформировал.
    И еще не надо ставить ему в заслугу то, что он не бежал за границу. Да не мог он бежать! Это – миф, фикция. Арестовали его 9 марта, а Александру еще раньше арестовал Корнилов. Как бы он бежал? На лошади что ли? А посему сидел и ждал безвольно и спокойно своей участи, как безвольно и спокойно правил страной десятки лет, пуская все на самотек

    • Екатерина
      Октябрь 6, 2017 1:38

      Учите историю. В вашем сознании только советская мифология. Николай 2 поднял империю на невероятную высоту.

  • Роман
    Сентябрь 28, 2017 16:02

    Возникает ощущение, что Николая 2 назначали святым. Куча оговорок, специальных пояснений, допущений. Не серьезно это.

  • михаил
    Сентябрь 17, 2017 18:24

    Маяковский писал что если звезды зажигают —
    значит — это кому-нибудь нужно? Канонизация и святость Николая II народу точно не нужна .Она нужна церкви .Зачем? Сие есть тайна великая.Но по моему убеждению здесь зарыта какая-то многоходовочка.

    • Владимир Гурболиков
      Сентябрь 17, 2017 19:08

      Непонятно это. Народу вполне может быть нужно нечто, что противно и человеческим законам, и Заповедям Божиим. И что?.. Для Церкви ТАКОЕ понимание того, чего народ хочет или не хочет, никак не должно быть главным мерилом. Это была бы не Церковь, а партия.

  • Мария
    Сентябрь 17, 2017 15:55

    А ещё канонизирован царевич Димитрий. Который даже не известно доподлинно, был ли невинно убиенным. И по историческим свидетельствам характером пошёл в папеньку Ивана Грозного (любил смотреть на мучения животных, а то и сам прикладывал руку). И вообще был незаконнорожденным, то есть и претендовать на престол особого права не имел. Но для церкви это не имеет значения, удивительное дело.

    • Владимир Гурболиков
      Сентябрь 17, 2017 18:19

      Житие святого Артемия Веркольского читали? В сущности, в нём и есть ответ на Ваш вопрос. О разнице между «общественным мнением» и волей Божией.

  • Алексей
    Сентябрь 14, 2017 16:12

    Человек , в немалой мере поспособствовавший гибели Российской империи , бездарный руководитель и просто не самый безгрешный человек канонизирован за свою мученическую смерть. А миллионы погибших как во время его правления так и после это просто «серая масса», недостойная канонизации!? Да, церковь справедлива, ничего не скажешь:буржуям в рай без очереди — вот ваш девиз.

    • Владимир Гурболиков
      Сентябрь 14, 2017 16:30

      Первым в Рай, как известно, вошёл разбойник. Это факт. И есть там, среди прочих, и купцы, и князья. Но туда же призваны тысячами и нищие, и больные, и страдающие. И их всех почитает Церковь, независимо от положения. Вот в чём реальный факт относительно Церкви и Бога. Остальное наше чисто человеческие страсти и оценки, которые надо бы прежде всего применить к себе самим.

  • Евгений
    Сентябрь 14, 2017 11:22

    Отец Георгий как всегда всё превосходно написал, каждое его слово взвешенно, но, в то же время подвержено определенной внутренней цензуре, что, собственно, понятно, ибо служебное положение обязывает. В то же время неоспорим тот факт, что Николай II является спорной и неоднозначной фигурой, о чем свидетельствуют, хотя бы, эти обсуждения. Канонизация ни одного святого не была ещё столь противоположно воспринимаема народом. Что именно произошло в Ипатьевском доме мы достоверно не знаем — большинство документов ещё не рассекречено и не будет рассекречено пока вопрос так остро стоит, по поводу останков — тоже нет уверенности даже у РПЦ. А как мы можем говорить об убийстве, если трупы не найдены? Опираясь на записки Юровского? Дневник Дома специального назначения? Даже смешно… А есть ли показания не участников преступления, а незаинтересованных свидетелей? Насколько я знаю (могу ошибаться) нет. Возникает вопрос: не рановато ли? Быть может, сначала стоит дождаться хотя бы однозначного ответа по поводу найденных костей? Я не оспариваю святость царской семьи, но и безоговорочно её принять при всем желании не могу. То, что Николай II и его семья были весьма добрыми и набожными людьми — факт. Но ведь Комиссия по канонизации не нашла достаточных оснований для канонизации царской семьи, изучая жизнь императора, императрицы и их детей, до отречения царя от престола, однако нашла такие основания, изучая последнее время жизни царской семьи — самые малоизвестные, туманные, спорные и политизированные (с точки зрения времени интерпретации) страницы их жизни. Политическая реабилитация не могла не оказать влияния на скорейшее прославление, ведь остальные расстрелянные в Ипатьевском доме не прославлены, исходя из позиции отца Георгия, по-сути, из-за церковной бюрократии — пока ещё не успели придумать и утвердить чин прославления мирян) Прославление царской семьи выступило частью политической реабилитации и осуждения первых кровавых советских лет, вопрос же святости, с моей скромной точки зрения, исследован недостаточно полно.

  • Екатерина
    Август 19, 2017 23:48

    Дмитрий, Николай II и его семья до последнего верили, что их спасут. Сначала Керенский обещал отправить их в Крым, а позже в Англию, но отправил в Тобольск. Затем Вырубова готовила заговор, но это пожалуй и все. У вас нет знаний. Император не обрекал свою семью на смерть. Ничего сделать было нельзя. Никто не хотел их спасать!!!

  • За Царя
    Август 17, 2017 21:50

    Те, кто против канонизации видимо не знают всей правды и книжки умные не читают…Прежде чем осуждать — докопайтесь до истины. Царская семья не бросила Россию. Не предала. Хотя они не были чистокровными русскими!!! Это как надо любить Россию! Вот те, кто рассуждают, что Николай II «убил» семью — очень сильно ошибаются! Почитайте очерки западных эмигрантов, которые видели все происходящее действо. В особенности обратите внимание на воспоминания Ивана Солоневича. После этого я надеюсь всем станет все понятно и СТЫДНОЕ за своё отношение к Николаю и возведению его к Лику Святых. И в будущем, прежде чем осуждать кого-то, подумайте, готовы ли Вы пожертвовать собой и своей семьёй ради Родины. Или Вы при малейшей возможности будете бежать как «крысы с корабля».

  • Евгений
    Август 11, 2017 10:23

    Личность Николая || и его поступки крайне неодназначно воспринимаются как историками так и священослужителями, напомню, что глава Синодальной комиссии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в октябре 1996 года, перед прошлым Собором, заявлял, что комиссия не видит достаточных оснований для канонизации Николая II. В связи с этим совсем не понятна необходимость в канонизации Николая 2.

    • Владимир Гурболиков
      Август 11, 2017 11:08

      Не очень ясно, что значат слова «перед прошлым Собором». Все архиерейские соборы абсолютно правомочны, разве что кроме решений типа избрания патриарха (во многих других Поместный церквях и вовсе никаких иных соборов, кроме архиерейских, и не существует). С 1996 года в Московском патриархате прошло немало архиерейских соборов. Это первое замечание. И второе. Неясно, отчего частное мнение митрополита, пусть и весьма уважаемого, высказанное в процессе обсуждения вопроса (который затем ещё немало времени обдумывался), воспринимается как некий итоговый аргумент. И при чём тут Собор 1996 года. Итоговый аргумент — это соборный акт канонизации. А сомнения и дискуссии, которые этому акту предшествовали, это нормальная практика. Какие доводы убедили Церковь в святости Николая и его семьи и того же Боткина, написано в статье. Но сама святость вообще не «присваивается» ни патриархатом, ни собором. Она либо Богом попущена, либо нет. Посмотрите житие святого отрока Артемия Веркольского. Оно очень поучительно в плане расхождения между нашей земной логикой — и промыслом Божиим.

  • Вадим
    Август 3, 2017 10:22

    Две цитаты: «Никакой «традиции канонизации монархов» не существует».

    «Как отметил член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов , «чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов». Так определитесь уже, существует или нет…

  • Вадим
    Август 3, 2017 4:29

    Исполнение профессиональных обязанностей с христианским смирением мешает канонизации в лике страстотерпцев? Забавно…

    А тот факт, что Александра Федоровна до конца жизни считала Распутина святым и духовным наставником, и в заблуждении своем не разу не раскаялась никак не мешает ее канонизировать? Еще более забавно.

    А может быть, целью канонизации царской семьи было окончательное примирение с РПЦ (з), с которой РПЦ МП слегка поругались после похорон Сталина?

  • Александр
    Август 1, 2017 10:22

    Этот царь довел до революции страну убил соей бездарностью миллионы солдат,за что он святой ? Может за то что почти разрушил Россию ?

    • Владимир Гурболиков
      Август 2, 2017 9:50

      А в чём выразилась бездарность? Понимаю, что пропагандистские штампы вбивались целый век, но вопрос-то очень спорный. Об этой теме идёт огромная и сложная дискуссия.

  • Андрей
    Май 29, 2017 4:42

    Семья Романовых была на сколько РУССКОЙ? Сколько там было РУССКОЙ КРОВИ? Даже не 1/16… Габсбурги сдавшие Россию своим кураторам. По делом. Не пойму зачем РУССКОЙ ПРОВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ это надо.

    • Владимир Гурболиков
      Май 29, 2017 10:36

      Уже в Византии (которая была для России примером) критериями принадлежности к византийцам (точнее, римлянам, ромеям) была вовсе не кровь, а 1) православная христианская вера, 2) послушания законам страны и 3) если человек хотел занять государственную должность, — высокая образованность. И родоначальник современного Российского государства, великий князь московский Иван III Васильевич не только не чурался чужой крови, но гордился браком с родственницей византийского императора Софьей Палеолог. Именно опора на православие и наследие Константинополя сделали его в глазах общества достойным, чтобы объединить удельные княжества и создать единую сильную державу. В русском народе тогда не было иного восприятия русскости, кроме православной веры, верности царю и следования традициям. Роды могли иметь происхождение самое разное, но становились русскими. Среди святых почитались и прославлены люди, пришедшие на Русь из Греции, Италии. И Церковь как раз мыслит в истинной русской традиции, а национализм с идеей кровной чистоты народов появился исторически совсем не так давно. И к церковному учению о человеке эти идеи не имеют отношения.

  • Дмитрий
    Май 27, 2017 3:54

    Владимир. А давайте не скатываться до выражений типа: заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи. С каких это пор, убийство своей семьи стало православным делом. Может за такое? Банить. Всё? Что не соответствует Вашему мнению. Является оскорбительными выражениями?)). Давайте так. Есть два диаметрально противоположных мнения. В свете одной и той-же концепции нашего православия. В одном. Николая II причисляют к лику святых. В другом, ему пророчат все круги ада. Две религиозные крайности нашей православной религии. Рай? Или Ад?. Вопрос. Какая, из этих концепций является ,более оскорбительной? И странно, что для религиозного человека, понятие, что человек достоин наличие сковородки в аду, является оскорбительным.

    • Владимир Гурболиков
      Май 27, 2017 11:30

      Я Вас просил не применять в отношении прославленного и почитаемого (независимо от мнения небольшого числа зилотов) святого — конкретные слова. Они, как минимум, противоречат тому, что нам Спаситель заповедал, говоря: «Не судите». Речь именно о них, и из-за таких выражений иногда комментарии летят в «корзину». Зачем их писать-то? И в этом, и по существу мной написанного никаких оснований для возмущения у Вас нет. Я позволил себе поучаствовать в обсуждении, привёл аргументы. Имею полное право. Не надо приватизировать ленту комментариев. Учитывая новые Ваши недоумения, могу напомнить Вам о великомученице Софии и том, что случилось с её дочерьми — Верой, Надеждой и Любовью. Она не была убийцей своей семьи, и Православие не призывает к этому. Но их общий подвиг Церковь почитает и не считает чем-то сомнительным. Что же касается Николая, то особенность с ним как раз та, что он старался уберечь свою семью. Это как раз факт. А вот, каковы были реальные обстоятельства, в каких он находился, мы знаем из источников недостаточно надёжных, имевших однозначно негативное отношение к царской семье. И с документами той поры много вопросов. Публикации на эту тему Вы можете найти в том числе на сайте «Фомы», либо последовав моей рекомендации относительно телевизионного цикла. Там передачи неровные, зависит от уровня приглашаемых экспертов, но в целом вся часть, посвященная последним неделям царствования и свержению монархии весьма и весьма интересны.

  • Дмитрий
    Май 26, 2017 0:54

    Платить за свои ошибки. Надо своей жизнью. А не жизнью своей семьи. Своим бездействием, Николай, практически, убил свою семью, которую он мог отправить за границу. Пусть даже против их воли. Вряд ли подвиг искупления состоит в обречении не винных детей на смерть. С таким-же успехом. Николай мог зарубить свою семью сам. И выйти к расстрельной команде в одиночестве. К сожалению в православии, наказывают только за прямое убийство. А за смерть из-за преступного бездействия. Не наказывают.(Преступное бездействие — это волевое пассивное поведение человека, которое заключается в том, что лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность, в результате чего причиняется вред объектам охраны или создаётся угроза причинения такого вреда. или оставление в опасности). А поскольку для Николая, объект охраны была его семья. То Николай, с какой угодно готовностью мог идти на жертвенный алтарь, в одиночестве. Предварительно, защитив свою семью. По мне, так по Николаю сковородка шкворчит. А вот его семья, действительно страстотерпцы. Которые приняли смерть свою, от соотечественников, в силу их политических мотивов, злобы и коварства.

    • Владимир Гурболиков
      Май 26, 2017 10:35

      Дмитрий, всё же давайте не скатываться до выражений типа «сковоподка шкворчит». Одна из причин, когда приходится банить за переход от аргументов и мнений к оскорбительным выражениям. Зачем?..
      Что касается вопроса — сейчас на ТК «Царьград» идёт большой еженедельный цикл передач, где революционная ситуация разбирается буквально по дням, с самого начала. В дискуссиях (а там по часу в неделю) участвуют самые разные специалисты. И картина вырисовывается очень сложная, о которой просто не получается вот так прямолинейно судить. Проблема ещё в том, что (это в России постоянно происходило при любых сменах власти) очень всё непросто с важнейшими историческими документами, включая и «подлинник» отречения, и государевы дневники. Очень много белых пятен. Потому призываю не рубить с плеча в плане оценок.

  • Ирина
    Март 20, 2017 6:29

    На земле нет и не может быть абсолютно безгрешных людей. Святыми не рождаются -а становятся,осознав свои грехи и отрекшись от них (с Божией помощью конечно). Разбойник распятый рядом со Христом,покаявшись,попал в Рай. Наша жизнь так устроена — за все нужно платить. Николай || заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи,хотя у него была возможность уехать за границу.В этом и состоит его подвиг искупления. Кому много даётся с того много и спросится. Он это понимал. Наверно Господь принял его жертву,раз Церьковь его канализировала.Вот и выходит -покаяние очищает и делает святым — итог жизни. Чего всем и желаю.

  • Сергей
    Февраль 12, 2017 20:12

    Да,последний император стал мучеником,но вряд ли по доброй воле! Погибли миллионы с гораздо более чистыми душами,но почему-то канонизирован именно император.Я думаю,что не следовало этого делать,поскольку все аргументы против уравновешивается единственным аргументом- принял мученическую смерть! Но,сколько людей в России приняло не менее мученическую смерть с 1905 по 1945?!
    Вот и получается,что Николай 2 обязан своей святостью занимаемой должности!
    Если есть хоть малейшее пятнышко на биографии кандидата в святые,то даже не стоит рассматривать такую кандидатуру! Не потому,что человек плохой.А потому,что репутация Святого не должна вызывать ни малейшего сомнения!

    • Владимир Гурболиков
      Февраль 12, 2017 20:39

      Сергей, Церковь прославила не одного Николая, а ещё тысячи мучеников и исповедников. Поэтому сам посыл изначально неверен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.