Зачем Бог дает жизнь людям, которые умрут?


Вопрос читателя: 

Зачем Бог дает жизнь людям, которые умрут?

Вот родились у Евы Каин и Авель. Родился бы только Авель, а Камином она была бы беременна. Ведь если Бог безгранично любит человека, то он мог не создавать Каина, тогда Каин не мучился бы в аду, а сам Бог не страдал бы. Рождались бы только праведники да святые. Бог же может делать бесплодным любого.

Зачем Бог дает жизнь тем людям, которые погибнут?

Ведь от человека ничего не зависит. Пресвятая Богородица с детства была чиста, Ее берегли, водили туда, куда высших священников не водили. Её родители были благочестивы, а Бог избрал Её и сделал Величайшей и возвысил её над всеми сделав Своей Матерью. Ведь, буквально, Ей просто повезло, что Бог Её выбрал. Если бы Мария родилась в семье каких-нибудь грешников, то явно не стала бы Богородицей, и сомневаюсь, что вообще стала бы великой праведницей. Очень многое зависит от воспитания.

У всех великих святых, о которых я читал, родители благочестивые: Мария, Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и т.п. Я не сомневаюсь, что можно стать святым, если усердно трудиться. Но эти все труды — лишь жалкие потуги.

От воспитания очень много зависит. И за что тогда грешники страдают? Ведь есть люди, которые ничего не знают о заповедях и родители воспитывают их в язычестве. Почему Бог наказывает нас, грешников, за это? За что вечные страдания? Просто не дал бы жизни грешникам, и никто не страдал бы. Неужели Бог использует жизни грешников, чтобы в Раю было больше людей? Неужели Он может специально дать жизнь человеку, который погибнет, чтобы использовать его в Своих целях?

Раньше я удивлялся, как они стали такими великими, но теперь я им завидую. Мы не выбираем, кем родиться, какими, где и т.п. Бог сует нас в этот проклятый мир и заставляет жить. Мы даже от жизни отказался не можем. Это же несправедливо!

В чем смысл трудиться? Сын свиньи кем будет? Свиньей. Если ребенка учить воровать, он кем вырастит? Вором. Если, конечно, Бог не вмешается. Даже если он исправится в конечном итоге, у него ничтожная чаша, ему никогда не стать великим. И в чем смысл трудиться, если жизнь — это просто лотерея? И это обжигает душу. Я не хочу совсем трудится ради Бога. Честно говоря, я и жить не хочу, но у меня нет выбора, потому что я обязан жить.

Отвечает иерей Роман Посыпкин: 

Дорогой читатель! Отчасти Вы правы, отчасти нет, давайте разбираться.

Вы задали два вопроса - зачем Бог в принципе сотворил людей и далее спрашиваете о конкретных человеческих судьбах. Достаточно полный ответ на первый вопрос есть в материале Зачем Бог меня сотворил? И в чем смысл создания Вселенной?

Таким образом, человек создан не столько "зачем", сколько "почему" и с какими потенциальными возможностями. А вот дальше возникает вопрос о том, как эти возможности могут реализовываться.

Конечно, мы не выбираем, в какой семье родиться, но мы, и только мы, в силу дарованной нам Богом свободы, выбираем, кем нам стать. Вы пишете что сын свиньи будет свиньёй. Это несомненно, ибо у животных, в отличие от людей, есть лишь инстинкт, но нет свободной воли. Но у людей, благодаря Богу, есть этот дар. Когда-то давно, после первородного греха, все люди были обречены быть в аду. Но Христос пришел в этот мир и каждому человеку открыл дорогу на Небо, к Отцу Небесному, и теперь только от самого человека зависит, где он дует (подробнее об этом написано в материале "Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?").

й Каждый человек, когда взрослеет, в какой-то момент отделяется от родительской семьи и выстраивает собственную жизнь, это происходит неизбежно. Если родители были благочестивы, у человека есть хорошее основание для жизни, но он может выбрать совершенно иной путь. Если родители жили ужасно, у любого человека есть возможность жить не так, как они, а по-другому. Вы пишете на сайт священнику, Вы знаете о Церкви, значит, у Вас уже есть какое-то знание для того, чтобы начать выстраивать жизнь на других, правильных основаниях. Я лично знаю огромное количество случаев среди людей,когда дети, например, алкоголиков, в своей жизни вырастают трезвенниками, тем не менее, ежедневно видя перед собой отца и мать в пьяном угаре. Вспомните про благоразумного разбойника, который висел на кресте по правую сторону от Христа. Человек, всю жизнь занимавшийся разбоем, за секунду до своей смерти уверовал в Господа и покаялся. И тут же услышал от Христа весть о том, что он, этот разбойник, ныне же будет с Господом в раю. Прочитайте удивительное житие преподобной Марии Египетской, которое каждый год читают в храме за богослужением во время Великого поста. Это пример жизни человека, который вырос отнюдь не в благочестивом обществе. И Пресвятая Дева, будучи воспитана правильно, могла выбрать, как Ей жизнь, и Ее выбор мы знаем. Без этого выбора, без Ее согласия ничего не было бы возможно.

Бог, дорогой читатель, не «суёт нас в этот проклятый мир» и не «заставляет нас жить». Бог даёт нам краткую жизнь в этом прекрасном, но падшем и несовершенном мире, для того чтобы мы с Вами подготовились к жизни вечной, к жизни с Ним. И это не лотерея. В лотерее от Вас ничего не зависит, всё зависит от случая. В нашей жизни, наоборот, всё зависит от Вас, Вашей свободы выбора. А Бог ей в любом случае поможет, ибо Он — Благ. Бог не создавал Авеля праведным, а Каина злодеем. Бог создал их по Образу Своему, в котором нет зла. Но Авель, по своей свободной воле, выбрал добро и жизнь с Богом; а Каин — злодейство и отрицание Его. Это не выбор Бога, это — выбор каждого из нас, который мы делаем каждый миг в своей земной жизни — быть с Богом или без Него.

Вы правы также в том, что любые усилия человека ничтожны, да, это так. И именно поэтому речь всегда идет о синергии — соработничестве человека и Бога. Устремляясь к Богу, человек всегда просит Его помощи, потому что понимает, что для него одного этот путь труден и только с Богом его можно пройти и достичь того самого таинственного соединения с Богом, обожения, к которому призван каждый человек.

Дерзайте, дорогой читатель! Постепенно, шаг за шагом, в меру своих сил. Для каждого человека есть своя мера. Одному дано больше и спросится за большее, другому дано меньше и спросится за то, как он это использовал и применил.

Дай, Господи, нам помощь, быть с Тобой!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,17 из 5)
Загрузка...
10 сентября 2020
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья 1 неделя назадОтветить

    Уважаемая редакция! Я, как это часто с вами бывает, снова прошу вас опубликовать мой комментарий, который я отсылаю вам в третий раз. Вот комментарий Александра 5 часов назад вы опубликовали. Я свой отправляю вам с пятницы. Вы молча игнорируете и не размещаете его.
    В случае повторной непубликации прошу назвать ее причины. Так поступать, как вы, просто невежливо и не по-христиански. К вам обращаются не единожды, вы же молча поворачивается спиной к человеку и тем причиняете боль ему. Вы несёте ответственность за причинение этой боли. Я вам не желаю такого отношения.

    Уважаемые Александр и Юлия! Я рада, что есть ещё верующие, которые задаются тем же самым вопросом, что и я.

    Да, для меня этот вопрос главный: Господи, зачем Ты создаёшь людей, о которых знаешь, что они будут в вечных муках?

    К людям, которые не спасутся, можно отнести и некрещеных младенцев. Согласно словам Христа, только крещёный человек при наличии множества других условий может войти в Царство Божие. Некрещеный младенец - нет. Да, он не будет в аду, ибо не за что, но и в раю он тоже не будет, то есть не будет именно спасён. Так зачем Бог даёт жизнь таким крохам, заранее обрекая их на неспасение? А если это ребенок верующих христиан, и они не успели его окрестить - почему не дать им сделать это, и только потом забрать его, уже крещеного? Что хорошего в таком?

    Я лично НЕ РАЗ задавала этот вопрос здесь, на этом сайте. Мои вопросы специально не публиковали, приходилось отсылать их по несколько раз. Возможно,и с этим моим комментарием поступят так же. А знаете, почему? Потому что такой вопрос невольно вызывает сомнение в милосердии Бога. Ведь Его милосердие и любовь к нам, Его желание спасения КАЖДОМУ человеку НИКАК не коррелируются с осведомлённым созданием людей на погибель.

    То есть возникает сомнение: действительно ли Бог милосерден? Вот поэтому ни один священник не сможет ответить вам на этот вопрос. Так как просто побоится банально попасть в ад, получить возмездие за то, что поддержит своим ответом сомнение в милосердии Бога.

    Поэтому будет честным для тех же батюшка сказать прямо: да, Бог действительно создаёт тех людей, о которых знает, что они погибнут. Вот это будет честно. А почему Он так поступает с нами, мы не знаем. И нам страшно от этого. И это тоже будет честно. И уже легче, когда и священники прямо скажут об этом. А не будут увиливать от такого ответа, без конца ссылаясь на свободу воли. Которая в этом вопросе не является решающей вообще.

    Юлия, вы правы на сто процентов: это вопрос действительно является именно болью. Я считаю так же. А ещё такой вопрос может вылиться в невроз, который подогревают подобные увиливающие ответы священников. Ну скажите прямо: да, создаёт Господь людей,о которых знает, то они погибнут. А зачем - я не знаю. Всё, ну честно же это! Почему вам так сложно это сказать? Чего вы боитесь?

    И редакции: сейчас вы назвали вопрос Юлии очень важным. Что же вы мои неоднократные комментарии с этим вопросом не называли такими? Ещё и не публиковали подолгу?

    И ещё: в ссылке, данной редакцией, нет ответа на вопрос: зачем Бог создаёт человек, о котором знает, что он погибнет? Там ответа на этот вопрос нет.

    Я думаю, стоит сформулировать данный вопрос отдельно для рубрики. И сразу указать в нем,что свобода воли и выбора человека здесь ни при чем. Потому что свобода воли и выбора каждого находится ВНУТРИ всеведения Бога. И этим всеведением Он знает, что сотворяемый человек погибнет. Однако все равно творит его. Зачем? Ведь, выходит, раз Бог творит человека, о котором знает, что он погибнет, он творит его не для спасения? Как относиться к этому?

    • Игорь Цуканов
      Игорь Цуканов http://foma.ru6 дней назадОтветить

      Уважаемые Наталья, Александр, Юлия!
      Я один из авторов "Фомы", и, пока мы пытаемся сделать развернутый материал на поднятую Вами тему, попытаюсь, с Вашего позволения, предложить предварительный частный ответ. Отталкиваясь от того, например, что усвоил на богословском факультете в ПСТГУ.
      Я бы сказал тут две вещи. Во-первых - какого-то окончательного ответа на этот вопрос, конечно, в богословии нет. Нам всем хотелось бы узнать "правильные ответы" на некоторые вопросы, например: за что страдают дети? почему Бог терпит таких людей, как Гитлер? в чем повинны сотни тысяч людей, ежегодно гибнущих от природных бедствий? Ваш вопрос: зачем Бог творит людей, о которых заранее знает, что они попадут в геенну огненную? - тоже из этого ряда. Правильный ответ на все эти вопросы один: мы этого не знаем. Слишком много неизвестных.
      Когда мы обсуждаем вопрос о смысле творения человека, который совершит свободный выбор в пользу вечной смерти, - мы до конца не понимаем, ни что такое вечная смерть, ни что такое вечная жизнь, ни что такое вечность (у нас нет опыта жизни в вечности!), ни что такое свобода (есть, например, точка зрения, что свободы воли вообще не существует - все наши решения предопределены сложными цепочками химических реакций у нас в голове). И мы не можем с уверенностью утверждать, например, что Бог наперед знает, кто из нас какой жизненный выбор сделает. Да, вроде бы должен знать, Он же всеведущий. Но не случайно богословы говорят, что единственный "камень, который не может поднять всемогущий Бог" (известная средневековая антиномия), - это человек с его свободной волей. И не зря богословы говорят о творении человека как о "Божественном риске": Господь сотворил такое существо, которое способно отвергнуть Его и тем самым весь Его замысел обречь на провал. Сотворив человека, всемогущий Бог ограничил Свою власть над вселенной - отныне в ней есть такое место, над которым Он не властен и в которое не может войти без разрешения. Это место - человеческое сердце!
      Размышляя над этим, я не берусь однозначно утверждать, что Бог из Своей вечности видит все наши окончательные решения и выборы. Лично для меня это вовсе не аксиома.
      Это первое.
      И второе. Все, что мы знаем о Боге, дает нам возможность точно утверждать, что Он делает все, что только возможно, чтобы спасти каждого из нас. Он бьется за каждого из нас до последнего нашего вздоха. Когда-то, две с небольшим тысячи лет назад, Он Сам стал Человеком, чтобы умереть за нас и искупить нас от вечной смерти. Каждого из нас. Не то чтобы Он создал нас когда-то, а потом уселся и стал безучастно наблюдать, как мы захлебываемся и идем ко дну. Да, Он наделил нас свободой выбора - просто потому, что изначально создавал людей, а не роботов, запрограммированных на добродетельное поведение. Он хотел, чтобы мы были способны любить Его и друг друга, а робот, даже самый добродетельный, любить не может. Но правда и то, что этой свободы мы у Него не просили. И именно поэтому Он считает Себя ответственным за нашу судьбу, именно поэтому делает все, чтобы отвоевать нас у диавола, греха и смерти. Он идет до самого конца, до собственной смерти на Кресте. Думаю, никто из нас даже близко не представляет себе, сколько всего Господь делает ради нас ежесекундно. И в этой ситуации - да, если мы и погибнем, то только по своему собственному желанию. Как ни странно, но такое может быть. Гибель может быть желанной. Бывают такие темные желания, которые завладевают человеком помимо всякой рациональности, все мы это, к сожалению, проходили...
      Некоторые богословы - Григорий Нисский, отчасти Максим Исповедник - считали, что Бог не может допустить гибели Своего творения (ведь гибель любой души будет и Его поражением, частичным провалом Его замысла), поэтому в конце концов все спасутся. Церковь эту точку зрения не то чтобы осудила, но и не приняла. Может быть - из педагогических соображений: ведь, если все спасутся, то зачем мне трудиться над собой? Но, скорее, как раз осознавая, что человек - если он действительно свободен - может захотеть погибнуть. И тогда даже Бог не в силах ему помешать.
      Но Бог сделает все, чтобы этого не случилось ни с кем из нас. В этом, мне кажется, мы можем быть уверены.

      • Игорь Цуканов
        Игорь Цуканов http://foma.ru6 дней назадОтветить

        Наверное, мысль по поводу возможности выбора вечной смерти нуждается еще в небольшом пояснении.
        Что такое вечная жизнь? Это жизнь со Христом. А так ли мы любим Христа, чтобы желать провести с Ним всю вечность? Многие, честно ответив на этот вопрос, могут ужаснуться, потому что ответ окажется отрицательный. "Нормальный" человек хочет прожить свою жизнь - как? Без больших потрясений, вырастив и поставив на ноги детей, принеся пользу людям (чтобы "не зря небо коптить"), оставив по себе какую-то добрую память. В Ветхом Завете это называется - "насытиться днями". Ну, а потом что? А потом известно что - умереть. Упокоиться. Уснуть. Потому что жить вечно - это как-то непонятно и даже неприятно. Ну как так - вечно? И чем там, в вечности, заниматься?..
        Года в четыре или пять у детей обычно возникает острый страх небытия, их охватывает ужас от мысли, что однажды их - не будет. Но с возрастом этот страх обычно проходит и остается желание жить, пока живется, а потом - спокойно отойти. Лишь бы не слишком рано и без долгой болезни. И вот это согласие рано или поздно (лучше, конечно, поздно) умереть - не есть ли то самое желание вечной смерти? И если это оно, то не все ли мы заражены этим желанием? И тогда впору задать тот самый вопрос, который некогда обратили ко Христу ученики: "так кто же может спастись"? (Мф 19:25) Христос, напомню, ответил: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф 19:26). Но все-таки возможно - при условии, что сам человек захочет быть с Богом. Что выберет вечную жизнь с Богом, а не вечную смерть после жизни, "насыщенной днями".

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

      Если обидно, то публикуем. И тем самым (как ни странно, на первый взгляд)... серьёзно откладываем для редакторов и авторов реальную возможность продумать и подготовить ответ. Вы задаёте "карамазовский" вопрос. Масштаба тех, о которых пишутся книги и о которых христиане думают иногда всю жизнь. И его не имеет смысла публиковать без ответа. А теперь большой риск, что поскольку почта огромная, вопрос может утонуть в комментировании. Которое многие читатели не замечают, либо даже намеренно игнорируют. Я сам же и вижу (как зам редактора "Фомы"): даже сами комментаторы почти совсем не реагируют на ответы им. Иногда думаю: зачем же и для кого писал (иногда час и более) комментатору ответ... (

      Советую и прошу отправить вопрос целиком в рубрику Вопросы священнику с пометкой, что ответ на подобный вопрос, который уже публиковался, оставил вот такие переживания и новые вопрошания. Либо найдите меня в социальных сетях (я есть и в ВК, и в ФБ) и спишитесь со мной, чтобы отправить Ваши мысли и сомнения мне на емейл.

      • Наталья
        Наталья 1 неделя назадОтветить

        Владимир, спасибо.
        Мой вопрос не совсем "карамазовский". Тот больше о теодицее. Мой несколько иной, более изначальный, касающийся смысла дачи жизни человеку, о котором Бог знает, что он погибнет. Это не теодицея, имхо.
        И спасибо за совет, давно думаю об этом. Но боюсь, что снова не смогут ответить.

        Ваши ответы мне я читаю. Просто со многими не согласна: вы часто отвечаете как будто заученным текстом, "как положено". Извините, ваши ответы как раз похожи на ответ батюшки на вопрос этой темы: свободная воля и синергия - и все на том, сам виноват. Поэтому, в основном, только читаю. Спасибо за ваше время и силы.

        • Владимир Гурболиков
          Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

          Я не претендую на роль хорошего апологета. Ну совсем. Увы: сейчас очень сложный момент поиска людей, которые имеют талант и благодать, чтобы найти верные слова для разговора о вере. Кто-то умер; кто-то увлёкся политикой, церковной или светской. Слишком много чисто партийных, основанных на принципе "против кого дружим" споров. А люди, очень многие, остаются один на один со своими вопросами. У меня как редактора просветительского журнала (а нас читают как вопрошающие церковные люди, так и люди нецерковные, даже иноверующие, даже атеисты), часто сердце болит, насколько не хватает этих самых апологетов. А возвращаясь к моим ответам... В любом случае, я никогда не стремлюсь процитировать учебник школьного богословия и ответить просто чтоб отвязались. Просто редактор вовсе не обязательно сам по себе хорош как автор ответа. В любом случае, ко всем этим вопросам я вовсе не равнодушен.

  • Александр
    Александр 1 неделя назадОтветить

    Хорошая статья.

  • Александр
    Александр 1 неделя назадОтветить

    Батюшка! Вы не ответили на вопрос! Зачем Бог-любовь дает жизнь тем людям которые попадут в ад? Свобода выбора сдесь вообще не причем! Человек не имеет свободы выбора рождатся ему или нет!Тем более сам же Бог говорит в библии - горе тому человеку, который предаст Сына человеческого. Лучше бы не родиться вовсе тому человеку!

  • Юлия
    Юлия 1 неделя назадОтветить

    Это такая традиция у священников на вашем сайте - не отвечать на поставленные вопросы, а рассуждать на какие-то свои темы? "Зачем Бог дает жизнь тем людям, которые погибнут?" - очень даже конкретный вопрос. И ответ в никуда - "Христос пришёл, свободная воля, дети алкоголиков, синергия, дерзайте".
    Распишу вопрос: "зачем всезнающий Бог создаёт будущего вечно падшего грешника, если знает, что по итогу своей жизни грешник попадёт в ад и никогда из него не выйдет" и в ответ обычно говорят "он даёт ему свободу выбора". Класс, спасибо, подобные ответы как плевок в лицо 👍 Люди вам про свою боль задают вопросы, а вы им отвечаете восхищением православием.
    Ключевое слово в вопросе - з а ч е м! Зачем создавать такого человека? Если ответ "он даёт ему свободу выбора" - то такой человек создаётся для того, чтобы гнить в аду вечность. Чтобы человек совершил этот выбор. Это милосердно - создавать человека для того, чтобы он провел свою вечную жизнь в аду?
    Человек не просил создавать его. Но его создали и заставили делать этот выбор. Если бы его не было - и выбор делать не пришлось, и в ад попадать тоже.

    Я тоже живу с такой же болью в душе, как и многие другие, кто не считает, что пусть и плохому, но запутавшемуся, напуганному и побитому жизнью грешнику справедливо оставаться в аду навечно. Разве Иисус сам не говорил, что никогда не забудет своих детей? В человеческом-то обществе глубоко осуждается оставление своего ребенка в детдоме даже по самым серьёзным причинам. И теперь представьте себе родителя, у которого ребенок в детдоме оказался... из-за чревоугодия и ленности! Или других православных грехов. То, что родитель не справляется с ребенком - значит, проблемный как раз родитель, а не ребенок. Если твой ребенок растет не очень - ты не бросаешь его или винишь его, а стараешься стать лучшим родителем, воспитывать его правильней. Так почему мы глубоко не принимаем таких земных родителей и называем их плохими, но считаем нормальным оставлять грешников в венчости ада, детей Бога?

Загрузить ещё