Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?

Имя Бога

Если говорить кратко, то Иисус Христос — Господь, Спаситель мира, Мессия. Но что стоит за этими словами?

В Его имени как бы соединяются два языка. «Иисус» происходит от древнегреческой формы еврейского имени «Иешуа», которое восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель». Имя «Христос» происходит от древнегреческого глагола, означающего «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «помазанник», «получивший помазание». Так в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом.

А еще Помазанником называли Мессию, о котором говорили пророки и которого ждали иудеи. Это тот самый Спаситель, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.

Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от тех ожиданий, которые были у иудеев.

Во времена, на которые пришлась земная жизнь Христа, Иудея была захвачена римлянами и являлась римской провинцией, а ее народ изнывал под гнетом иноземного владычества. Иудеи надеялись, что к ним придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое могущество и славу. Именно так понимали они пророчества о Мессии. И если бы Христос совершил именно такие земные деяния — это было бы понятно всем без исключения, Его приняли бы все иудеи. Однако Он пришел в наш мир не как полководец, а как обычный человек, простой плотник. И не к одному народу, а ко всему человечеству.

Христос родился в пещере, рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по земле, не всегда имея дом или пристанище. Тот, Кто правит всем миром, добровольно избрал этот кроткий и смиренный путь. И последним пределом на этом пути стала добровольно принятая ужасная смерть на кресте.

Именно на такую смерть Христа осудили люди, больные злобой и духовной слепотой, те, кто ждал от Небесного Царя лишь улучшения земной жизни — не более. Христос же предлагал им спасение души и избавление от смерти… Обманувшиеся в своих ожиданиях люди не понимали, что Царство Божие никак не связано с земным государством, а свобода, о которой говорит Христос, — это свобода от уз греха и смерти, а не от временной власти. Его освобождение дает вечную жизнь, а не комфорт на земле. Есть хорошая поговорка: денег на тот свет с собой не возьмешь. А вот спасенная для вечной жизни душа — это подлинное сокровище.

Интересно посмотреть, как разные современники воспринимали Христа. Ведь не все они не признали в Нем Мессию. В Евангелии есть прямое указание на то, что люди узнают в Иисусе долгожданного Спасителя. Например, когда Он спрашивает Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», они отвечают: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» Потом Он спрашивает их: «А вы за кого почитаете Меня?». Апостол Петр, отвечает Ему: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус говорит ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:13-17).

При этом Христос не провозглашает себя Мессией. А Он задает открытый вопрос, и только после того, как Петр (другие, видимо, не смогли или не посмели это сформулировать) назвал Его полным титулом Мессии, Христос подтверждает его правоту и добавляет: человек не может сам додуматься до этого, ему эту тайну открывает Бог.

Однако человек сам решает, принять или не принять этот факт. И в этом раскрывается один из принципиальных моментов во взаимоотношениях Бога и человека: Господь до конца сохраняет за нами свободу выбора и принятия решений. Он может все, но Он не может принудить человека к чему-то против его воли.

Но неужели пришествие Христа никак не отразилось на устройстве нашей повседневной жизни? Отнюдь. Примеров того, как изменился мир в христианскую эпоху, очень много. Вот лишь некоторые из них…

 

Права человека

Мы часто слышим о неких общечеловеческих ценностях, которые якобы восходят к общему для всех нравственному закону, а потому понятны всем людям. Но что это за ценности? И какова роль христианства в их утверждении?

…Идея прав человека — крае-угольный камень современной светской системы ценностей — в определенном смысле выросла из христианства. Представление о том, что все люди наделены от природы равными правами, которые ничем и никем не могут быть отменены, не взялось из ниоткуда. Во многом оно основывается на том понимании личности, которое было сформировано в христианстве. Почему у человека вообще есть права? Потому что он — образ Божий. С христианской точки зрения, это — часть замысла Бога о человеке: личность сотворена, во-первых, свободной, во-вторых, с правами. Парадоксально, но именно поэтому стало возможно грехопадение Адама и Евы. Не будь у человека прав, он не смог бы выбирать и не выбрал бы плод с запретного древа познания добра и зла. А второй важный посыл — что все люди равны, — исходит из того, что все равны перед Богом. И равны не по своим талантам — здесь все разные, — но именно равноправны перед Творцом (у богатого и здорового ничуть не больше прав на Божию любовь, чем у бедного и больного). Так что идея о равенстве в правах появилась именно в христианской культуре.

 

Мужчина и женщина

Равноправие мужчины и женщины в современном мире во многом стало возможно также благодаря христианству. На древнем Востоке семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, причем довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать ее из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности. Исключением в плане отношения к женщине не были ни Древняя Греция, ни Древний Рим. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах женщины никогда не имели гражданства, то есть фактически приравнивались к рабам. Супружеская измена и в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

Христианство, явившись вызовом всей римской культуре, не могло не затронуть и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конечно, евангельская проповедь не была направлена на подрыв социально-политического порядка и не задавалась целью изменить отношения между полами. Пройдут века, прежде чем человечество сможет всерьез заговорить здесь о равноправии. Но только благодаря произошедшей две тысячи лет назад «христианской революции» вышеописанные картины бесправия женщины в древнем мире кажутся нам сегодня ужасными.

Дело в том, что именно в христианской культуре утвердился моногамный брак. Именно христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины также недопустима. И, разумеется, равенство людей перед Богом для христианства не зависело от пола человека. В Евангелии есть рассказ о женщине, которую застали в прелюбодеянии и которую, по ветхозаветному закону, следовало побить камнями. Фарисеи-законники, строго соблюдавшие все древние предписания и искавшие возможности обвинить Христа в нарушении принятых правил, привели ее к Иисусу, спрашивая Его, что с ней делать. Ответ прозвучал для них неожиданно-ошеломляюще: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7). По одному из древних толкований этого евангельского места, Христос имел в виду тех, кто без такого же греха, то есть кто не изменял своим женам. И толпа разгоряченных законников разошлась, не смея осудить женщину, так как они были «обличаемы совестью». Пафос этого эпизода, конечно, не в том, что Иисус оправдывал измену. Напротив, Он расстается с грешницей со словами: «Иди, и впредь не греши». Но в словах Спасителя звучит неведомая дотоле мысль о необходимости сохранять верность не только женами, но и мужьями. Дохристианское общество не знает такого уровня нравственности.

 

Церковь и наука

Существует стереотип о том, что христианская Церковь всячески препятствовала развитию науки. Но если посмотреть глубже, становится понятно, что это совсем не так. В античном мире космос почитался как божество, высший порядок, гармония и красота, в которую включено все — и боги, и природа, и люди, и которой все подчиняется. Бог моря для античного философа — это не божество, живущее в нем и управляющее им, а само море, поэтому его нельзя изучать: не подобает посягать на божественную сущность, ведь бог может разозлиться, если его начнут «препарировать»! Христианская же идея о том, что Бог сотворил мир, но Сам не тождествен этому миру, рождает принципиально иное понимание вопроса: если солнце — не бог Гелиос, который едет по небу на своей колеснице, а сотворенное Богом небесное тело, то человек, будучи сам венцом творения, вполне может его изучать. То же самое касается моря, земли, рек, вулканов, деревьев и так далее.

Далее, античное видение мира не позволяло соединить физику с математикой: оно исходило из жесткого деления всех вещей на естественные и искусственные, из противопоставления мира космоса миру созданных человеком вещей. Христианство позволило наконец соединить физику с математикой, и для Коперника, Галилея, а затем и Ньютона это стало колоссальной опорой в создании физической картины мира. Так родилась современная наука. Кстати, люди Церкви зачастую способствовали ее развитию. Скажем, университет Сорбонна вырос из колледжа, который основал один образованный монах — Робер де Сорбон. Астроном Коперник, основатель генетики Мендель и многие другие люди науки были также и служителями Церкви. Даже один из создателей Теории большого взрыва — одной из главных научных концепций XX века — физик Жорж Леметр был католическим священником! Увы, несколько трагичных эпизодов в эпоху Возрождения, произошедших в общем-то по вине отдельных церковных служителей, абсолютно перечеркнули эти факты. Равно как и то, что наследие Древней Греции и Древнего Рима сохранилось в Средние века благодаря трудам монахов-переписчиков…

…Список изменений, произошедших в мире после (и вследствие) пришествия Спасителя, конечно, гораздо длиннее, его можно продолжать и продолжать. Но главное все же в другом. Все эти перемены — следствия одного принципиального и самого важного изменения: человек, созданный Богом для пребывания в любви и эту любовь растерявший, получает возможность снова ее обрести. И обратиться к Богу напрямую — как когда-то в Эдемском саду. И услышать ответ. Для этого Христос и пришел в мир.

 

Митрополит Антоний Сурожский о Рождестве

Бог верит в человека

…Явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; <…> через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви

 

На заставке: Тициан. Христос, несущий крест (фрагмент)

Эти и другие материалы вы можете прочитать в спецвыпусках “Рождественский вертеп” – совместном проекте журнала “Фома” и группы кампаний “Кардос”

 

МИТРОФАНОВА АллаМИТРОФАНОВА Алла
рубрика: Авторы » М »
Обозреватель
СОКОЛОВ АлексейСОКОЛОВ Алексей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Руководитель интернет-проектов
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (30 votes, average: 4,87 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Александр
    Январь 18, 2019 7:40

    Для Николая ( от 15.01.2019): способность спорить с самим ( в виде невидимых читателей) есть – отличие человека от всех организмов на планете Земля… Но главное в том, что планета Земля (как газовая среда одновременно в трёх состояниях: газы, Н и О2 => жидкости, H2O => кристаллизация, лёд) – это только производство/ копирование себя в виде микроединств трёх сред, называемых телами БИОМИРА…
    Отсюда произносить искаженно имя Создателя (как «директора производства разных масштабов пространства» для твоего организма (как носителя/ как изделия, содержащее в себе технологию этого производства) также … как на любом предприятии прямо в лицо директору заявить при всех, что он не Иван Иванович, а “кот Васька”… Другое дело, что большинство за его спиной так и говорит, но за спиной… А ты берёшь свой организм и машешь им ( как щитом) перед всеми и перед Создателем организмов… Что тогда будет?!
    Вот на досуге и подумай, что просто так физика/ оптика, химия, география и биология в средней школе не появилась – эти знания элементы безопасности твоего организма в окружающем тебя пространстве жестких физических законов… Береги себя, т.е. свое
    тело и сможешь тогда мыслить, говорить и творить… Но всегда помни, что твоё тело тебе дано один раз… Таков закон этого невидимого и неизмеримого производства!!!
    А каково имя самого Создателя, то это ты вспомни о художниках ( все всегда пишут свою фамилию в углах картины), так и в физике/ оптике =>
    есть его Имя ( производственного назначения):
    красный свет – начало, зелёный свет- середина, синий свет – окончание… Так как все есть свет в материальном мире, речь идёт о триединстве красного света… Вот тебе школьные азы по естествознанию глаза – то твои тебе и открыли… Везде и во всем – власть самого Права Славить Создателя… Почаще повторяй это слово сочетание и поймёшь кто ты, что есть планета Земля и все человечество… Главное помни о своём теле, как возможности мыслить, говорить и творить : на невидимом тебе производстве тебя самого… И необязательно всем об этом “кричать”, т.к. каждый организм -это копия планеты Земля… Здоровья тебе и счастья (безопасного для твоего тела) в твоей жизни

  • Олег
    Январь 17, 2019 14:28

    2000 лет дурят мозг людям,а люди все никак не поймут,что все это афера и средство удержания народа в стойле, путем кнута и пряника коим и является библия

  • Д.Р
    Январь 16, 2019 17:57

    Сказки сказки сказки но так как это еврейские сказки люди обязанны делать вид что в это верят!

  • Николай
    Январь 15, 2019 12:53

    А как понимать слова Иисуса Христа- “Не твори себе кумира!”? Если есть Творец- Бог, Аллах, Всевышний, то разумно, правильно- молиться Ему, а не образам, истуканам и прочим символам! В Исламе, Иисус(Гайса)- один из пророков, посланцев Бога, но не сын Бога, не Бог! Такой же, как, например, Мохаммед, Аврам, Моисей.
    Богом нарекли Иисуса на Никейском соборе 325 году большинством голосов!

  • Александр
    Январь 14, 2019 23:32

    На мой взгляд, Евангелие – нравоучительная история о том как не надо жить на белом свете на примере образа жизни древних евреев. Одни чудеса чего стоят и сколько в них содержится нескрываемой издевки. Например, за великое чудо посчитали гости на свадьбе, что им Христос по второму стакану налил, да еще не дерьма какого-нибудь, а хорошего напитка. А то так и разошлись бы не солоно хлебавши. Примеров такого гостеприимства и сейчас полно. Или еще – целое стадо свиней побежало топиться от ужаса, осознав, что в голове у человека может в голове твориться. Посмотрите в телевизор и представьте себе сколько теперь свиней должно утопиться, осознав все что там вещают и показывают. Вся ценность священного писания заключается в том, что оно дает возможность сравнивать свое бытие с тем, что было тысячи лет тому назад. Давать себе оценку, глядя на низкопробное и мерзкое поведение людей того времени. К сожалению, мало чего изменилось в лучшую сторону.

  • Татьяна
    Январь 11, 2019 17:27

    Владимир (другой),
    полагаете, Христос был православным?.. И Пётр, основатель Церкви Христовой, тоже?

  • Пётр Панкратов
    Январь 11, 2019 16:53

    Я написал: “Всех верующих с рождением Иисуса Христа – нашего Спасителя. Воистину Воскресен.” ….правильно я поступил на взгляд священнослужащих…

  • Пётр Панкратов
    Январь 11, 2019 16:35

    Вот это цензура….нигде такой не было…только у Фомы. Пусть отзыв от оппозиции, но также имеет право быть опубликован.

  • Пётр Панкратов
    Январь 11, 2019 16:32

    Как много путаницы и в Ветхом Завете и особенно в Новом…..когда становится ясно, что все пророки отвергали царствование церкви над верой, она не должна была быть сподвижницей угнетателей и не выражать собой удавку для инициативы низов – рабов….

  • Ольга
    Январь 11, 2019 14:22

    Замечательная статья! До слез…

  • Олег
    Январь 3, 2019 3:11

    Конечно, он же “чужой”… И верит он в другого Бога, читает другое Евангелие, и Христа воспринимает не так как надо, и заповеди его читает и исполняет не так, и на картине изображает кого-то совсем другого, не имеющего отношение в объекту вашей веры…

    Конечно, нужно обособляться, мы же исключительные. Нужно ненавидеть “чужих”, нужно больше нетерпимости, презрительного отношения. Ибо заповедано: ненавидьте врагов, ненавидьте ваших “самаритян”.

    Хуже гордыни может быть только групповая гордыня.

  • Владимир (другой)
    Декабрь 28, 2018 14:41

    В чём духовный смысл того, что заставка статьи – картина не русского православного художника, а католика Тициана?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.