Какая разница, в кого именно верить — в Христа, Вишну или Высший разум? – Православный журнал «Фома»

Какая разница, в кого именно верить — в Христа, Вишну или Высший разум?

Фрагмент книги «Загадки Бога»

Приблизительное время чтения: 12 мин.

В книге «Загадки Бога» собраны вопросы, которые будоражат умы великих мыслителей тысячи лет: если есть Бог, то чего Он хочет? Есть ли у Него планы на конкретного человека и на все человечество вообще? Как можно называть Его добрым, если в созданном им мире страдают и умирают дети и невинные люди? Если тысячи и миллионы гибнут в ходе катастроф? Кажется, для верующих это самые неудобные вопросы, ответить на которые понятно и убедительно для простого человека у них вряд ли получится. Но авторы журнала «Фома» решились это сделать.

Письмо читателя:

Почему я верю, но не религиозна?

Сначала отделим зерна от плевел. Вера — это человеческая потребность, совершенно естественная и ясная. Верить — это способ понимать, познавать и пробовать на вкус окружающий мир. Не важно, как назвать то, во что, собственно, веришь — Бог или, скажем, Высший Разум, — важно, что душа работает. Ни в регулярных походах в храм, ни в ежедневном чтении молитв бог в человеке не проявляется. Это — внешнее. А проявляется бог в человеке изнутри, и называется он — совесть. Совестливый человек, рефлексирующий — значит, есть в нем та самая божественная искра. В моем понимании, если человек замечает несовершенства мира и молится, чтобы их не было — это лень. Если же человек видит в мире изъяны и стремится их исправить делом — это вера. Так что в этом смысле я человек вполне верующий.

Верующий — но не религиозный. Религия — это человеческое изобретение, придуманное для поддержания общественного порядка. Уздечка. Чаще — строгая уздечка: дернул — все испуганно присели.

Вообще идея делить бога на религии кажется мне странной. Вот мне совершенно все равно, как его зовут — Иисус, Аллах, Вишну или Сергей Васильевич, все равно, как он мог бы выглядеть — носит ли он чалму или задорное бикини в клубничках. Важнее понимание, что все происходящее вокруг — не случайный хаотичный процесс, а Система. Система закономерностей и чудес. Поэтому бог — это не тот «парень» из Ветхого Завета и не «ребятишки» из Махабхараты. Бог — это сущность выше всяких имен и персонификаций.

...Конечно, это все личное. Вероятно, есть что-то удивительно хорошее именно в религиозной системе, чего я не вижу — то ли в силу недостатка ума, то ли по недостаточной образованности или чрезмерной зашоренности. Но вижу — так. Религия — чуждо и страшно, вера — необходимо и естественно.

Тина Н., интернет-сообщество «Живой журнал»

Отвечает первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков:

Рисунок Веры МаханьковойМне кажется, Тина, Ваше определение веры чересчур общо. «Пробовать на вкус» окружающий мир можно через ощущения, душевные движения, которые не обязательно предполагают веру. Человек способен жить «полной жизнью», вкушать горе и радость, любить и ненавидеть; он может творить, быть великолепным художником, писателем... И при этом не иметь никакой веры, считать все, с ним происходящее, плодом своих желаний, везения-невезения, и только.

Но вера — это другое. В первую очередь — уверенность в том, что у жизни есть особый смысл, что существуют различные необъяснимые природными, биологическими, социологическими причинами ценности. Можно быть атеистом, считать: я умру, распадусь на молекулы и атомы... но верить, что мои дети будут жить при коммунизме. И ради этого коммунистического завтра убивать или идти на смерть. А можно верить иначе... Когда Христос говорит: кто положит душу за Меня и Евангелие, тот душу спасет — как это понимать? Ведь само словосочетание «спасение души» не имеет смысла вне веры! И кто-то верит в то, что есть душа, и что можно жить и умереть ради Христа, и в этом — высший смысл жизни.

Все это — вера. И на первый взгляд, действительно, кажется: во что веришь — неважно. Я сам в свое время увлекался и толстовством, и Рерихом, и Евангелием увлекался. Мне достаточно было, что в отличие от науки, которая отвечает на вопрос «как мир устроен?», существует вера со свои вопросом: а зачем существует мир? И ответ на это «зачем» — есть Бог. Мы живем, Вселенная наполнена галактиками, горит Солнце, растет трава — и всюду бог. Мне казалось, что остальное — плод человеческой фантазии. И что неважно, как верить, во что верить. Я смотрел с восторгом на мир как на бесконечную сокровищницу волшебных чудес и тайных знаков и упивался своей духовной широтой. Но стоило только столкнуться с религиозной верой, с верой как институтом — я ее сразу же начинал презирать.

Своих православных знакомых я считал чудовищно невежественными (хотя это были люди умные и образованные). Когда я слышал, что они общаются с Богом, считая Его Личностью, которой можно сказать «Ты», то внутренне потешался. Воспитание не позволяло с ними спорить, но мне казалось это крайним примитивом, величайшей наивностью.

Так я думал о христианстве, которое — независимо от того, как относиться ко Христу — безусловно пример глубокой веры. И вот какой парадокс: получалось, как только я соприкасался с христианством, мне почему-то становилось не все равно, как верить и как называть Бога.

Я принимал боксерскую стойку: ах вы, примитивные клерикалы, как вы смели присвоить Бога себе!.. Оказывалось — я не желал видеть Его глазами православных, мусульман, иудеев. И проповедуя «всеобщего бога», я оказывался вовсе не универсалистом, потому что постоянно отвергал Бога Библии, Евангелия, Корана...

Мне казалось: правда — на стороне моих мудрых друзей, равно почитавших и Христа, и Толстого, и Рериха. Меня не коробило, что Лев Николаевич ради своих идей безбожно чиркал Новый Завет и убирал оттуда все, что ему не нравилось. Мне было «очевидно», что Рерих нес истинный свет единой веры Запада и Востока — и не смущало, что его высокогорные учителя с восторгом писали «махатме» Ленину... А когда я все-таки задумался и спросил своего знакомого агни-йога, как же Ленин, истреблявший священников, оказался «махатмой», то услышал: потому что, покончив с всевластьем православия, тот очистил Россию для будущего «просвещения», грядущего с Востока. И почему-то впервые не испытал восхищения от такой широты взглядов...

Прошло много времени, и мы снова говорили, но я был уже православным. И я с болью говорил своему другу: ведь в Индии, куда едут твои единоверцы, многие из них погибают во время своих аскетических опытов! Умирают, с вашей точки зрения, без спасения! — Да, умирают, — спокойно согласился мой друг.

Его голос не дрогнул. Потому что он твердо верил, что неспасшихся ожидает «всего лишь» еще одна реинкарнация, новая жизнь — и так до тех пор, пока они не покинут колесо сансары. А я — я был уже убежден, что людей этих лишили главного — одной, данной им для спасения, жизни. Мне было страшно и горько. А моему другу — нисколечко...

***

Вера — понятие общее. Но далее начинаются пропасти и разломы. Да, мы все молимся, ищем любви и спасения. Но кому молимся? Как понимаем смысл слова «любовь»? В чем чаем спасения?..

Не могу же я согласиться с тем, что Христос и богиня Кали, для которой приносили в жертву (удушали) сотни тысяч людей — одно и то же! Вы можете, конечно, напомнить о жертвах инквизиции — да, это было в истории христианства. Но совесть христиан до сих пор неспокойна, и это само по себе свидетельство различия. Не может заболеть совесть у поклонников чудища с крокодильей головой! — они принимают его таким, каков он есть. А Христос — Сам, всем образом Своих мыслей и дел приводит к тому, что рабство — плохо; что женщина не ниже мужчины; что не должно быть разделения на «эллинов» и «иудеев»...

Человек, веруя, пытается взять пример с предмета своей веры. И тот, кто возлюбил фюрера «великого рейха», будет совершенно иначе смотреть на вещи, нежели любящий распятого Христа.

Это, быть может, не так легко объяснить сразу, в одном разговоре.

Столь же нелегко сходу убедить, что придумать то же самое христианство человеческим умом — невозможно. Знаете, Тертуллиану приписывается выражение «верую, ибо абсурдно». Непосредственно этой фразы у него нет, но он и многие другие апологеты в самые первые века христианства говорили: посмотрите, наша вера истинна, потому что ее невозможно изобрести!..

***

Недоумение по поводу такого Бога присутствовало и в другие времена, у других народов. Вот диалог из романа японского писателя середины двадцатого века Сюсако Эндо Самурай«. Роман посвящен событиям XVII века, когда накануне гонений на христиан в Японии оттуда в Европу отправилась последняя японская делегация. По пути самураи посетили Мексику. И в этом эпизоде писатель рисует встречу главного героя романа с японцем, который в свое время принял католицизм, стал монахом, переехал в Центральную Америку, но здесь бежал из монастыря, видя, как испанцы избивают и мучают индейцев.

Однако, вопреки ожиданиям Самурая, японец остался верующим христианином. И вот они говорят о Христе:

— Нет, я не могу без конца думать об этом Человеке, — прошептал Самурай извиняющимся тоном.

— Это неважно. Даже если вы не отдадите Ему своего сердца, Он все равно отдаст вам Свое.

— Я проживу и без этого.

— Вы в этом уверены?

Бывший монах с жалостью глядел на Самурая, теребя в руках лист...

— Плачущий ищет того, кто будет плакать вместе с ним. Стенающий ищет того, кто прислушается к его стенаниям. Как бы ни менялся мир, плачущий, стенающий всегда будет взывать к Нему. Ради этого Он и существует.

— Я этого не понимаю.

— Когда-нибудь поймете. Когда-нибудь вы это поймете.

Кстати, этот отрывок из романа Сюсаку Эндо иногда удерживает меня от отчаяния — если почему-то страдаю. Ведь страдание — это тоже путь. Оно заставляет поднять голову и посмотреть, что есть в моей жизни единственная цель, ради которой только и можно жить и умереть однажды.

Христос приходит не к благополучному — а к плачущему, страдающему. И в этом есть глубокий смысл. Страдание может вести к истине, что-то очень важное, глубокое открывается человеку в опыте страдания. Поверьте, я говорю не о вычитанном в книгах, а о реальном опыте, о том, что прочувствовал, что называется, «своей шкурой».

Когда тоска по любви и состраданию достигает предельной точки, никакой иной бог не может прийти и быть со мною. Только Христос. И мне не стыдно перед Ним за свою слабость.

Вера парадоксальна. Причем это не голое утверждение. Если Вы непредвзято прочитаете текст Евангелия, то убедитесь, что не только римляне, но даже сами ученики Христа, апостолы, не могли многого понять в происходившем. Отсюда неверие Фомы, что Христос действительно воскрес. Евангельская история «изнутри», с точки зрения ее непосредственных участников-апостолов, была, по крайней мере, до Воскресения, чередой логически не увязываемых между собой событий. Они постигались не логикой, но сердцем и живой верой. Фарисеи же, люди весьма благочестивые, но логичные, духовно-расчетливые — в конечном итоге Христа и вовсе возненавидели: вся их логичная система рушилась перед Ним, весь их авторитет, все их предписания. Спаситель оказался «не таким», каким Его представляли себе фарисеи!..

Я не представляю, можно ли придумать подобную историю. Во всех творениях литературного гения, несмотря на потрясения, моменты удивительно сильного сопереживания с автором и героями, я все же не встретил ничего сочиненного, чему можно было бы так поверить. Евангелие — уникально. А ведь у него даже нет единого автора — но почему всюду, независимо от имени повествователя или автора послания, та же сила и достоверность? Откуда?..

Вы, быть может, спросите о священных книгах других религий... Возможно, там тоже есть такие же невероятно живые вещи. И вполне возможно, все они тоже не плод авторской фантазии, а откровение, посланное с той стороны. Но для меня и в этом случае важен не только факт проявление запредельного. Прежде чем отозваться на призыв, я должен понять, чей же именно голос зовет меня.

Почему так? Когда люди начинают говорить, что бог у всех один, я как христианин задаюсь вопросом: как же я могу совместить свою веру в Христа-Бога с точкой зрения восточных вероучений, для которых слезы и жалость — проявление слабости, одна из низких черт приверженности земным страстям? Христос заплакал перед могилой Своего друга, Лазаря (которого минуту спустя воскресил)... Что это — высшее проявление любви, или недостойная Высшего существа слабость? Есть буддийская притча, как мать умершего ребенка пришла к Будде просить о помощи. Тот согласился, но при одном условии — что она принесет ему горсть земли, на которой никто никогда не умирал. Женщина поискала-поискала — и поняла наивность своей мечты. Сравните это с Христом, Который воскресил умершую девочку (Евангелие от Марка, глава 5, стихи 35-42). Как совместить одно с другим? Неужели мне, христианину, это не должно быть важно?

Да, в каждой религиозной системе есть вера в высшую силу, но у этой высшей силы слишком разные обличья, чтобы можно было успокоиться. Человек-то уподобляется именно тому, во что он верит! Если он исповедует культ богини Кали, то покоряется страшной красоте плотоядного существа, которое требует человеческих жизней, он становится жрецом-душителем людей. Что здесь общего с представление христиан о своем Боге? Может, совесть устроена по-разному?

Ведь человеку совестно не беспричинно! Совесть — словно волна, радиопередатчик, а источник сигнала, «голос диктора» — тот, в кого ты веришь.

Нацист, уверенный в том, что арийцы — сверхчеловеки, а инородцы — нелюди, может искренне мучиться совестью за грубое слово в адрес своего партайгеноссе. И при этом спокойно отправлять в газовую камеру «евреев» и «коммунистов» (независимо от пола и возраста). Почему же совесть молчит? Потому что «на другом конце провода» — не Христос, а фюрер. Если мы признаем единство Того и другого, это будет даже абсурднее, чем утверждение, что Пол Пот и махатма Ганди одно и то же, поскольку оба были политиками.

Сказать, что боги, которым люди поклоняются, едины — значит признать, что совершенно все равно, кто перед глазами человека — существо, жаждущее крови, или Мученик, проливший за нас Кровь на кресте. Согласитесь, чтобы с этим смириться, нужно что-то в себе сломать. Но сделать это я не могу. Да и не хочу.

Это нельзя. Невозможно. И потому именно, что вера, вопреки Вашему утверждению, никогда не ленива. Она соединяет в себе молитву — и стремление преобразить мир. Стремление такой невероятной силы, что перед ним отступают и власть, и стихия.

Кто из наших соотечественников молился более многих? Сергий Радонежский? Серафим Саровский? Но первый своими руками построил монастырь; он вместе с князьями решал вопрос, быть ли Куликовской битве! А второй — вовсе не «просто-отшельник». Он жил в саровском бору с послушанием сторожа монастырского леса (за что чуть не был убит ворами), трудился, принимал тысячи страждущих людей...

Если Вы реалистически посмотрите на верующих, то непременно обратите внимание: те, кто молится о несовершенном мире, обязательно пытаются этот мир изменить. И раздражать в религиозных людях может, скорее, что они слишком активны! Вот еще парадокс веры. Верующий — деятелен. Посмотрите: в наше время самые активные «герои» — это религиозные экстремисты всех мастей. Разве они не молятся? Молятся, еще как! Но то, каков плод их молитвы, лишь серьезнее заставляет задуматься: может ли быть так, что у нас с ними один Бог? Мой вывод — нет, не один и тот же. И я вновь обращаюсь ко Христу. Единственному Богу, кроме Которого иных — не знаю.

Рисунок Веры Маханьковой

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (65 голосов, средняя: 4,89 из 5)
Загрузка...
18 июня 2021
Журнал№:
Поделиться:

  • Александр
    Александр3 месяца назадОтветить

    Абстрактная Вера никуда не приводит. А идти надобно, потому как Земля - ограниченное во времени пространство.
    Вера - дар Божий, способный "перемещать" Душу ао "Законам" Веры. Вера во Христа, как Сына Божия, Возводит на Небеса. Язычество - привязывает к временной Земле. Сатанизм - уничтожает Душу. Нет "неверующих". Тот, кто не верит Богу, тот верит в себя (или своего вождя), делая себя богом, а становится сатаной и... умирает Душой.

  • Иван Петров
    Иван Петров4 месяца назадОтветить

    Интересную тему затронули. Мне кажется, важно на чём основана вера. Если на рассуждениях какого-то одного человека, это одно, а если на таком проверенном временем источнике, как Библия - это другое. Это удивительный труд, который хотя и писали несколько десятков человек, но части которого согласуются между собой. Причём эти люди в большинстве своём даже не были знакомы, потому что жили в разное время! Несмотря на то, что это древняя книга, которая начала писаться 3,5 тысячи лет назад она не противоречит современной науке. Только тут возникает другой вопрос: почему так много религий (часто противоречащих друг другу) основаны на одном источнике- Библии?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков4 месяца назадОтветить

      Иван, вот это как раз понятно. Представьте себе семью, где несколько братьев и сестёр. Если они начнут обсуждать своих родителей, то вдруг может оказаться, что они - особенно если горячо любят или испытывают некую (хорошую или нет, неважно) ревность в этом вопросе - понимают и оценивают папу и маму совершенно по-разному. Очень важная традиция толкования. Иудаизм по-прежнему убеждён, что спаситель, обещанный в Писании, ещё не пришёл в мир; христианство уверено, что Пришествие состоялось и что Иисус и есть Мессия; мусульмане приняли особое толкование Библии, данное через Махаммеда, и там по-своему переосмыслены и Библия, и Новый завет (Иисус действительно взят на Небеса, он почитаем, но Он один из великих пророков, а не Бог). Эти разные традиции толкования лишь стороннему наблюдателю могут показаться небольшими. Они предопределяют совершенно разные пути трех авраамических религий в учении, отношении к смыслу жизни, спасению и так далее.

  • библиотекарь
    библиотекарь4 месяца назадОтветить

    "И раздражать в религиозных людях может, скорее, что они слишком активны!" Не соглашусь. Иисус Христос, апостолы, вообще, христиане первого века были очень деятельными и активными. Разве это раздражает? Отнюдь нет. Разве они из-за своей активности были экстремистами? Опять нет. При том, что все они были очень деятельны, разве они пытались изменить этот мир? И опять нет. Мир изменит только Бог. Вера - это не стремление преобразить мир. Вера - это мужество не быть таким, как этот мир. А таким, каким тебя хочет видеть Бог. И не всё равно, в кого и как верить. Если есть Бог, то у него одни требования ко всем людям. И не люди должны решать, кому и как поклоняться, это решает Бог и это Он излагает правила, если этим правилам не соответствовать, то такая вера бесполезна. Она не только не приведёт к Богу, она отведёт от Бога. Так что имеет очень большой смысл в кого и как верить. И вот, кстати, заблуждение. В конце статьи тут Христос называется Богом. Вот вам и заблуждение от недостатка точных знаний о Боге. Христос никогда не был богом. Богом является его Отец. Впрочем, Он, Бог, Отец не только Иисуса, но и наш Отец тоже. А Христос всего лишь один из Его сыновей. Но когда истина скрыта, какие только опасные верования не царят в головах людей.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков4 месяца назадОтветить

      Об активности, возможно, Вы неверно поняли мою мысль. Но вот Ваши рассуждения о Христе -- они находятся в прямом противоречии с Новым Заветом.

  • Денис
    Денис4 месяца назадОтветить

    Иоанн, ещё отмечу, что православие плохо сочетается с капитализмом. Исторически православные народы от русских по греков вымирают и замещаются инокультурными мигрантами. Да и социально-экономически результат так себе, даже крайне богатая природными ресурсами Россия при капитализме страна со средним уровнем жизни. Почему?
    При капитализме главное в жизни - это приумножение своего частного капитала. Для сравнения: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», - ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 6.

  • Денис
    Денис4 месяца назадОтветить

    Иоанн, ещё отмечу, что православие плохо сочетается с капитализмом. Исторически православные народы от русских по греков вымирают и замещаются инокультурными мигрантами. Да и социально-экономически результат так себе, даже крайне богатая природными ресурсами Россия при капитализме страна со средним уровнем жизни.

  • Денис
    Денис4 месяца назадОтветить

    Иоанн, коммунизм - это идеология, а не религия. Идеология про посюстороннее, про то, как лучше сделать жизнь на Земле. Коммунистам удалось сделать СССР сверхдержавой, ныне КНР тоже является сверхдержавой под руководством коммунистической партии. Следовательно, как идеология, коммунизм вполне себе эффективен.
    Бедой Советского Союза был гос. атеизм. Дом на пустоте провалился в пустоту. Хотя обладал крепким экономическим базисом и прогрессивной политической надстройкой.

  • Иоанн
    Иоанн4 месяца назадОтветить

    Приходит такая Даринка на христианский форум и выдает - думала найду тот что-то не про богов, а получила опять пропаганду христианства.
    Видно ты не думала, тем более что в христианстве один Бог, это раз, на будущее тебе, во-вторых думай следующий раз, не позорься, хочешь без богов это тебе куда-нибудь к товарищам коммунистам. Там нето богов, только ожидание светлого коммунизма и как раз о чудо-вера в его неизбежный приход. Только он почем-то все не настает, зато нет пропаганды христианства и так всем ненавистной религии.Ага

  • Иоанн
    Иоанн4 месяца назадОтветить

    Да все просто, пациент банально не знает, что такое религия(religare — «связывать, соединять») и как оно переводится с латыни и поэтому несет всякую чушь решив, что люди должны жить, при этом не задается вопросом-а достойны ли эти миллионы гибнущих жизни?А может они сами убивали и теперь от меча и гибнут, или пакостили другим и теперь сами же и падают в свои ямы.И как всегда у таких с ущербным мышлением виноват Бог.
    Да будет вам известно -религэре, как раз про ту порванную связь с Богом, которая случилась в эдеме из-за непослушания и вкушения запретного плода. А верить вы можете во что угодно, например черная кошка дорогу перебежала и начинается у человека припадок, что теперь весь день пойдет как попало. Про это она молчит почему-то.Или какие-то планеты за миллионы км от нее в космосе решают, что ей козерогу сегодня надеть и с кем разговаривать, в это она верит.
    Так бы сразу и сказала- я против христианства, Бог в душе, зачем ходить в храмы, гибнут миллионы, религию придумали, а я вся такая дартаньян, только правильно верю куда-то там, куда сама толком не знаю, но напечатаю целую кучу этих своих духовных помоев и утру нос этим религиозникам.

Загрузить больше комментариев