Великий двунадесятый праздник Вознесения на небо Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в 2023 году Церковь празднует 25 мая. Можно сказать, что, по хронологии вспоминаемых в течение церковного года событий, это последний господский праздник, когда мы вспоминаем непосредственно о Христе. Вознесение Господне связывает нас со вторым пришествием Спасителя, напоминая человечеству о том, что расставание с Ним временно.
Следующим по значению событием этого дня является воспоминания прославления священномученика Ермогена, которое произошло 110 лет назад. Также 25 мая совершается память святителей Епифания Кипрского с учениками Савином и Полувием, Гермогена Константинопольского, преподобного Дионисия Радонежского, праведного Симеона Верхотурского, мученика Иоанна Валаха и мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших. В числе новомучеников и исповедников российских поминаются священномученик Петр Попов и мученица Евдокия Мартишкина.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь нашим читателям осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в четверг 25 мая.
Четверг, 25 мая 2023 года, Вознесение Господне
В четверг 25 мая в 2023 году мы празднуем удивительный праздник Вознесения по плоти Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа. Праздник всегда совершается на сороковой день после Пасхи. А накануне, 24 мая, Церковь праздновала отдание Пасхи — совершалось богослужение по пасхальному чину. Мы прощались с Пасхой до следующего года. Должно быть немного грустно на душе, но у нас возникает новая радость — Вознесение Христово.
Даже само слово «вознесение» говорит о том, что преодолеваются законы тяготения, вечно тянущие нас вниз. В слове «вознесение» слышится полет, свобода, движение ввысь. И одновременно вознесение на небо связано с вознесением на крест: движение вверх ведет к славе, но проходит через страдание. Мы несем свой крест, чтобы ощущать Царствие Божие, ощущать небо на земле. И задача христиан - распространить эту радость.
О том, как именно происходило Вознесение, рассказывается в сегодняшнем Евангельском чтении. Когда Господь проводил учеников до Вифании, подняв руки свои, благословил их и стал отдаляться — возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. Не только горечь разлуки испытали апостолы, но и великую радость. Она продолжается до наших дней. О чем она? О том, что небо, потерянное человеком вследствие греха, теперь открыто. Конечно, речь не о космических пространствах. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом?»
Небом называется Царствие Божие, которое есть вокруг нас и в нас. Небо - наше истинное призвание. Путь к нему Господь открывает нам, став человеком, чтобы мы стали такими же, как Он.
Подробнее о празднике Вознесения Христова читайте наших материалах:
• На какое небо вознесся Христос?
• Что такое Вознесение Господне? Есть ли вещественные доказательства этого события? Что изменилось в мире после него?
Особенности богослужения Вознесения
Существуют две особенности праздника Вознесения. Во-первых, попразднство длится целых 8 дней. А во-вторых, на утрене после чтения Евангелия последний раз в этом году звучит песнопение Воскресение Христово видивше.
Служба этого праздника с минимальными изменениями существует уже 8 веков. Кондак Вознесения - самое древнее из используемых сегодня песнопений. Он был написан в VI веке преподобным Романом Сладкопевцем. Молитвы Вознесения (тропарь, кондак, величание, задостойник) читайте и слушайте в нашем материале.
Также в этот день мы празднуем память Ермогена, патриарха Московского:
Тропарь священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси
Российския земли первопрестольниче/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче!/ За веру Христову и паству твою душу свою положив,/ страну нашу от нечестия избавил еси./ Темже вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими,// священномучениче Ермогене, отче наш.
Перевод: Российской земли первосвятитель и неутомимый о ней молитвенник к Богу! За веру Христову и паству твою положив свою душу, страну нашу от беззакония ты избавил. Потому мы взываем к тебе: «Спасай нас молитвами твоими, священномученик Ермоген, отче наш».
Кондак священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси
Темницею и гладом изнуряемь,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.
Перевод: Изнуряем тюрьмой и голодом, до самой смерти ты остался верным, блаженный Ермоген, прогоняя малодушие из сердец людей твоих и всех призывая на общий подвиг. Этим ты и мятеж нечестивых усмирил и страну нашу укрепил, да все взываем к тебе: «Радуйся, заступник Российской земли».
Молитва священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси
О, великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази, Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем российским пастыря добра, душу свою за овцы положивша и лютыя волки далече отгнавша. Ныне убо призри и на ны, недостойная чада твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающая. Крепость бо наша в нас оскуде, и вражия ловления и сети обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Утверди нас в вере святей: научи нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная. Пастырем нашим буди архипастырь, воином вождь духовный, болящим врач, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и за вся теплый молитвенник; яко да молитвами твоими ограждаеми, непрестанно воспоем и прославим всесвятое имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 24, стихи 36 — 53
36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И, сказав это, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними. 44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Апостольское чтение:
Деяния святых апостолов, глава 1, стихи 1 — 12
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
Комментирует священник Антоний Борисов
При совершении службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой в честь священномученика Ермогена, на литургии кроме чтения дня будет чтение священномученика.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9 — 16
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Апостольское чтение:
Послание святого апостола Павла к евреям, глава 13, стихи 17 - 21
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
День памяти святых
Святитель Епифний Кипрский (403)
Он покинул Константинополь, так как не желал участвовать в беззаконном суде над святителем Иоанном Златоустом. Слушайте краткое житие святителя на радио «Вера».
Святители Савин Кипрский и Полувий Ринокирский (V)
Будущие святители были учениками преподобного Епифания Кипрского. Савин подвизался с ним в пустыне, им был рукоположен во священника и стал преемником на Кипрской кафедре. Полувий сопровождал учителя во всех путешествиях, по его завету пошел в Египет, где стал епископом. Оба святителя прославились еще при жизни и скончались в глубокой старости.
Святитель Герман Константинопольский (740)
Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России, чудотворец
О патриархе Смутного времени читайте в нашем материале «Что мы еще должны знать об этом святом?», а также слушайте на радио «Вера».
Преподобный Дионисий Радонежский (1633)
За работу по исправлению неточностей в рукописных богослужебных книгах его обвинили в ереси и отлучили от Церкви. Слушайте житие архимандрита Троице-Сергиевой Лавры на радио «Вера».
Мученик Иоанн Валах (1662) Румынский
Христианин из числа плененных турками румын в юном возрасте стал исповедником целомудрия. В плену и тюрьме он сопротивлялся нападкам сладострастия, терпел боль от пыток, отказывался принять ислам. За верность Христу и Его заповедям был приговорен к смерти.
Мученики, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавшие в XVII веке, прославленный в Грузии
Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1989)
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Петр Попов (1895 — 1937)
Записи его проповедей предъявили как обвинительный материал священнику, последним местом служения которого стало село Вознесенье. Слушайте житие ревностного пастыря на радио «Вера».
Мученица Евдокия Мартишкина (1880 - 1938)
Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде. 6 ноября 1937 года арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской области по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Особой тройкой при УНКВД по Рязанской области была приговорена к 10 годам ИТЛ. Скончалась в заключении в Ташкенте.
Благодаря Церкви мы имеем возможность прикасаться к тайнам, которые невозможно понять умом. Но именно они составляют основу бытия мира. Они являют Славу Божию в нашем мире.
В стихирах праздника Вознесения звучат слова «ужасались ангелы» — они видели человеческое естество, возносившееся превыше небес, превыше всего. Каждый год на сороковой день после Пасхи христиане собираются в Церкви, чтобы воспринять эту тайну, прикоснуться к ней, такой радостной и спасительной, светлой и чистой. Она помогает жить на этой земле, где есть очевидное зло и грех. Грязь этого мира в его суете и несовершенстве. Здесь не может быть все устроено, потому что Господь взошел на небеса, не остался здесь, но показал путь, по которому мы призваны пойти. Он не оставил своих учеников одинокими — Он ниспослал Духа Святаго, о чем Церковь будет вспоминать через 10 дней (праздник Вознесения Господня предваряет праздник Святой Троицы).
Нам, конечно, очень хотелось бы видеть лик Христа, слышать Его голос, иметь возможность с Ним поговорить. Но каждый раз, принимая Святой Причастие, мы принимаем Его Тело и Кровь. Сложно понять эту тайну постижения Бога, постижения праздников нашей Церкви. Но каждый раз мы пытаемся переосмыслить значение праздника для себя. Если не останавливаться, не вдумываться в эти события, не быть в храме в такие замечательные дни, тогда жизнь становится плоской, обреченной.
Редакция журнала «Фома» желает вам радости праздника Вознесения Христова!