Иконография праздника Вознесения Господня основана на свидетельстве трех Евангелий — от Матфея (Мф. 28, 16–20), Марка (Мк. 16, 19) и Луки (24, 50–51), а также на тексте Книги Деяний апостолов (Деян. 1, 4–12).

Все варианты иконографии Вознесения представляют собой единую композицию с двумя центрами — Господом Иисусом Христом и Божией Матерью.

Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета — это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль — символ Евангелия, правой рукой благословляет.

По бокам от круга славы изображаются два ангела, которые его поддерживают и возносятся вместе с Господом.

Икона "Вознесение Господне"
Икона «Вознесение Господне»

По бокам и чуть позади Богородицы пишутся фигуры еще двух ангелов, обращенных своими ликами к апостолам. Это те «мужи», о которых Священное Писание говорит следующее: «И когда они (апостолы — ред.) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11). В этих словах приводится пророчество о втором пришествии Спасителя для совершения Страшного суда.

икона Вознесения Господня
Вознесение Господне. Россия. Москва. Оружейная палата. XVII в. Россия. Москва. Московский Кремль. Вознесенский монастырь

Справа и слева от Божией Матери изображаются фигуры одиннадцати апостолов (без предателя Иуды Искариота). Все апостолы пишутся в движении: кто-то смотрит вверх на небо, кто-то слушает ангелов, кто-то, опустив голову, ожидает благословения Господня.

За фигурами Богородицы, ангелов и апостолов символично (в виде скал) изображается гора Елеон, на которой и произошло Вознесение Господне.

Другие статьи о празднике Вознесения читайте в рубрике Вознесение

2
1
Сохранить
Поделиться: