Какие погожие деньки за окном! Совсем скоро лето. Кончится гонка учебного года, и можно больше не думать о воспитании детей... Да-да - не будет необходимости придумывать что-то специальное: мотивировать делать уроки, придерживаться строгому расписанию, отвлекать развивающими играми от экранов... Воспитание детей летом - естественный процесс.

Мне всегда вспоминается собственное детство. Нас с сестрой на лето отправляли к бабушке на дачу, и основным средством воспитания у нее было… ведро. Бывшие инженеры, на пенсии бабушка с дедушкой погрузились в сельское хозяйство со всей профессиональной скрупулезностью. Так что между прополкой идеальных грядок, уходом «по науке» за курами, деревьями и кустами самым доступным видом воспитания было трудовое.

Утром у нас, детей, было ведро воды, которое мы наполняли, сбегав раз или два к «бочке» в центре дачного поселка, возле которой был отменный пруд с головастиками. В то время необходимость отпустить младшего школьника одного за два квартала не вызывала ахов и страхов, так что мы бегали свободно и «водяной налог» очень любили.

А потом было ведро сорняков, которое следовало сдать, чтоб отпустили на прогулку с соседскими детьми. Подозреваю, что вот здесь метод трудового воспитания оказался не совсем эффективным, поскольку мы как-то быстро наловчились немного халтурить. Чтобы поскорей освободиться, мы сваливали в ведро лебеду и «ползучку» - травы со слабой корневой системой и обильной зеленью, которые росли не столько на грядках, сколько вдоль забора. Так что толку от нашей «прополки» для растений было мало, зато ведро набиралось за считанные минуты…

Впрочем, попытки вырасти «халтурщиками» весьма эффективно пресекал дедушка, у которого был – как теперь понимаю – невероятный педагогический талант. Он, кажется, не умел повышать голос. Зато умел «припечатать» словом – простой, но немного грустной или ироничной характеристикой нашего поведения, смотря по обстоятельствам. Он мог просто сказать, что менее всего достойны уважения халтурщики, и… ведро начинало набираться как-то совсем по-другому. Некоторое время, конечно. Или как бы случайно бросал через плечо, что уважающий себя человек не станет смотреть сериалы – и мы почти переставали тайком бегать к соседскому телевизору.

Но в целом воспитание ведром казалось мне не слишком действенным. А потом прошло много лет, у меня появились собственные дети и мы с ними стали проводить лето в сельской местности. И откуда-то из глубины прорезался неожиданный интерес к посадке и прополке – даже муж долгое время не мог поверить, что я вот уж второй месяц рыхлю вершки да корешки и бросать не собираюсь. И хотя вместо легкой «ползучки» на нашем участке пока колосится пырей да одуванчики, я вспоминаю бабушкины ведра с радостью.

А что касается воспитания собственных детей, так мне лето нравится именно тем, что дает повод для некоторой «перезгрузки» в отношениях с ними. Особенно после весеннего педагогического кризиса. Не знаю, у всех ли он бывает, но вот в нашей семье наблюдается второй год – это притом, что старший ребенок лишь в сентябре пойдет в первый класс.

Лето немного пугает тем, что перевернет с таким трудом налаженную «педагогическую систему», в которой ты точно знаешь, что если подъем будет в восемь, то до бассейна успеешь побренчать с ребенком на пианино, а если в девять, то день покатится в тартарары. Но в общем-то весной система сама собой начинает потихоньку рушиться: все устали, пианино надоело, и даже волшебное слово бассейн больше не вызывает приступов энтузиазма и готовности одеваться без капризов. А маме хочется кофе с корицей и никаких занятий. И чтобы лужи по дороге к парку высохли, а резиновые сапоги закрывали бы детей по шею. Всё.

И как-то сами собой множатся скандалы и разборы полетов, и даже чтение перед сном через раз отменяется из «педагогических соображений». А если честно – из банальной лени: «Сил моих с ними больше нет!»

Но летом волшебным образом вдруг исчезает главный невротизирующий маму фактор – спешка. Не нужно спешить на занятия и уроки, не стыдно опаздывать на рисование, потому что целых три месяца рисовать можно дома, не нужно думать, кто заберет ребенка и как успеть в три места одновременно. Соответственно, появляется хороший шанс «переформатировать» общение с детьми. Вместо «скорее надевай колготки!» можно поговорить о видах деревьев и белых грибах, вместо «ты собрала портфель?» спросить, какие цветы посадить окном.

Можно… просто немного передохнуть. Прийти в лес или парк, сесть на коврик и ждать, кто из детей найдет самую крупную шишку/красивый гриб/длинный желудь. Набираться сил перед стартом очередного учебного года. То есть не можно, а даже нужно. Ведь если панически пытаться сохранить прежний распорядок любой ценой – то жить-то когда?

Конечно, родители школьников не поймут такого легкомыслия. У них – задания на лето, читательский дневник, список литературы и «хвостов», но… Но наверняка сил на учебные подвиги останется гораздо больше, если не ставить их во главу угла, а сделать формой досуга в те часы, когда все равно сложно найти другое занятие: когда за окном дождь или разгар дневного зноя.

И, наверное, не надо бояться, что если немного ослабить узду, то «они все чересчур расслабятся». Мы же не надзиратели в концлагере – почему нас должно огорчать то, что дети иногда отдыхают и радуются? А что касается «приучения к труду», так летом оно проходит очень даже эффективно, но просто и естественно. Больше не надо задавать задач бессмысленных и глупых (с точки зрения ребенка) - собери портфель заранее, убери игрушки (которые все равно будут раскиданы).... Зато можно дать чаду пакетик гороха или настурции – и очень быстро он увидит прямое следствие своего действия или бездействия. Полил – и смотри, как бутоны набухают на глазах, не полил – и все почти завяло.

Кстати, горожанам, прикованным к асфальту на все лето, тоже не стоит расстраиваться. Подобные садовые развлечения можно организовать и в городе – сейчас активно возрождается традиция разбивать у подъездов цветники и клумбы. А одна моя знакомая нашла и другое специфически городское летнее развлечение с воспитательным эффектом. Она по утрам выводила детей в парк с ковриком, набором провизии и влажными салфетками. А еще – с мешком и перчатками. Найдя очередное место для пикника, дети первым делом собирали в окрестностях мусор, с энтузиазмом куда большим, чем при вечерней уборке в детской. А в детской и убирать почти не приходилось – ведь день большей частью проходил на воздухе.

В общем, хочется надеяться, что летом у каждой мамы будет возможность на время выйти из образа зоркого надзирателя, идеального тайм-менеджера и образцового педагога и стать просто мамой. Нет, даже просто человеком – радующимся воздуху, свету, смеху и отдыху.

0
0
Сохранить
Поделиться: