В воскресенье 24 июля вспоминается чудо великомученицы Евфимии Всехвальной и обретение мощей священномученика Иллариона (Троицкого). Ежегодно 24 июля Церковь обращается в молитве к равноапостольной великой княгине Российской Ольге и мученику Киндею Сидскому. Несколько веков именно в этот день возносятся молитвы к Божией Матери перед Ее чудотворными иконами Оковецкая (Ржевская) и Борколабовская (Барколабовская).


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Божиим делам, в первую очередь — посещению храма. С утра мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения грядущего дня, познакомиться с отрывком из Евангелия и его толкованием, а также с краткими житиями поминаемых Церковью 24 июля святых.


Воскресенье, 24 июля 2022 года, равноапостольной Ольги, великой княгине Российской, во Святом Крещении Елены

Об одной из первых святых нашей Церкви, бабушки крестителя Руси князя Владимира, читайте в наших материалах:

Святая княгиня Ольга

История преображения

Краткое житие равноапостольной Ольги

Воскресенье, 24 июля 2022 года: что будет в храме?

Молитва равноапостольной княгине Ольге

О, святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице Российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в Небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


День памяти святых

Мученик Киндей Сидский (Памфилийский) (III–IV)

Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305) святой Киндей был схвачен и как христианин осужден на сожжение.

Подробнее

Святой мученик Киндей был пресвитером в селении Сиды в Памфилии. Воины, ведшие его на казнь, по пути встретили дровосека с большой вязанкой дров и насильно отняли дрова для разжигания костра; но святой Киндей вынул 30 медных монет и заплатил дровосеку, а потом взял ношу на плечи и сам понес ее к месту казни. С помощью Божией святой Киндей оставался и на костре непреклонным воином Христовым и, даже охваченный пламенем, находил в себе силы и призывал стоявший вокруг народ познать истинную веру и благодать Господню. В это время разразилась сильная гроза, хлынул ливень и потушил костер. Когда буря утихла, святой мученик мирно предал Христу свою душу. Присутствовавший при его мученичестве языческий жрец слышал проповедь святого мученика Киндея и уверовал вместе со своей женой во Христа; они и предали погребению тело святого мученика Киндея.

Свернуть

Воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной (451)

Краткое житие святой, утвердившей православную веру, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Обретение мощей священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (1998)

Об одном из самых ярких епископов начала ХХ века читайте в наших материалах:

Иларион значит веселый

Краткое житие священномученика Илариона

• В рубрике «Святые пишут нам»: слова священномученика Илариона

Иконы Божией Матери

Оковецкая (Ржевская) (1539)

Воскресенье, 24 июля 2022 года: что будет в храме?

Явление иконы произошло в день Сошествия Святого Духа в 1539 году в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева. Инок Стефан при стечении народа из четырех окрестных деревень обрел прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве — небольшую, старого письма, икону, изображавшую Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.

Читать подробнее

Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся исцелений. Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539–1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.

В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.

Свернуть

Борколабовская (Барколабовская)

Воскресенье, 24 июля 2022 года: что будет в храме?

Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери — чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (ныне — Республика Беларусь).

Подробнее

В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, — говорится в летописи, — а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: „Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати“». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор чудотворная икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, которые можно увидеть на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в обители. Этот образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых в восточных областях Белоруссии образов Божией Матери.

Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.

Свернуть

Особенности богослужения

В прошлый раз мы рассказали о молитве, которую произносит священник перед началом причащения как своего, так и всех, кто готовится приступить к нему в храме. Сегодня мы рассмотрим происходящее во время причастия.

Когда первые причастники, крестообразно сложив руки на груди, подходят к Чаше, весь храм произносит напевно:

«Тело Христово примите, источника безсмертнаго вкусите.»

И только с последним причастником пение заканчивается.

Строгого порядка подхода к причастию нет. Но в большинстве храмов первыми пропускают младенцев, которых держат на руках. Затем детей, которым тяжело ждать остальных. После них подходят мужчины и потом женщин. Если вы молитесь на литургии в монастыре, то заметите, что первыми к Чаше подходит братия монастыря, то есть иноки или инокини, которые здесь живут.

Очень важно во время причастия стараться подходить по очереди, пропуская вперед себя, не толкаться, хотя это бывает сложно. Важно понимать, что спешки нет. И стремиться причаститься раньше всех незачем. Важно в этот момент сосредоточится на молитве, на предстоящем принятии Святых Христовых Таин. В любом случае не принято выходить из храма до окончания литургии, когда все подходят к священнику, чтобы поцеловать Крест, поблагодарить Спасителя.

Что происходит, когда причастник подходит к Чаше? Он называет свое имя в крещении и широко открывает рот. Приняв Святые Дары, говорить ничего не нужно. Как не стоит и креститься, чтобы не задеть Чашу. Причастник целует низ Чаши и отходит к столику, где стоит приготовленная теплая вода для запивки и кусочек просфоры.

Чтобы происходящее в храме в воскресный день было более понятным, можно следить по тексту или прочитать заранее:


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 1 — 8

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Римлянам, глава 12, стихи 6 — 14

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Чаще в храмах, когда вся Церковь поминает святых, мы слышим мужские имена. Но в воскресенье 24 июля празднуется память сразу двух угодниц Божиих. Святую Евфимию называют «всехвальной», «Утверждением Православной веры», а равноапостольную Ольгу — «мудрейшей из жен». Хотя их отделяют несколько веков земной жизни, а до нашего времени прошло уже тысячелетие, святые близки нам, особенно в трудные времена для нашей страны и Церкви.

Святитель Иоанн Шанхайский в 1928 году в Белграде сказал в конце своей проповеди в этот праздник: «...там, где находятся мощи святой Ольги, отбираются храмы и превращаются в кинематографы, музеи и театры; в оставшиеся храмы, при поддержке власти, вторгаются живоцерковники и самосвяты. И душу и тело хочет поработить безбожная власть, контролирующая даже то, что делается в церквах. Но чудеса, совершенные по смерти святыми Евфимией и Ольгой, дают нам надежду, что и ныне они предстательствуют за православных. Закончим нашу сегодняшнюю молитву прошением, находящимся в кондаке св. Евфимии: «И ныне, якоже ереси, врагов шатание под ноги православных царей покори. Аминь.»

В воскресный день редакция «Фомы» желает вам покровительства всех святых угодников Божиих, чью память мы совершаем 24 июля!

0
0
Сохранить
Поделиться: