Воскресенье 20 февраля Церковь посвящает 1003 мученикам Никомидийским, пострадавшим за веру во Христа в 303 году. В этот день мы обращаемся в молитве к преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому. Воскресный день 13 февраля Церковь совершает поминовение русских священнников, ставших мучениками в ХХ веке в СССР: Александра Талызина и Алексия Троицкого.
Но центральным событием воскресного дня 20 февраля является евангельское чтение о блудном сыне, которому посвящена вся неделя.
Воскресенье, 20 февраля 2022 года, о блудном сыне
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье о блудном сыне — 20 февраля.
Отеческия славы Твоея удалихся безумно,/ в злых расточив еже ми пре́дал еси богатство./ Темже Ти блуднаго глас приношу:/ согреших пред Тобою Отче щедрый,/ приими мя кающася,// и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.
Подробнее о блудном сыне читайте в наших материалах:
Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя Великого поста
О заблудших: забота, любовь, милость. Статья Марины Андреевны Журинской (26.06.1941 — 4.10.2013)
«Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным?
День памяти святых
1003 мученика Никомидийских (303)
Об удивительном подвиге слуг четырех сановников-христиан, пострадавших от императора во время гонений, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Парфений Лампсакийский (IV)
Рассказ о милосердном чудотворце святителе Парфении слушайте на радио «Вера».
Преподобный Лука Елладский (ок. 946)
Последним местом подвигов старца Луки была гора Геликон. Подробнее о святом слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Александр Талызин ( 15 августа 1870 — 20 февраля 1938)
«Каких-либо связей как в Краснохолмском районе, так и вне Краснохолмского района я ни с кем не имею, кроме своих сыновей. Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю».
На этом допрос был закончен, и следователь, не имея материалов, доказывающих состав преступления, вызвал дежурных свидетелей, и те подписали необходимые показания.
12 февраля следствие было закончено, а 13 февраля тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Талызин был расстрелян 20 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
Отец Александр много лет служил в храмах Тверской епархии, а последним местом его служения — после двухлетней ссылки — стало село Шаблыкино Краснохолмского района. Храм Покрова пресвятой Богородицы в поселке Шаблыкимно был построен в 1895 году и воссоздан в 1994.
Священномученик Алексиий Троицкий (1875-1942)
Рассказ о священнике, принявшем сан после революции, служившем в Коломне и Филях, слушайте на радио «Вера».
Особенности богослужения
В прошлый раз мы попробовали ответить на распространенные вопросы наших читателей о Символе веры. Сегодня мы продолжаем разбирать происходящее на литургии.
После исповедания веры всеми, предстоящими в храме, диакон призывает всех к началу совершения анафоры, то есть возношения даров — благоговейно, со страхом и вниманием.
Хор от имени всех отвечает, что наша жертва — это не убийство жертвенных животных, как было до воплощения Сына Божия, а жертва мира и хвалы: «Милость, мир, жертва хваления».
Священник за закрытыми вратами благословляет:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа будет со всеми вами!»
Пока на клиросе звучит «Достойно и справедливо поклоняться Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной», священник читает молитву перед возношением. Приведем ее в переводе на русский язык:
«Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты — Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий Ты и единственный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Твое будущее Царство. За все это благодарим Тебя, и единственного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты благоволил принять из наших рук, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрылённые, победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие»:
В это время хор поет так, что слышал все в храме:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Спасение с небес! Благословен Идущий во имя Господне! Спасение с небес!»
Продолжение пояснений к евхаристическому канону читайте в следующем выпуске.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11 — 32
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: "отче! дай мне следующую мне часть имения". И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: "сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: "отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". 22 А отец сказал рабам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: "что это такое?" 27 Он сказал ему: "брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым". 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". 31 Он же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Комментирует священник Павел (Великанов)
Притчу о блудном сыне в пересказе для детей читайте также в нашем материале.
Апостольское чтение:
Первое послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 12 — 20
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Комментирует священник Павел (Великанов)
«Господь на все времена указал, что свойство молодости — считать, что она имеет право распоряжаться тем, что ей в какой-то степени принадлежит. Хотя имение-то было отеческое. То есть, глубочайший смысл: в том, что имеет молодость, всегда присутствует наследие старости, — говорит протоиерей Валериан Кречетов в толковании на притчу о блудном сыне. — Каждый разумный человек должен понимать, что он, как говорят, не с нуля начинает, а пользуется тем, что до него уже было сделано. Мы рождаемся не посреди необитаемого острова, или леса, или пашни — и так и остаемся, — а мы рождаемся, приходим в этот мир, который уже устроен. И до нас уже научились и дома строить, и одежду делать, и нас в эту одежду одевают, нас кормят, поят — одним словом, мы живем во всем, что получили в наследие от своих родителей и вообще от предков. И поэтому почитание старших в каждом нормальном народе было естественным законом.
Другое дело, что часто, не ценя того, что дано, и не понимая, какой ценой это создано, человек пользуется этим и тратит бездумно и даже во вред себе, как случилось с младшим сыном отца. Это ясно даже в обычном, мирском рассуждении и понимании. Свойство молодых: делать выводы скоропалительные и самоуверенные — и привело сегодняшнего младшего сына к тому состоянию, в которое он пришел. То есть, он заблудился. Откуда и выражение: блудный сын.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!