С 1 мая в 2022 году начинается следующая после Светлой неделя, по Уставу она называется Новой. Первое воскресенье после Пасхе — Фомино или Антипасха. Обычно приставка «анти» означает «против» или же «вместо» («антихрист» — вместо Христа). Но в данном случае «анти» не противопоставление, а утверждение Пасхи, ее повторение для апостола Фомы. В этот день Церковь вспоминает уверение апостола Фомы — человека, для которого Пасха наступила на неделю позже других учеников Спасителя. Благодаря апостолу Фоме мы видим, что Бог приходит к тому, кто искренне этого хочет. После своего уверения в Воскресение Спасителя апостол Фома привел ко Христу тысячи людей в далеких землях. Сомнения покинули его — он знал, ради чего живет. Церковь призывает нас сегодня верить в то, что все временные ограничения и трудности преодолимы. И какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, Господь не покидает нас.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Вербное воскресенье — 1 мая.


Воскресенье, 1 мая 2022 года, АНТИПАСХА, апостола Фомы

С IV века Церковь отмечает праздник уверения апостола Фомы: упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом. Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Апостола Фому называли Близнец, он был одним из 12 ближайших учеников Спасителя. Почему ему одному посвящен воскресный день, ближайший к Воскресению?

Когда враги хотели убить Христа, другие апостолы отговаривали Учителя идти в Иудею: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Евангелие от Иоанна, глава 22 стих 8), Фома первым вызвался сопровождать Спасителя и разделить Его страдания: «Пойдем и мы умрем с Ним».

Мы знаем, что апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса: «...если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Евангелие от Иоанна, глава 20 стих 25). Но через неделю после Воскресения ему уже не нужны были проверки — он своими глазами увидел Воскресшего. Господь явился ему, и Фома тут же воскликнул: «Господь мой, и Бог мой».

Именно апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и совершил немыслимо далекий по тем временам путь в Индийскую землю. Там он принял мученическую смерть: обратил ко Христу сына и супругу правителя индийского города Мелипура, за что был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, в 72 году отошел ко Господу. До сих пор память о пребывании святого апостола сохранилась среди индусов.

Апостолу Фоме молятся о своих сомневающихся и неверующих ближних. К нему обращаются не только миссионеры, но и люди, желающие укрепить собственную веру. Частица мощей апостола Фомы теперь находится в Донском монастыре Москвы.

Подробнее о «самом сомневающимся» из апостолов читайте в наших материалах:

Протоиерей Игорь Фомин и первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков о Фоме верующем

Почему ученик Спасителя не верил в Его воскресение?

Священник Константин Пархоменко: самый «горячий» и при этом «неверующий» ученик?

Житие апостола Фомы в рисунках Наталии Кондратовой

фома
Икона апостола Фомы, написанная специально для редакции журнала «Фома» художником-иконописцем Марией Бургановой. По задумке художника написание имени апостола заставляет вспомнить журнал.

Тропарь Недели Антипасхи

Запечатану гробу,/ живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/ и дверем заключенным,/ учеником предстал еси,/ всех воскресение;/ дух правый теми обновляя нам,// по велицей Твоей милости.

Перевод: Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.

Кондак Недели Антипасхи

Любопытною десницею/ жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже;/ созаключенным бо дверем яко вшел еси,/ с прочими апостолы вопияше Тебе:// Господь еси и Бог мой.

Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты — Господь и Бог мой!»

Молитва апостолу Фоме:

О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем. Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздинныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не пожрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Акафист святому апостолу Фоме, написанный в XXI веке


День памяти святых

Мученики Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан (303)

Краткое житие свидетелей пыток Георгия Победоносца слушайте на радио «Вера».

Святитель Косма, исповедник Халкидонский, и преподобный Авксентий (816)

Краткое житие епископа и его сподвижника слушайте на радио «Вера».

Преподобный Иоанн Солунский (Фессалоникийский), ученик преподобного Григория Декаполита (820–850)

Воскресенье, 1 мая 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие святого Иоанна, защитника иконопочитания, слушайте на радио «Вера».

Мученик Иоанн Новый из Янины (1526)

Воскресенье, 1 мая 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие святого Иоанна, просившего духовника благословения на мученичество, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Виссарион Селинин (? — 1 мая 1918)

Виссарион Мефодиевич Селинин окончил два класса семинарии и служил псаломщиком во Владимирской епархии. В 1902 году был рукоположен во диакона, в 1906 году — во священника. В 1910 году отец Виссарион перешел в Туркестанскую епархию и служил в храме в селе Герасимовка Лепсинского уезда, с 1911 — в селе Ивановском того же уезда. В 1916 году отец Виссарион был назначен настоятелем храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинным церквей Урджарского округа. Отец Виссарион был убит в 1918 году пришедшими к власти безбожниками-большевиками в день празднования ими 1 мая.

Преподобномученица Тамара (Сатси) (1876 — 1 мая 1942)

Краткое житие игуменьи Тамары, уроженки Эстонии, воспитанной в православном приюте, слушайте на радио «Вера».

Икона Божией Матери Максимовская (1299)

ИКОНА

Максимовская икона Божией Матери написана по видению святителю Максиму, который прибыл во Владимир для перенесения из Киева Первосвятительской кафедры. На иконе изображена Божия Матерь в полный рост с Предвечным Младенцем на руке, перед Ней стоит Митрополит Максим, принимающий из Ее рук святительский омофор.

Явление Максимовской иконы Божией Матери совершилось в трудное время для Русской Церкви и нашего Отечества. Более 60 лет русская земля находилась под игом татаро-монгольских завоевателей, и тогда народ стал забывать христианское вероучение.

Подробнее

В видении Божия Матерь вручила святителю омофор, который проснувшийся митрополит увидел на своих руках. Явление Пресвятой Богородицы было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Омофор, переданный Матерью Божией, хранился во Владимирском Успенском соборе 112 лет. В 1412 году, во время нашествия татар, омофор был скрыт ключарем собора Патрикием, замученным татарами.

Церковное предание о чудотворном образе Божией Матери, именуемом Максимовским, гласит следующее:

«Икона сия написана по видению во сне Максиму Митрополиту, в 1299 году, что видно из следующей надписи, находящейся на сем образе: „Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 по видению Максима Митрополита Киевского, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечного Младенца, и рекла: „Рабе мой Максиме! добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град Мой“. И подав ему омофор, рекла: „Приими сей омофор и паси во граде Моем словесные овцы“. Он же прием, возбудился от сна и в келии ни кого же виде, а омофор обретеся в руце его; он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине. Омофор же, во время безбожного царевича Талыча, егда плени град (1411 г.) и разори, где скончася, неизвестно“» (упомянутый в надписи великий князь Андрей — сын святого Александра Невского).

Свернуть

Особенности богослужения

Службы Фоминой недели совершаются привычным порядком. Возобновляется чтение псалмов. Из пасхальных песнопений звучит только тропарь «Христос воскресе из мертвых...». В воскресенье звучат особые песнопения, посвященные второй неделе после Пасхи и уверению апостола Фомы. В службе присутствуют тексты, воспевающие приход весны духовной: «Днесь весна душам...» (тропарь 1-й песни канона утрени), «Днесь весна благоухает...».

На Литургии положены особые праздничные антифоны. И хотя по классификации в литургических учебниках этот праздник не является великим, однако же по всем богослужебным особенностям Фомино воскресенье выглядит как великий Господский праздник, то есть посвященный Господу Иисусу Христу.


Традиции Праздника

Первое воскресенье, следующее за Пасхой, называют не только Антипасхой, но и «Красной горкой». Народное название «Красная горка» связано с тем, что после зимы и долгого поста начинались гулянья, а первыми просыхали именно пригорки, где и собиралась молодежь. Начиная с этого дня в храмах возобновлялось Таинство Венчания, а потому на Красную горку и следующую неделю приходилось много свадеб. В первые века христианства в этот день неофиты (недавно крестившиеся христиане) меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения. В наше время в этот день в подвенечные и чаще белые платья облачаются невесты.

Подробнее о венчании читайте в наших материалах:

Таинство брака и препятствия к нему

Правила венчания в Православной Церкви


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 19-31

Комментирует протоиерей Павел (Великанов)

Апостольское чтение:

Деяния святых апостолов, глава 5, стихи 12-20

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Сотрудникам «Фомы» особенно дорого, что в ближайшее воскресенье к Пасхе Церковь празднует память нашего святого покровителя — апостола Фомы. В 1996 году вышел первый номер журнала «Фома». Выбирая название, редакторы хотели обратить внимание читателей на парадокс — ведь Фома не верит на слово потому, что очень хочет поверить, не «принять на веру», а всем своим существом узнать Истину. И Христос, наверное, потому и является Фоме, что видит его жажду веры.

Поздравляем наших читателей с неделей апостола Фомы и желаем доброго дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: