Вопрос читателя:
Доброго времени суток, батюшка. Через православный сайт знакомств познакомился с женщиной. Она в процессе развода, венчанная. Причина развода, как она сказала, обоюдная с мужем, он не желает быть православным, ему это чуждо, он больше к баптистам, протестантам, чем к православным. Также, как она сказала, его мама против того, чтобы он был вообще христианином, ходил в храм. Еще, как она сказала, есть невозможность или нежелание мужа вести интимную жизнь. Он был до этого женат и тоже венчан. Для нее это первый брак. Прожили в браке 8 месяцев. Как она сказала, она пыталась все наладить и поговорить, но без толку. Особой симпатии у нее изначально не было. Вышла, потому что возраст уже большой, нужно детей, думала, что полюбит. В брак они вступили через полгода знакомства. Мне женщина симпатична, но есть сомнение, что она как-то быстро вступила в брак, все-таки венчана, по канонам ли будет, если я, пообщавшись, через какое-то время решусь создать семью с ней? В Евангелии Господь говорит, только в двух случаях можно создать повторный брак — смерть одного из супругов или прелюбодеяние. И тот, кто женится на разведённой, прелюбодействует, и если она женится на мне, прелюбодействует. У меня в голове какой-то винегрет. Или я все правильно понимаю? Как поступить правильно? P.S. Я тоже был женат, венчан. Моя жена меня предала, изменила. Один, уже много лет. Спаси Господи.
Дмитрий
Ответ священника:
Дорогой Дмитрий, в вопросе законности развода Вашей знакомой есть определенные нюансы.
Если её супруг до брака исповедовал Православие и затем отрекся от веры, то она, действительно, имеет право на развод и последующее вступление в брак. Но так ли это? К сожалению, тот факт, что её супруг был венчан с ней, ещё не является достаточным свидетельством о его вере. Увы, но бывает и так, что венчаются и те, кто просто религиозно нейтрален, даже пройдя предвенчальную катехизацию (но везде ли, на всех приходах она практикуется?) они не становятся воцерковленными христианами. Здесь следует менять правила допущения к таинствам Церкви, в данном случае — к таинству Брака.
Сейчас, по факту, прежде развода этой женщине следует обратиться к управляющему той епархии, где было совершено венчание, чтобы епископ, расследовав ситуацию, признал бы брак утратившим каноническую силу и разрешил повторный церковный брак или же призвал супругов к сохранению брака.
Заявление о том, что супруг отказывается от исполнения своих супружеских обязанностей требует подтверждения второй стороны, что представляется проблематичным, не так ли?
Как относиться к тому, что женщина вступает в брак с нелюбимым человеком, планируя, что в процессе брака полюбит мужа? Я вижу в этом предательство мужчины (безотносительно к описанной Вами истории). Ну, не полюбила ты мужчину, за которого ты вышла замуж — а он здесь разве виноват? Ничего не изменилось, ты как стала женой без любви, так и остаёшься таковой спустя время. Неси тот жизненный крест, который сама избрала. Это же относится и к противоположному полу, если что.
Теперь по вопросу возможного Вашего брака с этой женщиной.
Если епископ благословит ей возможность вступить в другой брак, канонически Вы можете венчаться с ней, предварительно зарегистрировав брак. Что до других аспектов, то надо, конечно же, присмотреться к женщине, которую Вы хотите назвать своей супругой. Вы оба имеете опыт неудачного брака, так что спешить и повторять прежние ошибки не стоит. И, конечно же, важно не только испытать свои чувства, но и усердно молиться, прося у Господа Самому управить вашу жизнь, чтобы брак не стал в тягость, но был в радость.
Храни Вас Господь!

