Один из часто задаваемых вопросов по поводу «Войны и мира» — это вопрос о том, что случилось с Наташей Ростовой в эпилоге. Звенящая, стройная, с горящими глазами девушка пленяла своей грацией, пением, своей удивительной душой — и вот она, как пишет Толстой, «опустилась» и стала «плодовитой самкой». Как это возможно? И почему?


Действительно, Толстой говорит в эпилоге про Наташу: «Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая плодовитая самка». И Толстой словно бы любуется этим новым образом.

Глагол «опуститься» тоже употреблён самим Толстым. Причем дважды подряд. Но уже с другой интонацией. Вот цитата:

«Наташа не следовала тому золотому правилу, проповедоваемому умными людьми, в особенности французами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа. Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное — пение. Она оттого и бросила его, что это было сильное очарованье. Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала всё противное этим правилам».

Наташа Ростова: из волшебницы в самку?

Академия журнала «Фома» в Telegram: о книгах, кино, музыке и живописи со смыслом. Открывайте новое каждый день вместе с нами.

Что же произошло с волшебницей, как называл ее один из героев эпопеи, Наташей? И чем объяснить подобную перемену?

Обратите внимание, как об этой трансформации пишет сам Толстой. Он говорит иронично, что «умные люди, в особенности французы», проповедуют правило: женщина в замужестве не должна опускаться. Но апелляция к французам как авторитету — это в «Войне и мире», пожалуй, ведь даже не ирония, а сарказм. Особенно с учетом контекста 1812 года. Так что Толстой здесь, скорее, издевается над теми самыми «умными людьми». На самом деле ему вполне нравится та перемена, которая случилась в Наташе. То, что она «опустилась», бросила пение, не следит за собой и всё остальное.

Дело в том, что перемена эта вполне созвучна его мироощущению времен работы над «Войной и миром». Точнее, эта перемена в Наташе, вполне возможно, следствие этого мироощущения Толстого. Ведь бывает, что автор следует за своими героями. Он создает художественную реальность, порождает героев — и дальше они живут в соответствии с художественной правдой той реальности, которая автором создана, а он за ними наблюдает. Ярчайший пример — слова Пушкина, переданные Жихаревым: «Представляете, какую штуку удрала со мной моя Татьяна... замуж вышла...» То есть Татьяна сделала то, чего Пушкин не ожидал, и он лишь зафиксировал за ней это действие. У Толстого же в «Войне и мире» часто бывает иначе… Он безусловный гений, и труд его огромен и бесконечно важен.

Но герои «Войны и мира» порой ведут себя не в соответствии с художественной правдой своей вселенной, а в соответствии с тем, куда их ведет Толстой. И ответ на вопрос «ну почему они так?!!» будет простым: потому что Толстой так решил.

Вообще, «Война и мир» — это вселенная, где помимо драм и коллизий героев существует еще одна драма. Это битва между Толстым-художником и Толстым-философом. И если художник он, без сомнения, от Бога, то философ… зачастую кажется, что от себя самого. Причем это довольно честный путь Толстого. Ведь он всю жизнь искал Божественную правду, и его философия — это следствие такого поиска. И между прочим, будет большим дерзновением сказать, что мы знаем, чем закончился этот путь. Отпадение, как это зафиксировано в Определении Святейшего Синода, Толстого от Церкви — это печальное, но не финальное событие его духовной жизни. Его тексты «В чём моя вера», «Исповедь» или даже его редактура Евангелия в случае Толстого тоже, вполне вероятно, не финальная точка пути, а только этапы. Мы ведь не знаем, с чем Толстой умирал. Знаем, что люди из его окружения не пустили к нему ни жену, ни тем более оптинского старца Варсонофия, потому что, возможно, испугались, не захочет ли Толстой исповедаться и причаститься. Что же происходило внутри самого Толстого в те последние часы и минуты жизни — это тайна его самого и Бога. Бога, Которого он так или иначе всю жизнь искал.

Так вот, на момент создания «Войны и мира» Толстой еще далек от своих религиозно-философских трактатов. Однако при внимательном чтении становится видно, что пишет «Войну и мир»… и не христианин. Если вас это удивляет, давайте посмотрим в текст. Обычно говорят: вот князь Андрей Болконский перед смертью просит принести ему Евангелие, значит, он умирает по-христиански. Но это не так… Тот же князь Андрей с отвращением смотрит на сестру и даже на сына, понимая, что он умирает, а они остаются жить. И Евангелие никак не помогает ему простить живущих и с миром перейти в вечность. Ему помогает сон, который он видит и трактует в том ключе, что жизнь есть только и исключительно страдание, а смерть — это пробуждение от страдания, избавление от жизни. Но… христианский ли это взгляд? Так проповедовал Будда. Но не Христос.

Или вот Платон Каратаев. Принято считать его нравственным идеалом. Принято считать, что он чуть ли не открывает Пьеру христианскую истину. Но посмотрите: перед гибелью Платон Каратаев заболевает, и ему очень хочется поговорить с Пьером. Он чувствует одиночество, и ему важно разделить последние часы с родственной душой. Что же делает Пьер? Он отворачивается от Платона Каратаева! И уходит подальше! Странно, кажется нам, жестоко? Но ведь это ровно то, чему он от Платона научился: ни к кому не привязываться, любить всех — и не любить никого. Конечно, если Платону Каратаеву или Пьеру, или Толстому такие отношения между людьми нравятся, то пожалуйста, кто ж запретит, но не стоит называть это христианской мудростью. Если есть в «Войне и мире» христианская мудрость, то она, например, в том эпизоде, где Пьер хохочет над французским солдатом, когда тот не пустил его в другую часть лагеря для пленных. Помните? «Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу! Xa, xa, xa!..»

Или вот княжна Марья. Самый религиозный персонаж во всей эпопее. Но что она говорит своему брату, когда провожает его на войну? «Не думай, — говорит она, — что горе сделали люди. Люди — орудия Его (здесь она смотрит вверх). Помни, что несчастья происходят от Бога и что люди никогда не бывают виноваты».

Думаю, тут даже пояснять особо не надо. В этих словах княжны Марьи — поиск самого Толстого на момент создания «Войны и мира», но никак не христианский взгляд на жизнь. И то, что княжна Марья постоянно молится, вызывает только один вопрос: а какому богу? Богу, Который есть любовь, или тому абстрактному абсолюту, который посылает войну?

Однако вернемся к Наташе. Откуда же в авторском голосе Толстого такая радость по поводу того, что она наконец стала просто самкой и перестала быть той волшебницей, которую мы успели полюбить?

Тут важно увидеть еще одну грань философии Толстого времен работы над «Войны и миром». Не знаю, замечали вы или нет, в школе обычно эти вещи не особо акцентируют, но, перечитывая «Войну и мир» во взрослом возрасте, читатели, как правило, обращают на это внимание: перемена Наташи в эпилоге прочно вплетается в ту концепцию предназначения человека, которую Толстой транслирует особенно активно начиная с третьего тома.

В чём эта концепция, если очень кратко. Человек ничего в этой жизни не решает. И чем скорее он это поймет, тем лучше для него. Есть некое высшее предопределение, и да, война — часть этого предопределения. Не следствие человеческих ошибок и гордыни, а часть некоего высшего замысла. Так захотел некий бог. Человек в этом решении никакой роли не играет, а значит, и не несет ответственности. Человеком движет не свободная воля, не разум, не совесть, а инстинкт. Хотя Толстой и называет этот инстинкт волей, но это не та воля, которую подразумевает христианский взгляд на человека. Это не воля сделать выбор и принять на себя ответственность за него. Это воля, о которой пишет, например, Артур Шопенгауэр — Толстой был увлечен его трудами. Это воля к жизни, равная инстинкту самосохранения. Поесть, поспать, оставить потомство, и чем более это потомство будет крепкое и здоровое, тем лучше. То есть человек сводится к биологической функции. И опять же, по Толстому времен «Войны и мира», чем скорее человек поймет, что никакой его личности не существует, что личность, личная воля и личная ответственность — это всего лишь морок, тем лучше!

Читайте также:

Лев Толстой и Церковь: война без мира?

И чем скорее люди поймут, что они просто винтики в машине, запущенной неким абстрактным богом, тем тоже лучше! Война — это не потому, что люди склонны ко злу, а потому, что бог так захотел. И нет никакого личного решения Наполеона или Барклая, или Кутузова в этой войне. Есть предопределение: некий бог почему-то предопределил войну, и не дело людей размышлять что и как. Дело людей — участвовать в этой войне, становиться частью ее стихии, на той стороне, где их определило некое провидение, и с того момента, когда оно для них это определило. И чем скорее человек откажется от собственной рефлексии, чем скорее примет то, что он всего лишь винтик, тем лучше для самого человека! Нет никаких отношений между человеком-личностью и Богом-Личностью. Потому что для Толстого времен «Войны и мира» никакого Бога-Личности нет. Есть абстрактный абсолют, который всем управляет.

И в этом смысле Наташа, став плодовитой самкой, по Толстому, наконец-то реализовала свое предназначение! Не личностью быть, а организмом, производящим потомство. В Наташе — стихия жизни. И эта стихия, по Толстому, никуда не ушла. Она трансформировалась. Теперь всё, что требуется от Наташи, — это рожать и жить, не включая ум, и очень удачно, что ума у нее и нет (помните, Пьер о ней говорит, что она «не удостоивает быть умной»; у Толстого вообще в «Войне и мире» есть место, где он обозначает, что женщина либо умная, либо настоящая). И уж тем более лишнее и ненужное для Наташи теперь искать реализации своим талантам. А если таланты у нее и есть, то их лучше поскорее слить, чтобы не отвлекали от главного: от размножения.

Это, кстати, вполне созвучно взгляду на женское предназначение, который позже получит условное название «три К»: Kinder, Kirche, Küche — дети, церковь, кухня (как собирательный образ домашнего хозяйства). Иногда еще четвертую К добавляют — Kleider, то есть платья, но это, как мы видим, не случай Наташи Ростовой в эпилоге. И сегодня, кстати, эти самые «три К» порой выдаются за традиционные ценности. В публичном поле сейчас даже проскакивают намёки, что и образование женщине не нужно — главное, чтоб рожала, пока способна рожать. Даже странно, что авторы таких радикальных высказываний еще не привлекли Толстого и его новую Наташу в качестве железного аргумента…

Но не всё так просто с Толстым. И у состояния женщины, предназначение которой искусственно сведено только к тому, чтобы рожать, оказывается, есть обратная сторона. Вы обратили внимание, что и как Толстой перечисляет через запятую, описывая новую Наташу? Она «не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью». Вот на последнем хочется особо остановиться. Читаем дальше — и видим, что Наташа, оказывается, захватила Пьера под колпак тотального контроля. Цитирую: «С самых первых дней супружества Наташа заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям жены, но был польщен ими и подчинился им». Конец цитаты. Вы представляете, что это такое, когда каждая минута в жизни человека должна быть посвящена жене и детям — и никому и ничему сверх того?..

Дальше — больше. Выясняется, что Наташа формально поставила себя на ногу рабы мужа, а по факту — да, на лету схватывала все его желания и торопилась выполнять, но если вдруг Пьер передумает — о, это уже его проблемы, она сделает так, как изначально поняла и захотела, и не готова уступать. У Толстого это называется «боролась против него [Пьера] его же оружием». Более того, Наташа читала все письма, которые Пьер получал, и отчитывала его, если он задерживался по делам в Петербурге.

Замечу в скобках, что вот это как раз может быть вполне в русле художественной правды. Если женщину насильственно ограничить этими самыми «тремя К», а Толстой ровно это и делает со своей героиней, то весь ее нереализованный потенциал может начать выливаться в выяснение отношений, желание тотального контроля над близкими и прочие девиации. Да, возможно, через несколько лет Пьер станет декабристом, и Наташа поедет за ним в Сибирь и совершит подвиг. Но вот этот домашний деспот, проснувшийся в ней сейчас, — его ведь будущим подвигом не оправдать, он уже проявился… Толстой отрезал Наташе почти всё, что составляло многообразие ее жизни. И вот результат.

Наташа Ростова: из волшебницы в самку?
«Война и мир» (мини—сериал 2016), Великобритания, BBC

Впрочем… Про многообразие жизни стоит сказать отдельно. Давайте вернемся к описанию новой Наташи в эпилоге и обратим внимание на слово «таланты». Помните? «Девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты» — так, по Толстому, говорят французы, которым верить нельзя. То есть бросать таланты якобы можно и нужно. И, судя по контексту, под талантами применительно к Наташе здесь подразумевается в первую очередь пение — потому что дальше Толстой говорит, что Наташа всё делала наоборот, чем советовали французы, и пение бросила.

Однако в христианском понимании таланты — это гораздо больше, чем какие-то очевидные сверхспособности. Это не только пение или рисование, или дар слова, или талант в медицине, физике, инженерном деле и так далее. Помните великие слова Станиславского? Талант быть человеком ценится в жизни больше всего. В христианской системе смыслов главные таланты именно такие. Это дар любить, который есть абсолютно у каждого человека, вопрос лишь в том, что мы с этим талантом делаем на протяжении жизни: развиваем, умножаем — или зарываем в землю. Это и талант сострадать, видеть чужую боль, талант утешать, прощать, быть рядом и так далее. Всё это связано с работой сердечной мышцы, и всё это доступно абсолютно каждому человеку. И сама жизнь — это ведь тоже талант! Потому что талант — это дар от Бога, и от нас самих зависит, как мы им распорядимся.

Так вот Наташа… С одной стороны, она зарыла в землю свой талант пения. Вроде как принесла его в жертву семейному счастью. Она теперь замужем, быть привлекательной, петь нет больше смысла, а значит, талант можно слить. Но с другой стороны… стала ли новая Наташа действительно любящей женой? Ведь любящая жена та, которая слышит своего мужа, знает его потребности, способна скорректировать в его интересах собственные планы, и это не будет выливаться в ее счеты к мужу за то, сколько она для него сделала и сколько он ей за это должен. Потому что всё это, в случае психологически и духовно здоровой личности, она делает не в логике «два пишем, три в уме», а от щедрот. От щедрот своей любви и радости быть вместе. А еще она будет давать мужу свободу — не контролировать каждый шаг, а именно уважать его свободу, потому что она ему доверяет. Как и муж, со своей стороны, доверяет ей, уважает ее и любит. Таковы здоровые отношения в семье. Но так ли у Наташи и Пьера? Она претендует на контроль каждого его шага, она читает его переписку… Это ведь как если бы сейчас жена мониторила смартфон своего супруга. Может, кто-то так и делает, но важно понимать: ничего здорового в этом нет. И если женщина так поступает, значит, она сомневается, в первую очередь, в самой себе как женщине. Впрочем, это уже отдельный большой разговор…

Так что же творит Наташа в руках Толстого? Есть ли та семейная идиллия, ради которой она пожертвовала всей своей внешней жизнью? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден. Да, она не поет. И нет, она не та жена, которая уважает внутренний мир, внутренний поиск и потребности своего мужа. Для нее есть только одна потребность — чтобы муж принадлежал полностью ей. Это не талант любви. Это — катастрофа…

Еще вопрос: а стоило ли ей вообще отказываться от пения? Чем пение на здоровую голову может противоречить семейному счастью?

Есть ситуации, когда человеку действительно приходится выбирать: вот я работаю 24/7, это может помешать семейному счастью, я выбираю семейное счастье, поэтому корректирую свой рабочий график. Например, у женщины свой бизнес, и он требует от нее постоянной включенности. И вот она встречает мужчину, с которым хочет провести всю жизнь, он делает ей предложение, и она понимает: если я и дальше буду 24/7 в своих делах, то никакой семьи не сложится. Тогда она пересматривает свое участие в деловом процессе и сознательно выделяет больше времени на семью. То же самое — когда рождаются дети: забота о них зачастую требует от женщины стопроцентной вовлеченности, хотя бы первое время. Это понятные и оправданные жертвы. Женщина ставит свой талант, например, в ведении бизнеса, на второе место, чтобы вложиться в развитие таланта любви к мужу и детям, потому что на первое место ставит семью. И оно того стоит! Но в случае Наташи… всё иначе. Ее талант пения не требует жертв уровня выбора между работой и семьей. Даже напротив! Сколько раз ее пение помогало ее близким пережить тяжелейшие минуты! Сколько раз она своим голосом помогала людям возродиться из отчаяния к жизни, помогала подняться со дна! И вот этот талант пения оказался не нужен и заброшен. А ведь талантами от Бога не разбрасываются…

Так почему же Наташа отказалась от пения, которое вовсе не противоречило бы семейному счастью, а, напротив, наполняло бы жизнь новой красотой? Повторюсь: дело здесь не в Наташе, дело в Толстом. В его мировоззрении времен работы над «Войной и миром» нет места такому понятию, как таланты от Бога. Ведь таланты — это дары Бога-Личности человеку-личности. А Бога-Личности Толстой тогда не признавал. И важность человеческой личности не признавал. Человек для тогдашнего Толстого — это функция. И вот Наташа была одной функцией — и стала другой. В логике Толстого пение было лишь способом привлечения самца и оказалось вовсе не нужно, когда Наташа вышла замуж. Теперь она плодовитая самка и выполняет свою главную функцию — размножения.

По сути, ничто не помешало бы уже семейной Наташе продолжать петь, развивать и умножать этот свой талант. Но в картине мира Толстого это лишнее, это отвлекает от главной задачи — от размножения. Что ж, он имеет полное право так считать и решать за свою героиню. Правда, интересно: а что было бы с самим Толстым, если бы он отказался, например, от своего таланта писателя?.. Впрочем, как уже отмечалось, в «Войне и мире» Толстой нередко сам себе противоречит. Философ противоречит художнику.

Конечно, Толстой по-своему понимал отношения с Богом и по-своему понимал христианство. И спорил всю жизнь с тем, что в нем понимал, и был в поиске и внутреннем движении. И в «Анне Карениной», например, мы встречаем уже изменившегося Толстого. Он гораздо меньше там философ от самого себя и гораздо больше художник от Бога. Но и во вселенной «Войны и мира» Толстой-художник есть, и он, как мне кажется, гораздо сильнее философа. Возможно, потому и видится странной, даже неправдоподобной та перемена, которая происходит с Наташей в эпилоге. Перемена эта ведь от Толстого-философа, а не от художника. Толстой подгоняет художественную реальность под нужный ему ответ. Но многие читатели помнят и любят Наташу такой, какой она была в основной части романа. И значит, художник всё-таки победил.

Что же до христианского взгляда на человека… Тут важно помнить, что христианство — про многообразие. Здесь нет универсальной дороги для всех, нет единственного для всех женского или мужского предназначения. Даже сама принадлежность к Церкви — это еще не спасение. Спасение — это всегда личный выбор и личные отношения с Богом. И у каждого человека эти отношения свои и неповторимые. И это прекрасно!

2
12
Сохранить
Поделиться: