Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) родился в Кировоградской области, в крестьянской семье, воспитавшей четверых детей (все стали учителями). Окончил Полтавский пединститут. С 17 лет преподавал в школе украинский язык и литературу. В 41-м добровольцем ушёл на фронт. После тяжёлого ранения в 42-м (осколки так и остались под сердцем), как ни рвался снова в строй, его демобилизовали и направили директором средней школы в Удмуртии. После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо… С 1948 года Сухомлинский директор средней школы в посёлке Павлыш недалеко от Кременчуга, где проработал 22 года, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей и каждого приветствуя по имени. Он жил школой и – в школе (теперь в квартире музей его имени). Здесь и умер 2 сентября 1970 года.
За недолгую свою жизнь Сухомлинский успел очень много. Писал книги, выходившие миллионными тиражами. Защитил диссертацию и стал членкором Академии педнаук СССР, получил звание Героя Социалистического труда. Воспитал, помимо тысяч учеников, двоих собственных детей (дочь Ольга – педагог, хранительница наследия своего отца)… Его рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался поздно вечером. Об энциклопедичности его знаний ходили легенды. Сухомлинский, будучи преподавателем украинского языка и литературы, самостоятельно изучил всю школьную программу и без труда мог заменить любого учителя в любом классе…
Её величество Книга
Сухомлинский писал, что школа становится настоящим очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова.
В Павлышской школе книге придавалось огромное значение. Личная библиотека самого Сухомлинского составляла 19 тысяч томов. Ею могли пользоваться и учителя, и ребята. Традиционный Праздник Книги, на котором принято было дарить друг другу книги, проходил в Павлышской школе 31 августа, накануне начала учебных занятий.
Сказка как инструмент развития души
Сухомлинский высоко ценил роль сказки в личностном развитии ребёнка и был уверен, что в каждом ребёнке дремлет поэт, сказочник, надо только пробудить его. В его школе ребята 6-8 лет сочиняли сказки, 8-9 лет – поэтические миниатюры, 10-11 – миниатюры прозаические. В 12-14 – создавали сочинения на заданную тему, в 15-17 – сами выбирали темы для своего эссе… Более тысячи сказок написал сам Сухомлинский. Сочинённое школьниками собрано в нескольких десятках томов. Традиционным стал в школе Праздник сказки…
Вперёд, в большую науку!
Радость познания. Это один из ключевых принципов педагогической системы Сухомлинского. Он хотел, «чтобы все воспитанники были влюблены в науку, в школу, чтобы книга, интеллектуальные богатства стали главной страстью и главным интересом человека, сидящего за партой». В Павлышской школе работало около восьмидесяти кружков и объединений, которые вели учителя. Сухомлинский постоянно повторял: «Ученики - увеличительное стекло незнания учителя». И всячески поощрял стремление учителей учиться. Выпускники Павлышской школы поступали в самые престижные учебные заведения.
В те годы, когда королевами наук были физика и математика, Сухомлинский одним из первых заговорил о важности гуманитарного образования. «Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами, – это, на мой взгляд, проблема номер один и в школьном, и в вузовском воспитании. Век математики,- слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека – вот что главное…» Сухомлинский всегда говорил, что не надо стыдиться быть тонким, впечатлительным, отзывчивым. Пусть стыдятся те, у кого душа «окаменела в нечувствии». «Учиться на человека надо всю жизнь».
Природа – доктор для души
Сухомлинский считал, что природа – могучий источник мысли и чувства. «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, - обращался Сухомлинский к учителям в своей книге «Сердце отдаю детям», - и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Природа даёт ребёнку возможность остаться наедине со своими мыслями и чувствами. «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное… Среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».
Дети, которых учил Сухомлинский, пережили трагедию войны, у многих были личные, семейные трагедии. Он мечтал «выпрямить согнутую горем, несчастьем, страданием, злом, невежеством родителей душу ребёнка, сделать её несгибаемой». И учитель каждое утро стал водить ребят в лес, в степь встречать рассвет. Он был убеждён, что природа лечит душу. «В тихое майское утро собрались мы в школе. До восхода солнца пришли на опушку леса. Это был мой любимый уголок, с этого места открывается чудесный вид на большой пруд, в зеркале которого отражается вся игра красок рождающегося дня. Сели на траву. С волнением я ожидал, как откликнутся детские сердца на изумительную красоту утренней зари. Я рассказал детям сказку, родившуюся в моей голове здесь же.
- Где-то далеко, за горами и морями, живёт Волшебник. Он – Творец Красоты. Он счастлив только тогда, когда его красоте радуются люди. Он добр. Каждую ночь он вспахивает большое поле и сеет на нём маки. К рассвету маки расцветают. Огромное, безграничное поле маков – вот что такое розовое небо, которое вы видите, дети. Видите, как играет, трепещет солнечный луч на каждом маковом лепестке…
Дети слушали, затаив дыхание…» Какой поэтичный (и духовный, хотя сам Сухомлинский тогда об этом, конечно, не думал) образ! И как раскрывается в этом эпизоде сам Сухомлинский – человек с глубокой, нежной душой поэта. Человек, славящий Творца – Бога…
Из любви к природе родного края вырастает чувство любви к родине. А это – «самое чистое и самое тонкое, самое возвышенное и самое сильное, самое нежное и самое беспощадное, самое ласковое и самое грозное чувство. Тот, кто по-настоящему любит Родину, - во всех отношениях настоящий человек...»
«В чём высшее наслаждение жизни?»
О Сухомлинском и его детище – уникальной школе – можно говорить долго. О том, что всё в его школе, от мастерских, лабораторий до метеостанции и пасеки, - построено руками ребят и учителей. О культе Матери и вообще женщины, царящем в этой школе. О его принципе «воспитание без наказания». О воспитании добрыми делами. С первоклассниками они выкопали куст цветущей розы и ночью тайком посадили у хаты старой женщины, у которой четыре сына погибли на фронте. Когда накачали первый свой гречишный мёд, то первую чашку мёда дети понесли старейшему колхознику, столетнему дедушке. Потом угостили инвалидов-фронтовиков. «С чашечками, наполненными мёдом, мы ходили от хаты к хате, и чем больше мы отдавали, тем богаче становились души детей». Вся педагогическая система Сухомлинского – это воспитание любви к человеку.
Читайте также:
Актуальная педагогика: Симон Соловейчик