Александра Кузьмичева, сотрудница фонда «Старость в радость», который помогает пожилым людям и инвалидам в интернатах и на дому:

Александра КУЗЬМИЧЕВА

«Фома» представляет проект «От Пасхи до Пасхи». Мы попросили людей, которые занимаются делами милосердия, рассказать самые запоминающиеся истории за прошедший от Пасхи до Пасхи непростой год. В этих историях есть боль, слезы, страдания. И тем не менее, все они про надежду и любовь, которые люди могут подарить друг другу — несмотря ни на что.

Пандемия сильно повлияла на нашу работу: если раньше мы могли регулярно приезжать к нуждающимся в помощи бабушкам и дедушкам, то с прошлого года пришлось осваивать дистанционную коммуникацию с нашими подопечными. Да, и до пандемии одним из видов поддержки пожилых людей была переписка — волонтеры регулярно писали письма и открытки в интернаты. Это было — и остаётся — очень ценно для наших адресатов. Однако во время пандемии мы попробовали «дружить» с бабушками и дедушками еще и по телефону. 

Вообще, на фоне изоляции, поиска лекарств, нехватки врачей и СИЗов и общего ужаса не очень ощущалось, что это будет востребовано. Кто-то пенсию снять не может, потому что из квартиры выходить запрещено, кто-то в интернате в комнате почти заперт, что им от телефонных бесед? Но вышло иначе.

В пандемию мы решили регулярно звонить одиноким пожилым людям по телефону. И вот что из этого вышло

Помню, почти незрячая бабушка Пелагея Павловна из Воронежа недоумевала: о чем мы будем разговаривать? А после нескольких звонков от волонтера Натальи кардинально изменила свое мнение: «Оказалось, что мы можем разговаривать обо всем на свете! Я вот узнала, какие сейчас носят туфли и шапки. И вообще поняла, что я не одинока в этой жизни». Пелагея Павловна живет дома одна — конечно, ей очень одиноко, и мы стараемся ее поддерживать.

Или дедушка Юрий Николаевич, 79 лет, любитель детективов, прогулок и новостей из мировой повестки. Он уже десять лет живет в интернате. Наш волонтер сначала робела ему позвонить — не знала, о чем разговаривать. А потом позвонила — и они полтора часа не могли проститься. Хотела каждый день разговаривать, но мы ее уговорили составить регулярный график звонков — раз или два в неделю.

Пожилым людям мы предлагаем такой вариант помощи в основном через соцработников: знаем, что пожилой человек под присмотром специалиста, и при этом вносим свой вклад в то, чтобы он постоянно чувствовал к себе внимание, а не унывал в одиночестве. Ведь именно соцработникам бабушки и дедушки иногда звонят трижды в день — просто чтобы услышать живого человека. 

В пандемию мы решили регулярно звонить одиноким пожилым людям по телефону. И вот что из этого вышло

Мы проводим консультации для волонтеров, рассказываем, как общаться, чтобы не возникало недоумений, лишних ожиданий и конфликтов. И получается такой «эффект попутчика», когда пожилые люди зачастую более искренни с волонтерами, чем с родными. Да, родственники у многих наших бабушек и дедушек есть, но звонят они, как правило, очень редко. Наши же звонят раз в неделю или чаще. Мы просим не браться, если нет готовности звонить хотя бы в течение полугода.

До пандемии нам казалось, что наши подопечные, которым нужно общение, не умеют пользоваться телефоном, а кто умеет — тем есть кому позвонить. Но все оказалось иначе, и мы поняли, что у нас есть еще один способ поддерживать наших бабушек и дедушек «на удаленке». Так что набор «телефонных волонтеров» теперь постоянно открыт.

Подготовил Кирилл Баглай

0
0
Сохранить
Поделиться: