Вопрос читателя:
Христос воскресе! Поясните Евангелие от Луки, 4:53: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.» В чем разница и есть ли она между прославлением и благословением Бога в храме в апостольские времена? Спасибо.
Андрей
Ответ священника:
Здравствуйте, Андрей! Христос Воскресе!
В греческом тексте этого стиха Евангелия от Луки нет слова «прославляя», а стоит только «благословляя». Видимо переводчик на церковнославянский язык был хорошо знаком с иудейской практикой молитвы и поэтому уточнил перевод, упомянув два самых распространенных вида ветхозаветной молитвы: прославление и благословение.
Прославление — пение Псалтири, название которой так и переводится «Тегилим» — «Славословия». А благословением — «барух» начинались очень многие иудейские молитвы. Например: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Властелин мира». И далее следовали прошения, соответствующие ситуации.
Таким образом, корректным вариантом понимания смысла фразы, о которой Вы спрашиваете, было бы: «И пребывали всегда в храме, воспевая псалмы и молясь Богу».
Молитвенная жизнь апостолов до Пятидесятницы стала образцом для всех христиан, которые также призваны к непрестанной молитве (см. 1 Фес. 5, 17).
Стяжания такой молитвы я желаю Вам и себе.