День студента в России традиционно отмечается 25 января. К этой памятной дате журнал «Фома» попросил выпускников поделиться воспоминаниями о студенческих годах, которые запомнились им сильнее всего. Присоединяйтесь к этим воспоминаниями и делитесь своими в комментариях.
Пусть эти истории согреют вас, вызовут смех и погрузят в приятную ностальгию. А всех тех, кто еще несет почетный статус студента, поздравляем с праздником: желаем легких сессий и как можно больше незабываемых моментов!
«Вот он, мой хороший знак!» История о знаках и том, стоит ли их искать?

выпускница факультета журналистики МГУ
Сессия — страшное слово для студента: во время экзаменов даже неверующие становились верующими, вспоминались все народные приметы и шли в ход самые отчаянные методы, чтобы вытащить счастливый билет. Вот и мне было до ужаса страшно сдавать свою первую сессию. Это потом ты становишься уверенным в себе студентом, относишься к экзаменам даже с некоторым азартом, проверяешь навыки коммуникации и работающую на тебя зачетку, но в первый раз страшно было настолько, что на одном из самых сложных экзаменов я не справилась с волнением и сразу выбрала пересдачу…
Потом, помню, еду на первый зачет, ноги дрожат, а я молюсь про себя, жду укрепления, хорошего знака. И вот выхожу из метро, поднимаю глаза, а передо мной на кепке прохожего знакомый значок МГУ. Зацепилась за него взглядом, иду следом (нам по пути), и уже уверена: вот он, мой хороший знак! Но каково же было мое удивление, когда незнакомец в кепке остановился, увидев Татьянинский храм, и спокойно, размеренно перекрестился.
Этот жест невероятно тронул: я, которая ежедневно совершала этот маршрут до факультета, ни разу не удосужилась этого сделать, чего-то подспудно стесняясь. Тот человек тогда стал для меня примером, и, безусловно, «хорошим знаком», который помог почти без переживаний сдать зачет.
В этой истории есть и другая сторона. Такая игра в «хорошие знаки», которые я старалась всюду подмечать, оборачивалась тем, что эти «знаки» я создавала искусственно: у меня были «счастливые» турникеты, ручки, номера, билеты… Меня раздражала эта зацикленность. Я понимала, что мне, как человеку верующему, не стоит поддаваться суевериям, ограничивать себя рамками, придуманными сценариями. Я очень хотела избавиться от привычки наделять предметы «волшебными» свойствами и боролась с собой: специально делала все наоборот, избегала привычных «счастливых» маршрутов, одевала «несчастливые» рубашки…
И вот очередная сессия, день экзамена. Я по дурацкой привычке опять захожу в свой «счастливый» турникет. И начинаю ругать себя, не понимая, зачем снова сделала это. Скорее всего, сработало подсознание: оно решило, что в день экзамена лучше не отказываться ни от каких способов себе помочь.
В результате я прекрасно сдала экзамен. А когда пришла домой, обнаружила, что весь день ходила в кофте, вывернутой наизнанку. И мир, оказывается, не рухнул, и экзамен был сдан на «отлично». А ведь если бы я узнала об этом факте прямо перед экзаменом, моя уверенность в себе точно была бы подбита. Поэтому тот случай стал для меня уроком: с тех пор перед экзаменами я старалась только перекреститься, сказать «с Богом», вытянуть билет и все сдать. И подготовиться, конечно, тоже, а не рассчитывать на тот самый турникет в метро.
«Так мы познали важную общажную мудрость». История о том, как четыре студента готовили плов

Александр Калаев
Саратовский государственный медуниверситет
Шутки про «голодных студентов» актуальны на все времена. В том числе на 2003 год, когда я сам входил в эту категорию.
В один из общажных вечеров мы с однокурсниками-медиками решили приготовить узбекский плов. Четверо голодных парней, конечно, могли придумать менее замысловатое блюдо, но как-то единогласно выбрали плов. Как сейчас помню распределение ролей в этом важном деле: кто-то пошел за мясом, рисом, маслом и овощами, кто-то искал по всему общежитию жаровню, кто-то занял очередь на кухне — единственной на этаже. А мне досталась почетная миссия — навести порядок на столе. Эта задача может показаться самой простой, но поверьте — именно на столе лежал весь студенческий интеллектуальный кладезь в виде книг и тетрадей, годовой запас сухпайков и коллекция аксессуаров (очки, бритвы, расчески, блокноты… и многое другое).

Чтобы разложить все по прикроватным тумбочкам, понадобилось полтора часа. К слову, все вещи я перепутал, поэтому следующий месяц мы разбирались, у кого что лежит. Но история не об этом.
Пока я наводил порядок, процесс на кухне шел полным ходом. Продукты удалось быстро добыть, а вот с жаровней возникла проблема — ее мы не нашли, поэтому пришлось обойтись большой кастрюлей. До сих пор не понимаю, как товарищи приготовили в ней плов… Но блюдо было готово, и друзья вернулись в комнату. Хотели узнать, навел ли я порядок. Не знаю, почему для этого понадобилась присутствие всех парней, и никто не остался наблюдать за пловом. Удостоверившись, что стол наконец пригоден для своей трапезы, «повара» пошли за блюдом.

Через минуту в коридоре раздались, мягко говоря, крики и возмущения. Я поспешил на помощь. Оказалось, плов пропал, да еще и вместе с кастрюлей. Два часа мы обходили все этажи и комнаты, чтобы найти свою еду. Но все оказалось тщетным.
Пропажа обнаружилась только на следующий день. На кухне стояла чисто вымытая кастрюля с запиской: «Спасибо, было вкусно!»
Кого-то наш плов все же порадовал. Так мы познали важную общажную мудрость: не оставлять еду без присмотра. На кухне с тех пор всегда оставался соглядатай.
А плов мы все же поели в ресторане по случаю окончания специализации.
Что может произойти, если опоздать к строгому преподавателю из-за ссоры с папой?

Полина Ячменникова
выпускница факультета журналистики МГУ
Как-то на третьем курсе я сильно поссорилась с папой. Накричали друг на друга, а потом я хлопнула дверью. Поехала в университет на семинар по русскому языку. Чувствовала обиду и сильную злость, вдобавок опаздывала. А пропускать нельзя — преподаватель строгий.
С порога аудитории начала извиняться и попыталась проскользнуть в кабинет, не привлекая к себе внимания. К счастью, меня пустили на пару. К несчастью — преподаватель придумал «штраф». Пока меня не было, группа начала разбирать разговорный стиль речи. Стояла задача — разыграть диалог с конфликтом. И теперь «добровольцем» стала я.
Преподаватель говорит: «Давайте представим, что ссорятся папа с дочкой». А мне и представлять не надо! Я все еще в том же состоянии ссоры с желанием высказать отцу все, что не успела. Но папы рядом нет, поэтому под горячую руку попал преподаватель. Я выдала ему все, едва не переходя на крик. И что контролировать меня вообще-то уже давно пора меньше, и не надо писать бесконечные эсэмэски с вопросами, добралась ли я. Надоело! И говорить, во сколько вечером вернусь, я тоже не хочу, а встречать меня тем более не нужно — сама за себя постою.
К удивлению, мой университетский «папа» абсолютно спокойно и уверенно ответил на каждую претензию. Рассказал, что не сомневается во мне, но очень за меня переживает и любит. А любые мои сообщения о том, что я добралась до нужного места, радуют его. Ведь просьбы писать ему — не про ограничения, а про заботу. В общем, поговорили с ним по душам перед всей группой ― как к психологу сходила. Но я стратегически решила, что с этим «папой» точно нужно во всем в итоге согласиться. Впереди еще экзамен сдавать…
Со своим, конечно, помирилась тем же вечером. А преподаватель после нашей инсценировки сказал: «Как замечательно, оказывается, быть папой дочки. У меня только сыновья». И кажется, до конца года относился ко мне как-то особенно по-доброму, как настоящий папа. Даже автомат поставил.
Подготовила Екатерина Гашкова