Что общего между шизофренией и церковным расколом? Не подумайте, что я тут решил лишний раз изощренно и звонко обругать раскольников. Пока речь идет об одной этимологии.
Дело в том, что и слово «шизофрения», и слово «раскол» в греческом языке имеют один и тот же корень. А именно, по-гречески раскол – это схизма, τό σχίσμα (shizma), что дословно означает расщепление, щель, дыру, раскол или распрю. Это слово образовано от древнегреческого глагола σχίζω (shidzō), что значит «разрывать», «рассекать», «раскалывать», «расщеплять», «разделять».
Также и слово «шизофрения» (в новых языках начальное «сх» перешло в «ш»), обозначающее целую группу родственных психических расстройств, составлено из двух греческих слов: того же σχίζω и слова ἡ φρήν (frēn), которое во множественном числе значит сердце, ум или душу. Поэтому слово «шизофрения» дословно означает расколотую или расщепленную душу или ум.
Хотя, наверно, можно сказать, что и раскольники пребывают с расколотой или расщепленной, разорванной душой. Ведь расколом в церковной традиции называется нарушение мира и единства с Церковью, связанное не с догматами и Таинствами, а совершенное по обрядовым или юрисдикционным основаниям.
Поскольку раскол следует отличать от ереси как прямого отступления от учения Церкви, то считается, что раскол допускает уврачевание. Так относительно недавно был преодолен раскол между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за рубежом, образовавшийся в результате Октябрьской революции и русской гражданской войны.
Тем не менее, раскол все равно считается очень тяжким грехом. Ведь Церковь – это единство, единение в любви, когда все одним Духом крестились в одно Тело. Тот, кто начинает раскол, раздирает или рассекает это единое Тело. Стоит обратить внимание на одну психологическую черту, объединяющую и еретиков, и раскольников. Это их раздражительность в адрес «заблудшего» большинства и уверенность в собственной непогрешимости. Можно утверждать, что любой раскол – это следствие гордости, например, национальной. Например, представление о том, что у каждой нации или государства обязательно должна быть своя поместная Церковь, как раз питаются этими чувствами национальной гордости. Одно дело, когда Поместная Церковь создается каноническим образом, признается другими Поместными Церквями. И другое дело, когда ее пытаются создать, не взирая ни на какие канонические препятствия, руководствуясь в первую очередь националистическими соображениями. Но любые национально-государственные интересы должны отступать перед каноническими, ведь во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни украинца.
Раскол – это нарушение единства в любви. Тот, кто в него ушел, поддался соблазну национальной гордости или, скажем, соблазну видения себя и своих единомышленников как последней опоры чистоты и истины. Соблазненных жаль, поэтому стоит приложить все силы к их возвращению. Как сказал святой Григорий Богослов, «мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».