Уважаемая Редакция! Обращаюсь к Вам с этим письмом в связи с опубликованными в февральском номере журнала статьями об иосифлянстве и нестяжательстве. Меня обеспокоила основная идея статей — утверждение равноценности монашества нестяжательного и иосифлянского (и даже предпочтительности последнего).
Что всегда давало и дает православному народу нестяжательное монашество? Оно в своих лучших представителях было живым примером той святости и благодатной мудрости, которых и по сей день так ищет народ от монашествующих. Этим хлебом насущным, а не «булками и устрицами», как писал А. Хомяков, оно спасает людей от страшной беды — «ненавистной розни мiра сего» и погружения в угар языческой жизни.
У Церкви есть все возможности заниматься катехизаторской, миссионерской, образовательной, социальной деятельностью (приходы, братства, общины, профессиональные христианские организации и союзы, духовные школы всех уровней и так далее), не вовлекая в нее монастыри, точнее, не отвлекая их от исконного умного делания. Ибо это делание является тем необходимым живым свидетельством о Христе, без которого все внешние просветительские и социальные деяния не будут иметь силы. Само Православие без тех немногих монашествующих, которые имеют возможность пребывать в непрестанной молитве, богомыслии, опытном изучении Священного Писания и творений отеческих, без этих верных свидетелей реальности богообщения — обмiрщится и превратится в одну лишь форму, которая в конечном счете погасит истинную веру в народе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) особенно подчеркивал это: «Без монахов пропало бы христианство в мирянах. Вот сколь необходимо в Церкви Христовой совершенство, без коего и спасение с самой верой легко может утратиться, и непременно утратится».
В настоящее время в связи с открытием множества монастырей проблема выбора ими духовного пути становится вновь в высшей степени насущной для жизни Церкви.