Священник Евгений МУРЗИН

Редактор направления «Вера»

Мнение о том, что во время православного богослужения нельзя сидеть, верно лишь отчасти. Есть некоторые виды богослужебных текстов, во время чтения которых положено сидеть, например седален и кафизма (в переводе с греческого «кафизма» значит «сижу»). Во время их исполнения положено сидеть. Однако в современном приходском богослужении седальны занимают довольно скромное место, так что, действительно, прихожане большую часть богослужения проводят стоя. Одновременно представление, что католики и протестанты на протяжении всего богослужения сидят, тоже ошибочно. Например, во время католической мессы прихожане не только сидят, но и стоят или — во время Евхаристии — опускаются на колени.

Появление и распространение приведенных выше представлений можно объяснить различиями в интерьерах католических и прежде всего русских православных храмов. Если в католической церкви стоящие ровными рядами скамейки занимают основную часть молитвенного помещения, то в наших храмах скамейки, если и есть, то их очень немного и расположены они, как правило, где-нибудь у стены в притворе. Однако если мы зайдем в греческие православные храмы, то увидим там те же самые скамейки, что и у католиков, а в греческих монастырях обязательно будут стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем. На них можно сидеть или стоять, опираясь на спинку и подлокотники. При этом, несмотря на наличие скамеек, прихожане греческих храмов большую часть службы тоже проводят стоя.

Почему же все-таки православные предпочитают в храме стоять, а не сидеть? Скорее всего, речь идет о естественном развитии богослужебной традиции. Если мы обратимся к ранней истории христианства, то с самого начала увидим сосуществование различных практик. С одной стороны, христианский апологет II  века Тертуллиан в «Книге о молитве» указывает на недопустимость сидеть не только во время, но и после молитвы: «Ибо неуважительно сидеть в виду и на лицо того, кого больше всего чтишь и почитаешь; тем более такое действие является безрелигиознейшим в присутствии Бога живого, когда стоит еще ангел молитвы. Неужели порицаем Бога за то, что молитва нас утомила?»

С другой, по свидетельству источников, верующие вплоть до VI века могли молиться сидя и, если в храме не было специальных сидений, усаживались на пол. Во время первой Евхаристии, совершенной Иисусом Христом на Тайной Вечере, и Сам  Спаситель, и апостолы сидели, а точнее даже возлежали за столом. Этому примеру следовали и первые христиане, для которых Евхаристия, «преломление хлеба», была средоточием богослужебной жизни. В Деяниях апостолов описывается история, когда в Троаде во время евхаристического собрания, которое возглавлял апостол Павел, некий юноша по имени Евтих сидел на подоконнике.

Постепенно в православной богослужебной практике более предпочтительным стало стояние на богослужении. Это связано и с особым благоговением, о котором пишет выше Тертуллиан, аскезой (стоя в храме, мы совершаем пусть и малый, но подвиг, преодолеваем свое желание усесться поудобнее) и практическим молитвенным опытом — когда человек стоит, и его тело находится в тонусе, молитва становится более осознанной и сосредоточенной. Наоборот, когда мы сидим, то очень легко отвлечься посторонними мыслями, а то и просто задремать. Что же касается русской православной традиции, которая вообще не предполагает наличия в храмах скамеек, то такой ригоризм объясняют особенностями храмовой архитектуры. Учитывая суровые климатические условия, на Руси в Средние века храмы строили небольшими, чтобы максимально сохранять тепло, а желавших попасть на службу всегда было немало. Поэтому для расстановки скамеек просто не было места, люди могли поместиться в храме только стоя.

На уровне личного выбора — сидеть или стоять в храме — необходимо ориентироваться на свое физическое состояние. Если речь идет о человеке, который просто не может долго находиться в вертикальном положении в силу возраста, каких-то заболеваний или очень сильной усталости, то тихонько присесть на скамейку или принесенный с собой раскладной стульчик, будет разумным решением. Еще святитель Филарет Московский говорил: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Во всех же остальных случаях правильнее будет во время службы стоять, а если и опускаться на скамейку, то только в те моменты, которые специально предусмотрены богослужебным уставом.

5
32
Сохранить
Поделиться: