Есть на Русском Севере места далекие и заповедные, где сохранилось необыкновенное явление — «небеса». Чем они так восхищают тех, кто смог увидеть их воочию? Своей «распахнутостью». Входишь в крошечную часовню, и вдруг пространство перед тобой «разворачивается», становится во много раз больше, и ты стоишь перед этим чудом пораженный, не в силах оторвать глаз от божественной красоты... «Фома» рассказывает о северном сокровище русской культуры на примерах «небес» храмов и часовен Кенозерья.
Кенозеро находится в Архангельской области. Само озеро и земли вокруг входят в огромный Кенозерский национальный парк. Здесь собрано больше всего «небес» в России — семнадцать комплексов полных, и пять — во фрагментах.
Что такое «небеса»?
Это потолок. Но потолок не в доме, а в деревянном храме или в часовне. Встречаются такие потолочные перекрытия на Русском Севере. Здесь исконно строили из дерева, но северяне ездили в большие города, видели огромные каменные соборы с высокими каменными, кирпичными сводами, поражались красоте и величию творений русских зодчих. Только как ты у себя в деревне такой свод из простых досок сколотишь? Кажется — никак, но наш народ смекалист. Северяне придумали легкую конструкцию, для которой промежуточных опор не нужно — перекрытие удерживается на распоре балок каркаса. Получился такой огромный полураскрытый деревянный «зонтик», состоящий из восьми, двенадцати или шестнадцати граней и «серединки» — центрального медальона.
Почему «небеса» такие низкие?
Характерная особенность северного часовенного «потолка» — он довольно низкий. Почему? Потому что здесь холодно. Попробуй зимой, когда на дворе минус сорок пять, согрей высокое помещение и не заморозь прихожан на долгой службе! Поэтому, как говорил поэт, небо здесь «становится ближе». В небольшом помещении надышишь — и теплее. А в сознании деревенских жителей и Сам Господь кажется вот Он — рукой подать!..
Были, конечно, и на Севере огромные, высокие храмы-«тройники», состоявшие из колокольни, церкви летней, неотапливаемой, и церкви зимней, отапливаемой, в которой своды с деревянными небесами поднимались достаточно высоко, но, во-первых, до наших дней из ста пятидесяти северных «тройников» дожили только шесть, а во-вторых, теплый храм — один на огромный приход, добираться до него далеко, а крестьяне хотели иметь в собственной деревне свое место для молитвы, и по своему желанию ставили небольшие часовни, в которых такие невысокие деревянные своды оказывались в самый раз.
Почему потолки называли «небеса»?
Потому что оставлять голые доски над головой — скучно. Их расписывали как небо. За образец брали росписи потолков каменных церквей. Но не копировали один в один, а по-своему перерабатывали и дополняли применительно к деревянным церквям древнее искусство храмовой росписи.
Фон, как правило, выбирали голубой. Усыпали его звездами. Иногда изображали солнце, луну, облака... Небо — оно и должно быть небом. Но в первую очередь художники и иконописцы подразумевали в своих росписях Небо невидимое, «вышний» свет, Царствие Небесное.
По каждой грани размещались один над другим два или три яруса рисунков: ближе к центру — ангел, серафим. Ниже — Христос, Богоматерь, ангелы, апостолы, праотцы и другие святые. Трехъярусные «небеса» встречаются реже. Они расписаны богаче: на них есть еще один ряд святых.
Художники, как правило, выбирали для росписи «небес» определенный сюжет. Например, «Божественная литургия» или «Небесное воинство»...
При этом в круг святых могли дополнительно включить небесных покровителей местных крестьян или людей, на чьи средства и при чьем содействии построена часовня. Допустим, заказчика и жертвователя на строительство часовни зовут Василий. И вот среди апостолов на «небесах» вдруг появляется святитель Василий Великий. Или среди архангелов изображен неожиданно великомученик Георгий. Или Иоанн Златоуст... Значит, как-то эти святые связаны с людьми, имевшими отношение к возведению часовни.
Кто расписывал «небеса»?
Разные люди. И кустари, художники-самородки, и, если повезет деревне, мог приехать профессиональный художник из города...
Крестьяне на Русском Севере любят, чтобы в доме всё было красиво: расписанная мебель, цветы и резное дерево на фасаде дома, украшенные карнизы, наличники... И в церквях прихожане иногда просят, чтобы художник нарядно расписал лавку, или киот, или клирос... А уж «небеса» старались украсить так, чтобы от божественной красоты дыхание перехватило!
Сегодня мы можем любоваться росписью «небес», сохранившейся до наших дней с XVIII–XIX веков.
Кто, как и зачем строил часовни на Кенозере?
В Кенозерье (по берегам местных озер и в окрестных землях) было всего семь церковных приходов. Зато больше восьмидесяти часовен! Вокруг них образовывались самостоятельные небольшие церковные общины. Древние «Писцовые книги» свидетельствуют, что большинство северных деревень были устроены «при часовне».
Крестьяне расчищали от леса место под деревню, осушали болото под пашню и часть «росчисти» отделяли «на свечу» тому святому, имени которого посвящалась часовня. Ко второй половине XVIII века, когда в Кенозерье установилась епархиальная система управления, самостийные часовни постепенно включили в церковные приходы.
Некоторые наиболее почитаемые часовни возводились «по обету». Например, начиналась эпидемия или случался хлебный недород, пожар, другое стихийное бедствие, и крестьяне строили часовни, чтобы, по общей молитве, хаос закончился и восстановился привычный порядок вещей. Например, в деревне Рыжково часовня «На праздник Введения Пресвятые Богородицы построена крестьянами по обещанию и усердию всех той деревни крестьян при случае их деревни неурожая хлеба и скотского падежа».
Где ставили часовни?
На высоте: на холмах, высоких берегах...
На мысах, больших островах и полуостровах.
На местах волоков, перекрестье дорог — как «часовые», «стражи» для определенных территорий.
На кладбищах, погостах, в рощах. Бывало, часовню построят на краю деревни, но деревня разрастается и поглощает ее...
Вот лишь несколько «небес» в часовнях и храмах, которые стоит увидеть своими глазами
Часовня во имя святителя Николая Чудотворца в д. Вершинино
Конец XVIII в.
Никольскую часовню называют символом Кенозерского парка и прототипом всех клетских часовен Кенозерья (клеть — помещение на основе прямоугольного сруба из положенных друг на друга «венцами» бревен). Часовня стоит на высоком холме, видна издали, и от нее, особенно с ее колокольни, открываются великолепные виды на озеро, на деревню, на всю округу. Часовня несколько раз перестраивалась, звонница появилась уже в начале ХХ века. Здесь особо чтили «Николу вешнего» и «Николу зимнего».
Шестнадцатигранное «небо» написал в начале 1880-х годов каргопольский иконописец Федор Захаров Иок. Было художнику... всего семнадцать лет! Федор расписал в здешних краях несколько «небес» в разных деревнях. Исследователи легко узнают его индивидуальную манеру письма. Мы ещё встретим его творения в этой подборке.
Почезерский храмовый комплекс в д. Филипповская Пудожского уезда Олонецкой губернии
XVIII — вторая половина XIX вв.
Это удивительно красивое место — один из шести сохранившихся деревянных «тройников», в который входят летняя, зимняя церкви и колокольня. В 1903 году сюда приезжал знаменитый художник И. Я. Билибин, фотографировал погост, рисовал его. По его фотографиям и зарисовкам в наше время комплекс восстанавливали. Есть даже открытки по билибинскими зарисовкам Почезерского погоста.
«Небес» здесь в церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня целых двое: в молельном зале и алтаре. Датируются они 1860–1880 годами. Только сейчас в храмах можно увидеть не оригиналы потолочных росписей, а копии: одни «небеса» на реставрации в мастерской И. Э. Грабаря, другие — в музейных фондах.
Обратите внимание на интересную особенность: апостолы и евангелисты на «небесах» стоят не прямо, а как бы развернуты в молельном движении к одному центру, словно оборачиваются в одну сторону, к восточной грани, на которой изображен восседающий на троне Христос. Такое расположение называют «шествием апостолов».
Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи в д. Рыжково
1805 г.
В советское время в часовне хранили зерно. Реставраторы даже двери не стали менять — на них сохранились хозяйственные надписи начала 1940-х годов! И при этом, когда заходишь в часовню, возникает ощущение, что масляные краски росписи на «небесах» еще не во всех местах высохли! Словно расписывали буквально вчера — настолько они яркие, сочные, какие-то новые... Некоторые посетители даже не верят, что этим росписям уже полтора века, тем не менее они ни разу не реставрировались!
Часовня Сошествия святого Духа в д. Глазово
1801–1804 гг.
В часовне, которая стоит между двумя деревнями на открытом, хорошо просматривающемся месте, «небеса» поздние, конца XIX — начала ХХ века. Голубые треугольники — это утраченные радиальные грани. Утрачены и центральный медальон, и все угловые грани... Зато сохранившиеся изображения очень хороши! Рисуя евангелистов, иконописец брал за образец сюжеты стенописи Храма Христа Спасителя в Москве.
Часовня во имя святителя и чудотворца Николая в д. Усть-Поча
1846–1874 гг.
Деревня стоит на узком перешейке, который отделяет озеро Свиное от устья реки Почи. Часовня «спряталась» среди домов, дворов, заборов и хозяйственных построек — ее сразу и не найдешь. Она довольно старая: в середине XIX века о ней уже писали как о «неизвестно кем и когда построенной».
А вот «небеса» здесь расписывал в 1881 году тот же Федор Иок, автор «небес» в часовне в Вершинине. Это известно точно, потому что юноша оставил на одной из граней свой автограф. Любопытно, что в руках у архангелов и святых и рядом с ними Федор здесь изобразил знакомые каждому северному крестьянину предметы быта: столовые приборы, деревянную лодку с веслом, фонарь, купель, хоругви и кадила священников и даже обычный крестьянский горшок вместо «сосуда»...
Музей «Рухлядный амбар» в д. Вершинино
Это не часовня и не храм, это музей Кенозерского парка, устроенный в большом бывшем амбаре. Точнее было бы назвать его открытыми фондами — так много экспонатов собрано и выставлено в этом этнографическом музее. В том числе сюда свезено много граней «небес» из мест, где они были бы наверняка утрачены, если бы были там оставлены, — растрескались, были бы сожжены, сломаны, украдены или сгнили бы сами собой от сырости.
Здесь, например, можно увидеть уникальные трехъярусные «небеса» из часовни Трех Святителей деревни Немята. Они написаны маслом на золотом фоне и словно светятся изнутри. Три сюжетных круга: внутри — херувимы, потом — «Воскресение Христово» с тремя святителями и двенадцатью апостолами и последний круг — двунадесятые праздники и сюжеты Богородичного цикла и страстей Христовых.
Кенозерский национальный парк — место, куда стоит приехать. И не только из-за «небес». Это целый мир, удивительный и очень красивый. Здесь — душа Русского Севера.
Автор выражает благодарность сотруднику Кенозерского национального парка Елизавете Ивановне Нечаевой-Аникиевой.
Фото — Валентин Харпалёв