Вопрос читателя:
Здравствуйте. Стоит ли крещеным и верующим, но маловоцерковленным и невоцерковленным супругам, живущим в официальном браке, венчаться? Вопрос касается воцерковления супруга и моего участия в этом. Я прочитала все, что сказано об этом на данном ресурсе, и мнения священников на других сайтах, и это для меня так и осталось большим вопросом и сомнением. Мы в официальном браке уже 30 лет. Детей, к сожалению, нет. Долго шли к решению о венчании, сомневались, пройдя через различные испытания в семейной жизни, и теперь оба этого хотим, потому что, как прекрасно сказано в одном вашем материале «Таинство венчания», это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Несмотря на давность моего крещения, по-настоящему пытаться приходить к вере начала только сейчас. Но у меня большие проблемы с воцерковлением. Молюсь в основном дома и в течение дня на работе про себя, на службы хожу редко и в основном на вечерние, а исповедовалась и причастилась чуть более года назад. Осознаю, что это неправильно и не оправдываюсь, но в том числе и из-за объективных причин: сложного графика (работаю в больнице, сутками, с тяжелыми ургентными пациентами) и имею проблемы с самочувствием и здоровьем и связанную с этим невозможность отказаться от животного белка. И хотя батюшка Андрей Ефанов написал мне в ответе: «Что касается диеты, вообще не переживайте! Суть поста не в отказе от конкретного набора продуктов», — и что надо конкретно обсудить со священником в храме частоту присутствия на службах и исповеди с Причастием и мой вариант поста, ложное смущение не дали мне пока это осуществить. С супругом еще сложнее. Он также был крещен в раннем детстве, верует в Господа, и за те 30 лет, что мы вместе, я определенно вижу прогресс в его стремлении к Богу. Но этот прогресс уж очень медленный (в том числе из-за его мнения о собственной недостойности и страха, что проще «постоять где-то поодаль», и я его понимаю, т.к. сама это часто чувствую). Форсировать очень боюсь, чтоб не отпугнуть совсем. Он старается жить по заповедям, есть стремление заходить в храм. Ставит свечи, старается молиться, но совершенно не может стоять на службах. Через короткий промежуток времени начинает плохо себя чувствовать, особенно если в храме много народу, и просит, чтобы мы ушли, или уходит один. Я не могу его в этом насиловать, знаю, что ему реально плохо и он уже не молод. Молюсь и переживаю за него. В прошлом году мы долго простояли на службе, и на ней было чтение покаянных молитв, когда гасится свет. Из-за людей стояли не рядом, и вдруг я услышала, как кто-то рухнул в обморок. Я очень испугалась и в панике начала искать супруга. Слава Богу, это был не он, но мы сразу же ушли. Было неприятно и тревожно на душе. После крещения в детстве супруг ни разу не исповедовался и, скорее всего, не причащался. Он вроде бы хочет, но, естественно, боится. Много внутренних комплексов и переживаний, и потому говорит: «Когда-нибудь потом». Но когда это потом наступит? В плане венчания я объяснила, что исповедь и причастие обязательны, и тогда он сказал, что с моей помощью (если объясню, что да как) и поддержкой он готов. В плане венчания это как бы конкретная цель и нужно настроиться на определенную дату, не откладывать до бесконечности. Не знаю, насколько правильно с моей стороны таким образом пытаться привести супруга к первой исповеди и причастию, но я переживаю за него. У него есть смертные грехи, пусть и совершенные давно, поэтому думаю, пусть хоть в них он исповедуется и покается, а дальше как будет, так будет. Вполне возможно и даже, скорее всего, что и после венчания наши проблемы с воцерковлением продолжатся. И если насчет себя я хоть что-то могу пытаться делать, то в плане супруга — не знаю. Читала мнения священников, которые говорят, что венчание — это Таинство для тех семейных людей, кто уже пребывает в Церкви, регулярно участвует в церковных таинствах, соблюдает посты и основной смысл венчания как раз в создании Домашней Церкви. Т.е. сначала надо воцерковиться обоим или просто продолжать жить в браке без венчания. Но как же: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»? А тут оба веруют. Год назад я пыталась поговорить об этом с батюшкой в ближайшем храме, пытаясь рассказать ему о невоцерковленности супруга, но он рассмеялся по-доброму и не стал слушать все эти нюансы, а спросил: «Ну и сколько вы еще будете ждать? Еще 30 лет?» Дал визитку и сказал: «Приходите на беседу и выберем число для венчания». Я засомневалась, если честно, и мы, естественно, не пошли. С другой стороны, полноценного воцерковления с «такими темпами» действительно можно и не дождаться, мы уже не слишком молоды (особенно супруг, он меня старше). Мои мысли по этому поводу такие, что следует попытаться начать этот путь. Чтобы в подготовке к Венчанию супруг попробовал исповедаться, а там как Господь Бог даст. Может, батюшка поговорит подробнее и скажет: «Не надо вам венчаться, не готовы». Читала пример, когда на вопрос перед венчанием одному мужу, верит ли он в Бога, он ответил, что верит, но далек от Церкви, и батюшка не стал венчать. Очень бы хотелось услышать совет и мнение, стоит ли нам в такой ситуации венчаться и правильно ли я поступаю, таким образом пытаясь подтолкнуть супруга к исповеди как части воцерковления? Не наврежу ли я ему своим участием в этом? Опять же, мои страхи (которые развеял батюшка Андрей ранее в своем ответе перед моей исповедью) — не наложат ли на супруга, с учетом его страшных смертных грехов и столь долгого отсутствия исповеди, епитимью и непосильное для него послушание, что может отпугнуть его от Храма?
Елена
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогая Елена!
Возможно, Вы слишком многое надумываете там, где нужны очень простые конкретные действия.
Не знаю, какая у Вас медицинская специализация, но полагаю, что можно провести такую общую аналогию. В больницу привозят человека, у которого боль в животе. В приемном отделении предполагают 2-3 возможных причины боли, которые нужно конкретизировать обследованиями.
Врач говорит: «Вот Вам талон, идите (или поезжайте на каталке, если состояние острое) в такой-то кабинет, Вам сделают УЗИ, идите в такой-то кабинет, у Вас возьмут кровь, сдайте сразу анализ мочи, идите потом к хирургу, чтобы посмотрел он — и дальше поймем, что делать».
Пациент идет в кабинет УЗИ, там ему становится душно и плохо, он выходит из кабинета к открытому окну в коридоре — и обратно не возвращается в кабинет. Боится, что ему станет плохо. Что имеет врач? Минус одно обследование, минус целый блок данных о состоянии брюшной полости пациента.
Пациент все-таки идет в кабинет, в котором производится забор крови, но по пути вспоминает, что давно там не был, со школы, и в детстве вроде как боялся такого анализа, и не только он боялся, но и другие дети, и решает, что лучше послушать свои страхи и не заходить. Имеет еще минус блок информации.
Анализ мочи тоже как-то не получается сдать, потому что пациент не понимает, какой смысл в этом анализе, и решает, что если анализ понадобится, то как-нибудь он его сдаст, но не сейчас, а потом.
У него на руках талон к хирургу прямо сейчас. Пациент пытается объяснить доктору нюансы перед осмотром, но доктор понимает, что ждать нельзя, что нужно срочно осматривать еще раз и делать анализы, поэтому не поддерживает с пациентом долгий разговор, стремится осмотреть его и хочет хотя бы пальпировать, но пациент не настроен, и в итоге пациент так и остается со своей болью, страхами, мнением.
Сколько таких пациентов Вы знаете? Возможно, если к Вам привозят людей в остром состоянии, там точно не до капризов, а порой пациент и вовсе без сознания, так что Вы и Ваши коллеги делаете все, что нужно, и пациент получает необходимую помощь. Но полагаю, что Ваши коллеги из поликлиник или из других отделений больницы сталкиваются со случаями, когда болезнь развилась и обострилась, потому что пациент все время откладывал обращение к врачу, назначенные обследования и лечение.
Ваша ситуация очень похожа на ситуацию с такими пациентами.
Есть мой ответ о том, что нужно делать. И что? «…ложное смущение не дали мне пока это осуществить».
Дорогая Елена, как Вы можете помочь мужу воцерковиться, если сама не можете сделать такую элементарную вещь, не можете начать воцерковляться сама? И Вы, и супруг явно люди тонкого внутреннего склада, возможно, прекрасные специалисты и уверенные профессионалы на работе, но при этом в бытовых вопросах Вы оба демонстрируете неуверенность и неопределенность.
Вероятно, за эту неуверенность вас обоих и цепляет лукавый (почитайте, кстати, «Письма Баламута» Льюиса, там очень хорошо рассмотрены механизмы искушений).
Второй момент — у людей интеллектуального труда бывает некоторый «перекос» в жизни в сторону размышлений о практической работе. И Вы, например, очень много размышляете о том, что да как, но постоянно проходите мимо конкретных действий: надо поговорить со священником — не говорите, надо пойти обсудить со священником венчание — не идете. И так далее.
К тому же, обладая высоким уровнем образования и привычкой к интеллектуальной работе, Вы способны объяснить, почему не идете, аргументировать, и это, к сожалению, дает Вам основания для того, чтобы не идти. А надо на самом деле не думать, не пытаться разобраться в том, в чем Вы пока не можете разобраться, а идти за советом к тем, кто компетентен, и сделать так, как они говорят. К тому же, молиться и полагаться на помощь Божию. Но основное — это начать действовать.
Вам нужно, дорогая Елена, все-таки подойти к священнику, обсудить с ним вопросы Вашей диеты и графика, и начать исповедоваться и причащаться регулярно, не реже раза в месяц. Мужа тянуть не нужно, делайте сама, несмотря на искушения. И через Таинство Причастия будете таинственно соединяться с Господом, а это уже совершенно иное состояние души, потому что Вы будете не одна, а с поддержкой.
Пожалуйста, разберитесь не со стразами мужа, а со своими собственными страхами и иными моментами, которые лично Вашему воцерковлению мешали до сих пор. Сделайте упор на практику. И когда в голову приходят мысли в т.ч. о супруге и венчании, молитесь Богу и просите Его управить эту ситуацию. Молитва (не просто мысли, а именно молитва, т.е. конкретное активное действие) тут сделает намного больше, чем размышления, которые Вы описали.
Дальше поговорите все-таки со священником, которому будете исповедоваться, о венчании. И если вам назначили встречу, надо прийти и дать возможность опытному пастырю задать вопросы и поговорить с супругом. Вы думаете, священник не спросит то, что требуется спросить? Спросит. Думаете, Ваш супруг не в состоянии воспринять ответ священника, какой бы он ни был? Полагаю, что супруг Ваш человек взрослый, разумный, и если ему скажут, что для венчания нужно что-то сделать, а не просто прийти, и причем без этого «чего-то» не повенчают, он воспримет это адекватно. Возможно даже, что разговор со священником — таким же мужчиной, как и он сам, может быть, даже примерно ровесником, — будет намного более эффективным, чем беседа с Вами. И, быть может, какие-то вещи Ваш муж прояснит со священником в личной беседе, тет-а-тет.
И еще я бы Вам советовал молиться о том, чтобы Господь даровал Вам спокойствие, и подумать — тут вспомните вузовские курсы по психологии или психиатрии, — о том, что дают Вам Ваши страхи и какие выгоды Вы из них извлекаете. Можно об этом подумать и со специалистом, но, полагаю, Вы, с Вашим образованием, справитесь и сама, вспомнив о т.н. «вторичных выгодах».
Например, возьмем Ваше мнение о собственном недостоинстве и страхи. Конечно, ощущение недостойности Причастия, — это нормальное восприятие самого себя для христианина. Но одновременно с этим идет и память о любви Божией, о том, что Господь Сам открыл для человека возможность Причастия и предлагает Свою трапезу человеку. Быть может, Вы упускаете этот второй момент — память о любви Божией — по незнанию. В таком случае, предлагаю материалы о Причастии:
Но если Вы это знаете и почему-то в фокусе внимания оказывается первое (хотя, казалось бы, то, что сделал Господь, важнее), надо честно признаться, почему Вы так делаете, и расставить приоритеты в восприятии Причастия правильно. Может быть, лучше вообще и не задумываться над тем, почему Вы так сделали, а просто начать воспринимать все и действовать правильно. И так во всем.
Что касается плохого самочувствия мужа, во время богослужения можно стоять возле окна или входа, чтобы вдыхать свежий воздух, можно выйти ненадолго, подышать, прийти в себя, и войти обратно в храм, можно взять с собой складной стульчик (так многие делают) и сидеть, молиться сидя, а можно воспользоваться скамейками, которые во многих храмах есть. Если нужно выпить лекарство, выпейте, ничего страшного. И, например, если болит горло и мучает кашель, можно стоять на службе с леденцом от кашля во рту — это не запрещено. Так что тут, опять же, вопрос приоритета: есть ли цель быть в храме и участвовать в службе или человек ищет, пусть и подсознательно, за что бы зацепиться, чтобы обосновать свой уход и уйти.
Эпизод с обмороком мне не очень понятен. Вы врач, муж — не знаю, но, в любом случае, полагаю, человек образованный. Скажите, пожалуйста, с каких пор обморок может испугать врача? Конечно, Вы супруга любите и за него тревожитесь, но Вы в курсе его состояния здоровья, заболеваний, и, наверное, можете достаточно трезво оценивать его состояние. Постарайтесь, пожалуйста, в следующий раз начать молиться, свести эмоции к минимуму и усилить именно трезвую рациональную оценку ситуации. Даже если в обморок упадет Ваш муж, это повод не испугаться, а собраться и начать действовать.
И вопрос, почему Вы ушли? Обморок — не то состояние, которое передается от человека к человеку. То, что сознание потерял некий прихожанин, не означает автоматически, что следом за ним сознание потеряет Ваш муж. Откуда страх тогда? Чужой обморок послужил невольным напоминанием о собственном слабом здоровье? Но состояние своего здоровья человеку известно и так, тут нет сюрпризов. Отчего стало «неприятно и тревожно на душе»? Ведь поводов нет.
Так что, чем скорее Вы начнете в таких ситуациях молиться, чем трезвее будете их воспринимать, чем меньше будете позволять себе поддаваться таким искушениям, тем лучше будет. Все, что в итоге ведет к тому, чтобы отходить от церковной жизни и Бога — это ловушки лукавого. И нужно научиться их видеть и в них не попадаться.
Понятно, что если человеку стало плохо, надо выйти на улицу, а то и «скорую вызвать». Но если острого состояние нет, может быть, и нет смысла никуда выходить: подышали, успокоились, вернулись к молитве.
Так что действуйте, не стесняйтесь общаться со священниками, воцерковляйтесь, молитесь — и, будем надеяться, все начнет налаживаться, в том числе и повенчаетесь.
Бог в помощь!

