Бывает, живет-живет человек — как все: растет, взрослеет, обзаводится семьей и хозяйством, а потом вдруг что-то с ним происходит, и вчерашний рыбак становится апостолом Петром, а молодая вдова придворного певчего — блаженной Ксенией Петербургской. Как обычный, не отмеченный никакими особыми дарованиями человек становится святым? И какой путь открывается тому, кто вовремя услышал зов Божий и откликнулся?

«Приходи и следуй за Мною»

Крестьянин села Кондаково Ростовского уезда Илья родился в1547 году. В тот год великий князь Московский Иван Васильевич принял помазание как «царь и великий князь всея Руси» и впервые отправился воевать в Казань.

Тридцать лет Илья жил, как все, занимался торговлей, а потом вдруг взял да и постригся в монахи. Случилось это, когда вслед за неудачной осадой русскими Ревеля (нынешний Таллин. — Прим. ред.) войска Речи Посполитой вернули себе Полоцк и осадили Псков, а шведы взяли Нарву и осадили Орешек. Впереди были последние, самые мрачные годы царствования Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, царь Борис Годунов, боярские заговоры, борьба за власть и страшная Смута.

И, словно примеряя на себя тяжелейшие испытания, ждавшие русский народ, крестьянин Илья, приняв постриг с именем Иринарх в Ростовском Борисоглебском монастыре на реке Устье, берет на себя непосильные, казалось бы, для новоначального подвиги: помимо монастырских послушаний и посещения всех церковных служб ночами молится, спит на земле, а однажды, пожалев босого странника, отдает ему свои сапоги и так и ходит босой по морозу.

«Господи! сколько раз прощать брату моему?»

Игумен пробовал его смирять, но так увлекся, что Иринарх сбежал от него в Авраамиев Богоявленский монастырь, а потом в Ростовский монастырь святого Лазаря, где поселился в уединенной келье и прожил там в тесноте и голоде три года, общаясь лишь с заходившим его навестить юродивым Иваном по прозвищу Большой Колпак, предсказавшим нашествие Литвы на Москву.

За это время его прежний игумен остыл, устыдился и позвал его назад. Иринарх смиренно вернулся, но тут же затворился в своей келье, надев на себя вериги, цепи и тяжелые кресты, чем ввел в соблазн остальную братию, наговорившую на него игумену, что он-де учит не ходить на монастырские работы. Игумен поверил и выгнал Иринарха из обители.

Тот снова ушел в Ростов, но через год игумен одумался и снова позвал Иринарха, и он снова вернулся. От работы больше не уклонялся — мастерил одежду для нищих, вязал свитки и клобуки. Но вериг не снял. И все ночи напролет молился.

«Правда в батьке велика»

Слава о ростовском подвижнике дошла до Москвы. За благословением к нему приезжали и Михаил Скопин-Шуйский, и Дмитрий Пожарский с Кузьмой Мининым. Еще при жизни Иринарха его ученик Александр начал писать хронику его жизни, по которой потом составил житие своего учителя.

Старец-затворник, который предсказал конец смутных времен в России

Согласно этому житию, когда Борисоглебский монастырь захватили поляки, Ян Петр Сапега пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за врага Шуйского, преподобный смело возразил: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». И Сапега ответил: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить».

Преподобный Иринарх послал князю Дмитрию Пожарскому свое благословение, просфору и крест, предсказав: «Увидите славу Божию».

Скончался он 68-ми лет от роду 13 января (26 января по новому стилю) 1616 года, уже при царе Михаиле Романове.

***

После смерти Иринарха, как сказано в житии, осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, “связни”, которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он прогонял бесов.

Мощи преподобного по сей день покоятся под спудом в соборе Борисоглебского монастыря.

0
0
Сохранить
Поделиться: