Вопрос читателя:

Здравствуйте! Я уже крёстная, но не хочу ей быть. Вплоть до нежелания жить. Считаю, крещение было проведено с нарушениями. Я не понимала, в чём участвую и кем становлюсь. На предварительной беседе никто не объяснил, что «крёстная» означает «поручитель». Не рассказал, что ручаюсь перед Богом за будущую веру чужого ребёнка. Что становлюсь ему духовным наставником. Что на меня возлагаются пожизненные обязанности. Что я даю обещание Богу пожизненно участвовать в религиозном воспитании ребёнка. И, что самое дикое и вопиющее, что если я не буду пожизненно выполнять обязанности по религиозному воспитанию чужого ребёнка, то мне это всегда будет вменяться во грех и что за любое неисполнение обязанностей я отвечу перед Богом. Я не понимаю, как и почему я должна отвечать перед Богом за те обязанности, которые я, осознанно и добровольно, на себя не возлагала? Во время крещения никто не попросил меня произнести: «Господи, я Тебе обещаю, что буду духовным наставником этого ребёнка. Что буду заниматься его религиозным воспитанием. Что буду играть важную роль в его жизни. Что буду водить его на исповедь и причастие. Что буду водить его в воскресную школу и в кружки при церкви. Что буду учить его молиться. Что буду читать ему Библию и Закон Божий. Что буду молиться за него. Что буду говорить с ним о Боге, отвечать на его вопросы о Боге. Что буду помогать ему готовиться к исповеди и причастию. Что буду учить его держать пост. Что буду постоянно находить для него полезные для души книги, передачи, фильмы.» Да если бы мне по-честному, в открытую, дали этот список и этот обет, я бы никогда, осознанно и добровольно, на это не подписалась. Меня просто обманули, подставили, использовали, предали, изнасиловали. На меня повесили чужие обязанности и чужие грехи за их неисполнение, как на козла отпущения. Никто не предупредил меня, что обет необратим и откреститься от крестницы нельзя. Никто не дал времени подумать. Никто не спросил, чьё это вообще желание. Никто не объяснил, что я имею право отказаться, что я обязана честно взвесить свои силы, выучить свои обязанности, помолиться перед принятием решения. Мне вообще не сказали, что я даю Богу пожизненный обет и тем более не объяснили, в чём он заключается. Мне не озвучивали, какие именно обязанности на меня навешивают перед Богом. Конечно же, я не знала, что между нами возникнет духовная связь, которая сильнее кровной. Почему о такой связи даже не предупреждают? Разве вообще по-христиански толкать людей на то, чтоб они «подписывали духовный контракт», не зная и не понимая условий? Теперь на меня пожизненно (без моего добровольного информированного согласия) надет счётчик грехов крёстной. И с каждым новым днём я всё больше и больше грешна в том, что снова сегодня не читала ей Библию (ей 12 лет), не принесла книгу из церковной лавки, не сводила на исповедь, на причастие, в воскресную школу, на кружки и так далее. Теперь я либо свою жизнь должна положить на воспитание чужого ребёнка (которого мне за моей спиной навязали), либо всю жизнь и после жизни вечно утопать в повешенных на меня (обманом и насилием) грехах крёстной. Исповедовать грехи крёстной бесполезно, потому что я в любом случае не буду исполнять обязанности крёстной. Да если бы мне вместо размытого и непонятного «Не хочешь стать крёстной?» сказали честно: «Не хочешь стать поручителем перед Богом и гарантом веры чужого ребёнка в будущем?», я бы никогда не согласилась, конечно же. Мне бы просто в голову не пришло, добровольно и в своём уме, с таким дерзким заявлением выйти к Богу. У меня чувство, что за меня просто «подделали подпись», «подменили документы». И это внутри Церкви Христовой. И это от имени Бога. Я пришла в Церковь как в больницу, за духовной помощью, чтоб очистить душу от грехов и спасти её. Но вместо этого на меня навесили (тайно) новых грехов и загубили ими мою душу. И даже исповедью и покаянием нельзя разорвать этот обет и эту духовную связь. Это предательство. До крещения я многие годы близко и тепло общалась и c крестницей, и с её мамой. Но самим фактом крещения наши отношения убиты, я теперь видеть их не могу. Как и то место, которое когда-то было самым любимым, но на котором меня впоследствии предали, изнасиловали и духовно убили. Люди, которым я полностью доверяла. Получается, я в своей доцерковной жизни была менее грешна, чем сейчас, потому что на мне не висело грехов крёстной. Если б я наотрез отказалась приближаться к Церкви, душа осталась бы более чистой. А теперь чем больше дней проживу, тем больше грехов крёстной успеет накопиться. Мотивации жить нет. Мотивации исповедоваться нет (я всё равно не буду воспитывать чужого ребёнка). Откреститься нельзя. Как и зачем с этим жить?

Наталья

Ответ священника:

Дорогая Наталья, Бог Вас да благословит!

Понимаю Ваше состояние. Вы описали все очень ярко, четко, красноречиво. И если все в Вашем восприятии именно так, более чем понятно, почему у Вас нет ни мотивации жить, в том числе вести духовную жизнь, ни радости, ни легкости на душе.

Я понял, что Вы стали крестной неосознанно и только постфактум вдруг каким-то образом разобрались, что это такое. Понял, что у Вас нет желания, сил, возможно, опыта всем этим заниматься. Понял, что у Вас, к тому же, очень сильная обида на ситуацию, потому что Вас как будто бы подставили, не разъяснив, что к чему.

Думаю, что сейчас самое время Вам честно поговорить с Вашим священником, которому Вы исповедуетесь, о том, что Вы стали крестной по незнанию и что Вы не можете в полной мере исполнять обязанности крестной. Покаяться в том, что, давая согласие, не разобрались в том, что это такое (об этом я скажу ниже) и на будущее сделать крепкий вывод о том, что сперва надо разобраться, что от Вас требуется, и только потом начинать какое-то либо дело, заключать соглашение, подписывать договор и так далее. Железное правило: сперва разобраться — потом дать ответ. Золотые слова: «Спасибо за предложение, мне надо подумать и принять решение». Запомните это, пожалуйста. Вы тяжело заплатили за этот урок, надеюсь, что полученный опыт убережет Вас от более страшных ошибок.

Возвращаясь к вопросу о крестнице, поговорив со священником, подумайте и посоветуйтесь, что Вы реально можете сделать. Во-первых, полагаю, Вы точно можете за девочку молиться и время от времени подавать записки. Во-вторых, раз приход у вас один (один ведь?), Вы можете время от времени, когда причащаетесь сама, причащаться вместе с крестницей. Это хорошая добрая традиция. В-третьих, запомните, пожалуйста, что основные обязанности по воспитанию лежат на родителях! И именно родители ребенку прививают веру и делают все прочее, о чем Вы написали: заниматься религиозным воспитанием, играть важную роль в его жизни, водить на исповедь и причастие, водить в воскресную школу и в кружки при церкви, учить молиться, читать Библию и Закон Божий, говорить с ним о Боге, отвечать на его вопросы о Боге, помогать готовиться к исповеди и причастию, учить держать пост, постоянно находить для него полезные для души книги, передачи, фильмы.

Если Вы в меру Ваших сил будете подключаться к этому процессу, уже хорошо. Про молитву я написал, про возможность причастия тоже. А дальше в рамках общения с мамой и девочкой («я многие годы близко и тепло общалась и c крестницей, и с её мамой») сохранять теплоту, которая была раньше, и по мере своих сил и возможностей вносить некоторые элементы религиозного воспитания. Возможно, в Вашем случае будет достаточно молитвы о крестнице, напоминания о необходимости Причастия, и некоторое помощи в подготовке.

Что касается разговоров о Боге и вере, если у девочки появятся вопросы и она адресует их Вам, отвечайте в той степени, в которой знаете, так, как ответили бы любому человеку, которому бы понадобилась Ваша помощь.

Лучше всего будет, если Вы сама продолжите свое воцерковление, будете молиться о себе в первую очередь, свою жизнь приведете в порядок, в том числе, жизнь внутреннюю, и тогда все остальное будет устроить гораздо легче.

Что касается Вашего состояния: «Мотивации жить нет. Мотивации исповедоваться нет», — думаю, это искушение. Лукавый ищет разные способы, как отвратить человека от Бога, от участия в Таинствах, от радости. И в Вашем случае — как и во многих таких подобных — получилось сделать и скривить ситуацию так, чтобы вместо благого дела вышел и разрыв человеческих отношений («самим фактом крещения наши отношения убиты, я теперь видеть их не могу»), и основания для разрыва с Церковью.

Не нужно на это поддаваться, дорогая Наталья, нужно восстановить свою духовную жизнь и, как я писал выше, понять, что Вы в состоянии делать как крестная. Повторю: молиться за ребенка Вы точно можете.

Что касается самой ситуации, вернусь к тому, о чем сказал в начале: не нужно скидывать на кого-то ответственность за то, что случилось, надо понять, в чем Вы сама ошиблись, почему решили стать крестной, что Вами двигало — страх, например, потерять отношения, какие-то желания и т.п.,- подробно разобрать это все (можно с психологом хорошим) и понять, что Вы сама приняли такое решение. Это важно, потому что, если даже крупную ошибку человек осознает как свое решение («Я действовала по незнанию и глупости, но сама приняла такое решение, сама сделала выбор»), внутри он становится крепче и спокойнее. Ведь одно из самых неприятных ощущение — ощущение несвободы и ведомости. Если внутри себя, скажу еще разок, даже ошибку Вы воспримите как Ваш выбор (пусть ошибочный, пусть странный, пусть глупый, пусть с последствиями), само это восприятие и изменение оптики, взгляда на принятое решение, даст Вам больше силы и уверенности. Вы станете держать ситуацию в своих руках и сама честно отсортируете, что можете сделать, а что пока что или в принципе нет.

А силы Вам даст церковная жизнь, молитва, участие Ваше собственное в Таинствах. Надо дать себе время на осознание.

И на будущее, пожалуйста, запомните, что Вы всегда можете брать время на то, чтобы обдумать и взвесить то, что Вам предлагают. Полагаю, если Вы заключаете договоры, Вы читаете их от корки до корки, в том числе то, что написано мелким шрифтом. И Вы выясняете, что от Вас требуется, каковы права и обязанности сторон и так далее. И не нужно стесняться каждое решение обдумывать в своем темпе и выяснять.

Смешно ведь, если Вам, скажем, предложили бы стать чьей-то женой, Вы бы согласились, а после бы сокрушались, что это же, оказывается, надо жить с человеком каждый день, спать в одной постели и не просто спать, а потом еще и беременность наступить может… Всем ведь понятно, что такое «стать женой», и дополнительно это не обговаривается. Или если Вам предложили бы выступить за кого-то поручителем по кредиту, а Вы бы потом с удивлением и ужасом поняли, что это же Ваше имущество может пострадать, потому что с Вас спросят за долги… Но Вы ведь так не делаете, верно? Вы сперва выясните, что такое поручительство, чем Вы ручаетесь и т.п., если ли риски и не надо ли Вам вообще отказаться.

Сейчас Вы не выяснили все подробно. Но на будущее запомните: никто ничего не будет Вам рассказывать, точнее, очень мало кто станет объяснять, потому что для кого-то все очевидно (как с примером про «стать женой»), а кто-то просто не умеет пояснять и не думает, что это надо. Ответственность за Вашу жизнь — только в Ваших руках, и никто этого у Вас не отнимет. И Вы вправе и соглашаться, и отказываться, если поймете, что не хотите что-то делать и начинать.

Так что сейчас молитесь, успокойтесь, приведите себя в порядок, дальше поймите, что Вы можете делать, и на будущее принимайте взвешенные решения.

Ничего, все ошибаются. Главное — проанализировать ошибку и сделать из нее вывод. Возможно, полученный опыт убережет Вас от более серьезных ошибок. Так что поблагодарим за него.

Бог в помощь, дорогая!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
25
Сохранить
Поделиться: