Современный храм:  зачем копировать древность?

Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов»

Когда я начинаю работу над проектированием храма, как православный зодчий, я всегда стремлюсь обращаться к тому, что делали наши предки, и это для меня вопрос принципиальный. Почему? Все церковное искусство  должно сопутствовать молитве.  Но мы прожили несколько поколений вне молитвенной жизни. А когда обращаешься к древнему искусству, видишь, что его создатели были людьми молящимися. Древнее искусство очень аскетично.  Если смотришь на древний коптский крест, на резьбу древних египетских христиан, то поражаешься, какая способность выражать свои духовные убеждения через искусство.  Для современного мастера это очень сложно. Этого невозможно добиться просто мастерством, это нельзя просто копировать, это не тот путь. Потому что если просто воспроизвести древность, то это будет имитация, а у них было чистое искусство. Но я считаю, что к этому нужно стремиться. Путь поиска современной эстетики в церковном искусстве приводит меня  сначала к русскому модерну, потом  к XVI веку, а потом к домонгольской архитектуре.  Мы не можем быть такими же носителями этого искусства. Но я ставлю перед собой задачу реконструировать эти забытые образцы церковного искусства и донести их до людей. Когда мы  строим храм, мы подходим к нему как к воссозданию утраченного. Мы показываем людям лучшие образцы того, что было раньше.

Современный храм:  зачем копировать древность?
1
0
Сохранить
Поделиться: