Вопрос читателя:
Здравствуйте, мой вопрос касается терпения, и «стокгольмского синдрома» как извращенного приспособления к мучителю, тоже ведь форма терпения. Пожилые родители наблюдаются в поликлинике у врача равнодушного, грубого, к тому же, невнимательного к лечению онкологического больного, не буду описывать нюансы. Но как только поднимается речь о переводе к другому врачу, они отказываются и дальше смиренно сносят ее поведение. До каких границ же терпение является христианским, смиряющим страсти, гордыню и тп? С какого момента оно начинает вредить жизни, активному реагированию на стресс и неблагоприятные условия? Конечно, приноравливаясь к ограничениям, мы закаляем характер и нарабатываем смирение (если уместно так формулировать), но можно ли ставить знак равенства между «стокгольмским синдромом» как формой терпения и христианской добродетелью?
Татьяна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Дорогая Татьяна, истинное смирение не имеет со «стокгольмским синдромом» ничего общего по своей сути. То есть внешне, возможно, проявления будут одни и те же, но мало ли вещей, которые похожи внешне? Человек может молчать, но в душе у него может быть целая палитра эмоций — от безграничной любви до самой раскаленной ярости, и это все будет одинаковое по форме, но разное по содержанию и цели молчание. Так и тут.
Основа христианского смирения — это близость человека к Богу и, за счет пребывания в нем Божественной благодати, способность видеть вещи максимально адекватно. И дальше уже выбор стратегии и тактики поведения в соответствии с этим четким пониманием происходящего и вокруг, и внутри. Это доступно очень мало кому, потому-то все аскеты и пишут о том, что смирение — это добродетель высшая и мало кто ее достигает, да и удержаться в ней сложно, потому что вообще-то при смирении человек еще и четко понимает, что это знание дано ему не за его заслуги, а по любви и милости Божией и понимает свою малость перед Богом и Его величием.
Если мы говорим о «стокгольмском синдроме» — вот тут я не специалист, просто читал об этом в целом — то речь идет об искаженно восприятии действительности, когда человек, вместо того чтобы назвать зло злом и насилие насилием, начинает их оправдывать. Смиренный человек видит и понимает, что происходит насилие, но действует по благодати Божией — иногда молчит, а иногда находит слова, чтобы возразить, бывает по-разному. Человек с подавленной насилием психикой приспосабливается к внешним неблагоприятным условиям, потому что в нем нет сил, чтобы выбраться из этого тупика боли и страданий, кажется, это называется выученной беспомощностью.
О смирении у нас есть специальные материалы, смотрите:
Смирение: разумное самоуничижение
Смирение и слабохарактерность — в чем разница
Смирение — самоуничижение?
Что касается врача, я не знаю всей ситуации. Думаю, что исходит надо, во-первых, из профессионализма. Если врач груб и невнимателен внешне, но как специалист лечит хорошо и правильно, может быть, и имеет смысл у него оставаться. Если он профессионально некомпетентен, тогда нужно менять. Хороший онколог — на вес золота. Но если у человека рак, ему настолько плохо, что принимать решение может быть практически невозможно, тут уже болезнь настолько подтачивает человека, да и лечение может быть таким агрессивным, что на решение просто нет моральных сил. И если Вы можете, я бы советовал ходить на приемы вместе с больным родителем, спокойно и четко выяснять у врача все, что касается хода лечения, и если врач не оправдает себя как профессионал, тогда Вам же следует и лучшего врача найти, и позаботиться о том, чтобы переход к нему был для родителей минимально травматичным. Поговорите с ними, узнайте, почему им нравится их доктор, но имейте в виду, если и правда окажется, что врача надо менять, то заниматься этим должен самый сильный и понимающий человек из всей семьи. Вероятно, это Вы. Тогда молитесь Богу о том, чтобы все получилось. И сейчас молитесь, чтобы Бог дал мудрости разобраться в ситуации.
Помоги Господь и родителям, и Вам в такой сложной ситуации!