Смирение = самоуничижение? А как же себя любить? - Православный журнал «Фома»
Смирение = самоуничижение? А как же себя любить?
Etienne

Смирение = самоуничижение? А как же себя любить?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

В православной литературе отводится важное значение смирению, одним из условий которого является самоуничижение, как я это понимаю, нужно считать себя самым плохим и грешным среди людей, во всех своих бедах винить только себя. Подскажите, пожалуйста, как увязать это с заповедью «Возлюби ближнего, как самого себя»? Как любить людей, если себя ты не любишь? Какой любовью, в этом случае, любить ближнего? Думается, что любить себя вряд ли получится, если все время себя унижать и считать самым плохим.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Вы неверное понимаете понятие «смирение». Древнегреческое слово «смирение», ταπεινοφροσύνη (tapeinofrosyne), дословно значит смиренномудрие. Оно составлено из двух слов. Первое — прилагательное ταπεινός (tapeinos), которое переводится как «низкий», «малый», «покорный», «смиренный». А второй корень этого слова образован от ἡ σωφροσύνη) (sōfrosyne), что значит «благоразумие», «здравый смысл», «мудрость». Поэтому, если исходить из второго корня, в смирении есть глубокое разумное содержание, которое на первый (и даже на второй) взгляд не видно и непонятно «естественному человеку».

Возможно, это как раз тот случай, про который средневековые философы-богословы говорили — «я верю, чтобы понимать». А именно, если верить в заповеди и поступать по вере, то все более ясным будет становиться и их смысл и их правильность. Тогда смирение оказывается всего лишь трезвым видением и пониманием самого себя (а ведь это труднее всего, говорили древние — «познать самого себя»). Как «пьяному море по колено», так и тот, у кого нет хотя бы немного смирения, живет в состоянии духовной эйфории, и не видит со стороны ни самого себя, ни бревен в собственном глазу. При таком понимании смирения, отсутствие гнева даже на тех, кто, казалось бы, этого вполне заслуживает, или следование заповеди «не судите» даже в отношении тех, кого вроде бы нельзя не осудить, подкрепляются тем трезвым соображением, что Бог так же любит повздорившего с тобой человека, как и тебя самого.

Смирение открывает для христианина целый Божий мир и других людей, восприятие которых замутняют и закрывают для нас наши же обиды. Поэтому смирение, в придачу к прочим его смыслам, вполне можно трактовать как благоразумное или трезвое самоуничижение, позволяющее человеку не заслонить от себя весь мир тенью собственных страстей, и увидеть все так, как оно есть.

И если так, то это более чем согласуется с любовью — когда человек и себя, и другого воспринимает трезво, объективно, умея отделять самого человека от его грехов и страстей и понимая, что нужно, чтобы приближаться к Богу. Но только про другого человека все это человек может понять лишь в том случае, если он может все это понять про себя. Как, знаете, ты можешь другого научить только тому, что умеешь сам, и другого можешь понять в случае, если сам имеешь подобный опыт.

Храни Вас Бог!

На заставке: фрагмент фото Etienne

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (11 голосов, средняя: 4,82 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Сергей
      Сергей1 год назадОтветить

      Унижение самого себя это же не есть смирение? У меня такие мысли: что если бы Господь поддался на унижения, то Его бы не распяли. Говорится что Он терпел и смирялся. Зачем убивать кого-то если он сломлен духом, когда сломлен духом фактически ты переходишь на сторону врага. Вот когда человека нельзя сломать тогда у злодеев остаётся только один шанс - убить. При том так как ты относишься к себе так ты относишься и к другим, если унижаешь себя унижаешь и других. Унижение самого себя равно или не равно смирению?

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

        Унижение себя это конечно не смирение.

    • александр
      александр5 лет назадОтветить

      То есть, никто не вынуждает человека признать свою ничтожность, надеясь, что он это сделает сам, добровольно? А если до самой смерти не признает своё ничтожество - тогда в ад?

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь