Классический высокий иконостас — пятиярусный. В местном ряду обязательно помещают образы Христа, Богоматери, храмовую икону. Выше находится деисусный чин, где Спасителю предстоят святые в молении. Третий ряд с иконами главных праздников так и называется — праздничный. Четвертый чин — пророческий, с ветхозаветными праведниками, обращенными к иконе Божией Матери «Знамение». Верхний чин — праотеческий, с иконой Святой Троицы в центре.
Обычно мы встречаем в храмах иконостасы в три-пять рядов. Но есть алтарные преграды, которые насчитывают шесть, семь и даже девять ярусов. Поражающие своей высотой иконостасы появились ближе к концу XVII века, когда Большой Московский Собор постановил помещать в них «страсти Спаса нашего Иисуса Христа» и венчать Распятием. Так из праздничного чина выделился отдельный ряд. Он посвящен последним дням земной жизни Христа — от «Предательства Иуды» до «Положения во гроб». Страстным чином с «Распятием» в центре обычно завершали иконостас.
Страстной ряд стал шестым. Откуда же взялись огромные иконостасы в девять ярусов? Циклы начали делить, чтобы уместить все сюжеты. Тем более что к изображению Страстей Христовых добавились сцены апостольских страданий. Например, во Введенском соборе Сольвычегодска сохранился пышный иконостас. В нем помещаются и два ряда праздников, и страстной чин. «Снятие со креста» и «Положение во гроб» мастера вынесли в навершие, по сторонам от «Распятия».
Встречается также ряд с образами серафимов и херувимов. А еще Большой Московский Собор запретил прихожанам приносить на богослужение свои иконы. Но их можно было пожертвовать церкви. Так над местным чином появился пядничный ряд — высотой «в пядь» (около 20 см). Пядничные иконы называли также «штилистовыми», потому что на их золочение уходило ровно шесть листов сусального золота.
Фотографии: depositphotos.com