
Вопрос читателя:
Батюшка, здравствуйте. В пылу ссоры ударил жену иконой по голове. Является ли это сильным грехом? Жена хамила без какого-либо чувства… подкаблучником хочет сделать.
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте!
Бить жену — само по себе грешно. Апостол Павел в послании к Ефесянам призывает: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5,25).
Семья — это малая Церковь, а отношения между мужем и женой должны быть основаны на любви и взаимном самопожертвовании, как у Христа и Церкви.
К тому же, именно Вы выбрали себе жену, и, занимаясь рукоприкладством, Вы оскорбляете не только супругу, но и самого себя.
Тем более грешно использовать для этого икону. Вряд ли Вы постоянно носите при себе образ, а значит Вы умышленно взяли икону, чтобы использовать её как орудие для удара. Это кощунство. Ведь икона — образ Господа и Спасителя Христа, Пресвятой Богородицы или святых угодников Божиих. Церковь учит, что честь, воздаваемая образу, восходит к тому, кто на нем изображён. По аналогии, и бесчестие образа, а именно так можно оценить то, как Вы использовали икону, также можно отнести к тому, кто на этой иконе изображён.
Таким образом, Вы согрешили дважды: и самим фактом удара и использованием для этого иконы. Считаю, что грехи эти достаточно тяжкие. В них обязательно надо покаяться на исповеди в храме и понести епитимью, если её наложит священник.
Дай Бог Вам искреннего покаяния и вразумления от Господа!
Вот ситуация, где парень от кошки побежал в лапы тигру... Её слова никак не могли сделать его подкаблучником. Её слова - это только слова. Они могут очень сильно ранить, это правда. Но они не могут "сделать" его чем-то, чем он быть не хочет. Сделать - могут только собственные недостойные действия. И он совершил сразу много негодных действий. Просто промолчать или уйти на пробежку, чтобы остыть и подумать, как поступить разумно в данной ситуации, было бы гораздо более удачным шагом. Ну на крайний случай, развестись, если с ней на самом деле невозможно жить - это грустно, но лучше, чем бить её.
Человек, на слова отвечающий не словами, а берущий что потяжелее... бьющий женщину... тем более ту, которую самим фактом брака с ней пообещал защищать...
Он мог бы бояться поступить как слабые духом, которые отвечают ударом на слова, мог считать подлым ударить человека физически слабее себя.
Мог бы бояться святотатства.
Мог бы остерегаться нарушить брачную клятву.
Мог бы помнить об уголовной ответственности за причинение вреда здоровью.
Этого всего вполне можно бояться.
Но тревожиться, что будет подкаблучником?
Что вообще значит "подкаблучник"? Это слово используют в двух смыслах.
1. Обозначая мужчину, который делает всё, о чём попросит его женщина, не разбирая, разумно это делать или нет - просто потому, что женщина попросила.
Плохо ли это? Некоторые рыцари тоже так делали, не из слабости, а потому что прекрасная дама попросила.
2. Обозначая мужчину, который делает то, что считает правильным, в том числе для близких женщин, и не оглядывается, что об этом скажет сосед или сослуживец.
По-моему, в обоих случаях это слово используется напрасно. Это чужие люди пытаются навесить ярлыки потому, что кто-то живет своей жизнью, а не так, как знакомые хотят, чтобы он поступал. Стоит ли бояться, что назовут этим словом? По-моему, нет.
Можно бояться поступить недостойно.
У меня при чтении названия статьи гоаза сделались четырехунольными. ???? Автор, гневливы Вы, вот и докатились до кощунства. Дальше хуже. Практически: "Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это – и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно – при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! Даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! Даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати (прп. Антоний, 20)!" И сами станете спокойно-внугит4льным. жена начнет смиряться перед Вашей волей.