С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?
Фредерике Ноббе,

переводчица, экскурсовод, Гамбург, ГерманияДетская книга о взрослой войне

Вообще, все, что связано с историей Второй мировой войны, а особенно с ролью России в ней, мне очень интересно. Мой отец родом из Восточной Германии, он серьезно изучал русский язык; мама родилась в Риге, но ребенком вместе с семьей вынуждена была переехать в Германию. Так что «русский дух» всегда витал над нашей семьей и витает до сих пор.

Мне запомнилась первая книжка о нацизме, которую я прочитала, когда мне было одиннадцать лет, – «Когда Гитлер украл розового кролика», написанная писательницей Юдит Керр в 1971 году на английском языке.

Это история жизни еврейской девочки Анны. Роман начинается с момента выборов в Рейхстаг в 1933 году. Главной героине девять лет, она живет с семьей в Берлине. Отец Анны, известный писатель, публикует статью против Гитлера и НСДАП – с этого момента начинаются долгие скитания семьи. Прага, Цюрих, Париж, Лондон… Заканчивается история в пятидесятых годах двадцатого века.

Юдит Керр дает понимание национализма через маленькую Анну, через ее восприятие. Книжка, конечно, детская – без описаний ужасов войны, но постоянное бегство, необходимость принимать новые условия жизни, то, как умненькая Анна справляется с этим, – произвели на меня в свое время сильнейшее впечатление.

 

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед», Санкт-Петербург

«Василий Теркин»: о войне с юмором

«Василий Теркин» Александра Твардовского – прекрасное по содержанию и певучести произведение о войне. Это одна из моих любимых книг, она нетипичная среди военного ряда: написана в стихотворной форме. На мой взгляд, даже к самым тяжелым ситуациям в жизни надо относиться с определенной долей юмора, смотреть на все с оптимизмом.

Эта книга может научить, что война – часть жизни, и идет она не только тогда, когда убивают людей, но и в мирное время… Мудрая позиция заключается в том, чтобы никогда не впадать в отчаяние! Ко всему, что происходит с тобой, нужно относиться с самоиронией, реагировать на все живо и позитивно, даже если вокруг – военные действия. Василий Теркин – яркий пример такого отношения к окружающему миру.

Оригинальность, чувство юмора в разговоре о серьезных вещах, высокая образность произведения – это основные критерии, по которым «Василия Теркина» можно перечитывать с удовольствием: и взрослым, и детям.

 

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Егор Агафонов,

писатель, сотрудник издательства ПСТГУ, Москва

Пасхальная радость фильма

Без сомнения, калатозовский фильм «Летят журавли». Удивительным образом свободный от общеобязательного «советского» пафоса, фильм этот, по сути, о христианских понятиях. Любовь, верность, падение, покаяние, прощение – совершенно ясный стержень сюжета. Фильм открывает трудные истины о том, что каждый – и самый лучший человек тоже – может пасть и может подняться (а что это, как не христианство?), о том, что надо уметь прощать, в том числе и себя самого, и что это совсем не просто – принять прощение. Война там – какое-то неумолимое колесо судьбы, сдвиг тяжелых мировых пластов, огромный маховик, проворачивающий в себе жизни людей – выстоят ли, выдержат? Перед муками главной героини Вероники можно без всякого стыда преклонить колени, и никогда отныне для тебя не будет возможно осудить, до конца отвергнуть падшего…

А конец фильма – встреча победителей, Вероника, потерявшая надежду и нашедшая прощение и покой, раздаривающая цветы направо и налево, солдат, целующий в попку младенца-внука, летящие в небесах журавли – это ведь, вообще говоря, рай. Свет и Радость этого финала – пасхального происхождения, не иначе.

 

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Андрей Сигле,

кинокомпозитор, кинопродюсер, Санкт-Петербург

Самые высшие образцы

«Летят журавли» – потрясающий фильм о войне. Он создан в советское время, в то, из которого все мы вышли. Тогда о вопросах общехристианской морали никто не думал, по-другому все называлось. А сейчас пытаться перегрузить народное сознание с одной идеологической телеги на другую, мне кажется, не стоит.

Еще «Блокадная книга» Гранина. Можно называть такие произведения пропагандой, как угодно, но это великие вещи! Я собирался делать кино о войне, об исполнении Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде, и достаточно хорошо изучил эту книгу. Она о людях, которые каждым часом, каждой минутой своей жизни доказывали свою любовь к Родине. В ней очень понятным языком свидетельств людей, которые пережили Блокаду, говорится о примерах мужества, героизма, самоотверженности. Я считаю, что быть участником тех событий – подвиг. Сердце сжимается, когда думаешь о тех днях…

 

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Александр Агеев,

генеральный директор Института экономических стратегий, профессор, Москва

Учебник жизни на войне

Какое произведение я бы посоветовал своему ребенку? Это зависит от его возраста. Десяти- и семнадцатилетним я бы посоветовал фильм «Завтра была война». Скорее даже, для начала – повесть, а уж после – фильм. Еще – эпопея «Освобождение», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»… Если бы стояла задача ненавязчиво продемонстрировать православные ценности посредством какого-либо фильма, то выбор однозначен – «Белое солнце пустыни». Образ Сухова –пример настоящего воина. Он любит Родину, верен любимой женщине, мечтателен, но от его взора не укрывается ни один шорох, он смиренно и творчески справляется с любыми проблемами, не проливает напрасно даже кровь врага, добросердечен к окружающим, не назойлив, когда обращается за помощью в критической ситуации. Спокоен, профессионален, мудр.

Свой смысл имеет каждый персонаж фильма: Абдулла – это воплощение корыстолюбивого зла, Верещагин – символ не только честного служения делу, но и коллизии между долгом воина и желанием сберечь семейный очаг. «Белое солнце пустыни» – замечательный учебник жизни на войне. Без единой евангельской цитаты этот фильм – классика православного искусства.

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Екатерина Градова,

актриса, Москва

Лица детей были мокрыми от слез…

Главное событие только что ушедшего в память двадцатого века – Вторая мировая война. Наши дети, к сожалению, воспитаны в конформизме, очень мало слышат, видят и знают о той войне, о цене победы.

В рамках киноклуба православного детского Движения «Идем дорогой жизни», благословленного Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мы показывали детям седьмых-одиннадцатых классов и обсуждали с ними фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976). Фильм этот – о восхождении человека на высоты собственного духа. Сценарий был написан по философской повести Василя Быкова «Сотников».

Фильм стал для наших детей свиданием с совестью, нравственным потрясением. Смотрели «не дыша», а когда зажегся свет – почти все лица были мокрыми от слез. Сама Лариса Ефимовна говорила о своем фильме: «…Я хотела доказать, что мы не конечны, и сделать это путем не мистическим, а вполне естественным». Фильм доказал еще одну очень важную вещь: духовные страдания сильнее физических. «Как велика у людей потребность в духовной жизни! Сколько людей мучаются, что не проживают себя до конца» – это тоже ее слова, оценка реакции зрителей всего мира на показ картины.

Еще один фильм о войне, который, как мне кажется, нужно показывать детям – «Я – русский солдат» (1995). Это тоже фильм «напряженной духовности».

 

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Игорь Жидов,

физик-теоретик ВНИИЭФ, Саров

Победа в наследство

Любимый фильм о войне у меня – «В бой идут одни старики». Молодые, веселые, глупые.… Это «ювелирно простой» фильм, который как будто составлен из рассказов моего отца – Героя Советского Союза, летчика-истребителя, сбившего свой первый немецкий самолет в первый день войны, рано утром над Брестом.

Знаете, когда мы были детьми, мы не воспринимали те фильмы, где наши побеждают легко и блистательно. Мы знали: немцы умные, умелые воины – безжалостные роботы, как теперь говорят, а вовсе не дураки, какими их изображали. Сама манера высмеивать врага была оскорбительна: неужели мой отец с огромным трудом сбивал «придурков»?! Неужели «придурки» убили столько товарищей моего отца, а моих школьных товарищей сделали сиротами?..

У отца не было времени воспитывать меня, и я старался ловить любую возможность для общения с ним. Он использовал такой педагогический прием: «вбрасывал» меня в сложную ситуацию, из которой я должен был выбраться самостоятельно. А он был рядом, для страховки. Вот один пример.

Когда я был маленьким, меня часто брали на службы в Елоховскую церковь; тогда около нее собирались калеки войны. Они не просили милостыню, но им подавали. Ребята, не все трезвые, но все молодые.… У многих нет ног, аж по туловище, и потому они – ниже меня ростом. Мы с отцом идем мимо, о чем-то разговариваем, вдруг отец ссыпает мне в руку мелочь и показывает: «Раздай». Иду к калекам. Как раздать, каждому по копеечке? На нее ничего не купишь… Подбегаю, ссыпаю в одну из фуражек и отбегаю. А самого трясет. Дальше идем с отцом молча… Мгновенно понял – не расплатиться нам с ними. Сейчас добавлю: молиться за них нужно.

Через несколько лет как-то резко калеки из Москвы исчезли. Всякие слухи ходили… Москва без инвалидов войны стала ухоженнее, но воспитывать московских мальчишек стало труднее.

Время от времени слышу: «Как же праздновать победу, когда уйдут последние ветераны?». А Вы примите победу в наследство! Вот я и мои друзья, сыновья тех, кто воевал и победил, ощущаем победу отцов как свою. И это чувство нужно передать детям и внукам. Один телекомментатор, кажется, Алексей Денисов, как-то сказал: «Я долго думал, почему я так люблю наши церкви, и вдруг до меня дошло: их строили наши предки, а значит, мои, а значит, и я». Вот такая аналогия.

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Сергей Шмеман,

писатель, журналист, лауреат Пулитцеровской премии, Париж, Франция

Рассказы, неподвластные времени

Несмотря на то, что я вырос в Америке, произведениями о Второй мировой войне, которые произвели на меня, тогда еще молодого человека, глубочайшее впечатление, были черно-белые советские фильмы 50-х и 60-х годов: «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Иваново детство». Одна из причин – в том, что мы на Западе очень мало знали о Советской России в годы Сталина и в период войны. Для меня, подростка из русской семьи, это была первая возможность заглянуть в Советскую Россию и увидеть ее без пропаганды.

В этих фильмах не было попытки воспевать войну или использовать эту тему в пропагандистских целях. Это были просто рассказы о подлинной и чудовищной цене войны, которую приходится платить людям. Там не было великих полководцев, грандиозных сражений и блестящих героев – были люди, которые изо всех сил боролись: с врагом, с голодом, разрухой – даже с самой войной… Эти картины показали исключительную силу человеческого духа, испытываемого на прочность трагедией, страданиями и опустошением.

Нас, русских в Америке, глубоко тронули эти истории о страданиях нашего народа, особенно после долгих лет молчания из-за «железного занавеса». Я очень живо помню, когда фильм «Баллада о солдате» пришел в Соединенные Штаты. Мы, мальчишки, все без исключения были влюблены в Жанну Прохоренко, которая играла Шуру. Все мы – и американцы, и русские – плакали в моменты, когда Алеша (Владимир Ивашов) бежит через поле к своей маме и когда раненый солдат Вася, затаив дыхание, ждет, что будет, когда его жена увидит его одноногим… Это были настоящие, неподвластные времени рассказы о войне.

 

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Борис Лукичев,

советник управления президента РФ по внутренней политике, Москва

Нравственность в действии

Безусловно, среди прочих я бы выделил книгу Владимира Богомолова «В августе 44го», переименованную в «Момент истины». Создавая ее, автор опирался, в первую очередь, на документальные материалы, но, что удивительно, сумел при этом воссоздать удивительное состояние напряженности, накала всех чувств – по-настоящему боевое. Я сам когда-то был человеком военным, и хорошо понимаю, как это непросто: превратить сухие факты в живое повествование. Талант писателя может многое!

Книга говорит о самом важном: об отваге, о самопожертвовании: один из героев рискует жизнью, буквально подставляет собственную голову, чтобы выявить подлинное лицо шпионов: он понимает, что если не сделать этого сейчас, пострадают многие тысячи. Когда мои мальчишки были маленькими, я сказал им: прочитайте! Но получилось так, что к тому времени уже вышел фильм, и именно он привел их к произведению Богомолова.

«В августе 44го» – это нравственность в действии: рискуя собственной жизнью, герои выполняют сложнейшую военную задачу, делая все для того, чтобы крови было пролито как можно меньше.

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Виктор Миниотас,

диакон Свято-Духова монастыря, Вильнюс, Литва

Трудное искусство

Существует точка зрения, будто детей следует всячески оберегать от всего, что требует напряжения, в том числе и духовного. Мол, вырастут, а там уж всё получится само собой… как-нибудь. Вырастают, и часто видим, что не получилось само собой, и выросший без умного родительского «удобрения» духовного человек, к сожалению, не готов ко встрече со многим в нашей взрослой действительности.

Искусству мы обязаны возможностью поддерживать постоянный духовный «мост» между нами и детьми. И особенно искусству «трудному», ведь именно здесь важнейшую роль приобретают наши с вами объяснения: что это и почему, зачем и для чего здесь всё так написано и показано. Тут не пройти мимо нашего «старого» кино, и особенно правдивых фильмов о войне. Как один из ярких примеров можно назвать ленту Ларисы Шепитько «Восхождение», снятая по рассказу Василя Быкова «Сотников».

На этом трудном фильме детям будет очень легко объяснить важность духовной крепости в следовании заповеди Христовой о любви к ближнему. Именно любовь помогла главному герою, Сотникову, вытерпеть все испытания и принять смерть, и напротив – отсутствие любви определило духовную слабость, казалось бы, более сильного и смелого Рыбака: он стал предателем.

 

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НЕПРЕМЕННО ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА?

Руслан Пухов,

Директор Центра анализа стратегий и технологий, Москва

Живая связь времен

Я думаю, все дети должны читать произведения Василя Быкова, посвященные войне, такие, как «Пойти и не вернуться»… Чтобы знать не только героику войны, но и весь тот ужас, которые она приносит с собой.

Безусловно, писатели военного времени не могли говорить о христианских мотивах напрямую, но в тех же произведениях Быкова эти мотивы прослеживается совершенно четко… на ум приходят слова Тертуллиана о том, что «душа по природе – христианка». Мне кажется, все талантливые советские писатели, сами прошедшие войну и писавшие о ней, в той или иной степени отражали христианские намерения героев: самопожертвование, готовность идти к победе до самого конца.

Очевидцы войны уходят, да и им не всегда удается передать тот надрыв, который могут воссоздать в своих произведениях по-настоящему хорошие писатели. Книги дают нам надежду, что живая связь времен не прервется.

 

№ 5 (49) май 2007№ 5 (49) май 2007
рубрика: Архив » 2007 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.