Предлагаем вашему вниманию текст программы "Русский взгляд", посвященной детскому отдыху.

Над программой работали:

Ведущая – Елена Писарева

Шеф-редактор – Ольга Любимова

Режиссер-постановщик – Александр Замыслов

Редактор – Анна Куклина

В программе принимали участие:

Лилия Кудрявцева и ее дочь Маша

Марина Стаценко, директор Центра творчества «Лосиноостровский»

Егор Коврижкин, руководитель клуба «Звезда Вифлеема».

Дмитрий Игоревич Шпаро, директор Клуба "Приключение".

игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: По данным социологических опросов, большинство россиян недовольны тем, как их дети провели каникулы прошлым летом. А впереди три месяца летнего отдыха. Что же такое хороший детский отдых, как сделать его приятным, полезным, полным впечатлений, а главное безопасным. «Русский взгляд» на детский отдых – тема нашей программы. Меня зовут Лена Писарева, вы смотрите «Русский взгляд», здравствуйте!

В студии программы «Русский взгляд» главные герои программы Лилия Кудрявцева и ее дочь Мария.

Лилия, Мария, здравствуйте! Как вам кажется, из чего состоит хороший детский отдых?

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Действительно критериев несколько и хороший отдых включает в себя и безопасность и комфортный отдых и действительно насыщенную детскую программу. То есть, когда покупаешь тур детский, то обращаешь внимание на все составляющие этого отдыха. Соответственно, чаще всего все критерии соблюдаются. То есть и туристическая фирма и принимающая сторона обеспечивают детям действительно хороший полноценный отдых.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мария, а для вас хороший отдых, это что?

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Это хорошие условия, насыщенный отдых, чтобы было, чем заняться, активные какие-то мероприятия. Отдых должен быть комфортабельный, как я уже сказала, и безопасный, чтобы если что, я могла к доктору обратиться или к кому-нибудь еще. Чтобы действительно следили за нами хоть немного, не так, как в этот раз получилось.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Понятно, спасибо, о проблемах вашего отдыха мы еще поговорим.

А сейчас гости в студии программы «Русский взгляд».

В студии программы «Русский взгляд» директор Центра творчества Лосино-Островский Мария Стаценко.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мария, здравствуйте! Вы бы какие назвали составляющие хорошего детского отдыха?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Это, конечно, безопасность и спокойствие родителей. Честно говоря, вот я как мама, не знаю, как бы я послала своего небольшого подросткового ребенка на отдых за границу. Я считаю – может быть, из чувства патриотизма, конечно – замечательный отдых все-таки в России. Мы мало знаем нашу природу, мы мало знаем наши края совершенно замечательные, там тоже есть, что посмотреть. Хотя тоже, наверное есть подводные камни. Потом надо непременно заинтересованность ребенка, чем он будет заниматься. Безопасность проявляется и в том, чтобы ребенок не только хорошо был устроен, но, допустим, не позволяли ему пить, курить, совершать какие-то хулиганские поступки.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, безопасность не только какая-то физическая, медицинская, но этическая.

МАРИЯ СТАЦНКО: Согласитесь, это тоже морально. И если ребенок будет постоянно занят чем-то, каким-то интересным делом, естественно, ему будет не до таких неприятных поступков. Потом, мне кажется, очень важно, чтобы отдых был познавательным: не просто лежать на пляже и ходить по дискотекам. Согласитесь, что наши дети очень умные, хорошие, в основном, ребята. И я считаю, что какой-то познавательный аспект должен непременно присутствовать в любом отдыхе. Конечно же, экологический тоже, воспитательный. То есть, очень много аспектов.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Обо всех аспектах мы еще поговорим. Спасибо. Наш следующий гость.

В студии программы «Русский взгляд» руководитель клуба детского и молодежного отдыха «Звезда Вифлиема» Егор Коврижкин.

Егор, здравствуйте! А вы бы, какие назвали составляющие хорошего детского отдыха?

ЕГОР КОВРИЖКИН: Я соглашусь, пожалуй, с тем, что было уже названо. Безусловно, важна очень безопасность, безусловно, важно, чтобы ребенок был занят, занят каждую минуту, чтобы свободного времени было, как можно меньше, и время было занято с пользой и очень интересно. Но, к этому я бы еще добавил необходимость того, чтобы те взрослые, которые окружают ребенка, это были люди, которым, ну, скажем, я лично доверяю. Чтобы эти люди были с понятными нравственными установками. Я считаю, что это принципиально важный момент!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, действительно важный. Спасибо. Наш следующий гость.

В студии программы «Русский взгляд» директор клуба «Приключение» Дмитрий Шпаро.

Дмитрий Игоревич, здравствуйте!

ДМИТРИЙ ШПАРО: Здравствуйте!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваше мнение?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Я бы предпочел, конечно, отдыхать со своими детьми. Но, если я сам не могу отдыхать со своими ребятами, тогда я согласен с вами: если они идут в поход вместе с учителями из школы, хотелось бы, чтобы этим учителям я полностью доверял. Если дети отправляются в спортлагерь, и там есть тренер, я должен быть уверен в высоких моральных качествах этого тренера и должен понимать, что ребенку там, если не будет лучше, то, по крайней мере, не будет хуже. Он должен летом получить какой-то запас нового здоровья, новых сил, солнышка, воды, – то, чего ему не хватает в городе. Потом, ему должно быть просто элементарно интересно, это обязательно, нельзя его обрекать на скуку, нельзя ему чего-то навязывать. Ничего навязывать ему нельзя, он должен быть достаточно свободен. Отсутствием свободы немножко грешил Артек, в Орленке в своё время было гораздо лучше именно за счет того, что там была определенная орлятская свобода. Вот. Ну, и, наконец, нужно, чтобы был некий элемент познания, чтобы после лета он чего-то узнал и стал в каком-то смысле нравственно интеллектуально лучше, выше, больше, чем до лета.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Физически, наверное, тоже.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Про оздоровление, про физическую закалку сказал, да.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость.

В студии программы «Русский взгляд» руководитель патриаршего центра духовного развития игумен Иоасав

Отец Иоасав, здравствуйте! Ваше мнение?

ОТЕЦ ИОАСАВ: Вы знаете, мне труднее всех, наверное, говорить. И мне хотелось бы подытожить всё, что сказали мои коллеги. Мне кажется, что детский взгляд, детский отдых, прежде всего, должен быть качественный. Качественный и духовно наполненный, духовно ориентированный. Почему? Потому что в течение учебного года педагоги, родители, – все мы пытаемся что-то вложить в ребенка. И часто так бывает, уезжая отдохнуть, ребенок всё это теряет. И поэтому забывать о духовном наполнении, духовной составляющей отдыха нельзя. Поэтому качественный, интересный, безопасный, радостный и духовно ориентированный.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо!

Лиля, у меня сразу к вам вопрос. Почему появилось желание отправить ребенка на море обязательно в Турцию и с туристическим агентством? Как вообще такая мысль в голову пришла?

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Ну, потому что лето, потому что закончился учебный год, хотелось на солнышке погреться. Хотелось, чтобы ребенок, с одной стороны, действительно оздоровился и получил какие-то впечатления на море, и, с другой стороны – это другая страна, это новые впечатления, новые познания. И так как она у меня училась 8 лет в английской школе, то некоторое еще и…

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Разговорные навыки.

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Да, да, навыки по языку.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да. Скажите, ну, а почему именно Турция?

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Просто мы прошлым летом туда ездили отдыхать, и мне там понравилось, всё было отлично. Мы думали, что еще лучше будет.

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Это не первая наша поездка. И климат более всего подходит. Это был июнь, Болгария, к сожалению, еще холодная. Черное море еще тоже наше холодное. И хотелось на море, а в Египте, я думаю, в это время уже достаточно жарко.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, но все родители, кто отправляет детей куда-то, заранее знакомятся с теми людьми, с которыми ребенок едет, и стараются отправить детей, которые знакомы друг с другом. Как у вас было?

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Во-первых, мы действительно отправляли детей группой, то есть, девочки были знакомы между собой. Было там пять или шесть человек, пять человек – подружки, поэтому мы были за них более-менее спокойны. А второе, когда я нашла эту фирму в Интернете, мне понравился тот отдых, который предложили. И я пришла уже в саму фирму заключать договор, на моих глазах зашел мальчик, который сказал: «Вы знаете, я три года езжу с этой фирмой, и лучшего отдыха у меня не было». Это тоже было некоторым показателем, что всё будет хорошо.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, очень важно, как правильно выбрать?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Может быть, это был специальный мальчик?

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Похоже, я тоже хотела сказать, потом думаю, – не буду.

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Это был хороший фактор подталкивания приобрести именно эту путевку. Вроде бы подстраховались, известная фирма, в Интернете хорошо показана, и девочка не одна…

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий, у вас уникальный опыт, вы выезжаете не только с детьми, но и с детьми-инвалидами. Кто у вас отвечает за безопасность, что это за люди, которые у вас работают с детьми?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Не, ну, постойте-ка, про наш отдых я готов рассказывать, но я хочу сказать, по поводу поездки детей за границу. Значит, вы ездили не вместе?

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Нет, отдельно.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Вы просто послали свою дочку?

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Да.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Я прошу у вас прощения, я сначала решил, что вы вообще подружки, когда мы перед передачей виделись. Очень хорошая мама и дочка, но с моей точки зрения, это совершенно неправильно посылать детей, подростков одних за границу. Пусть там пять человек, невозможно гарантировать их безопасность. Мы читаем постоянно про всякие трагические ситуации в Египте, в Турции, где угодно, там всё, что угодно может быть. Нельзя туда посылать одних детей, я категорически против, я никогда, никогда не послал бы своих детей одних за границу.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Вместе со мной – да, вместе с мамой, вместе с тетей или еще с кем-то.

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Или с человеком, которому вы доверяете?

Прошу прощения, мы не одни ездили, мы ездили с группой, нас было 70 человек и с нами ездили руководители.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий Игоревич говорит о своем мнении, что он бы не отправил.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Да, да, да, да, я не навязываю, я просто говорю о своем субъективном восприятии. Мне кажется, что нельзя обеспечить безопасность этих детей, если они находятся в Турции, в другой стране. Это неправильно. Я слышал, что вы сказали: там подходящий климат в июне, хорошее море и так далее. Но мне кажется, что это всё, все эти плюсы абсолютно не уравновешивают те реальные минусы, которые существуют.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Реальные минусы, какие, кроме того, что это небезопасно?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Мне кажется, исходя из того, что мы все дружно говорили до передачи, искали в отдыхе чего-то дополнительного, какой-то духовности, какого-то дополнительного содержания, всего этого получить в Турции нельзя. Там может быть только негативный опыт. Там человек обречен делать каждый день одно и тоже: купаться, лежать на пляже, греться на этом самом, и так продолжается в течение 21 дня, это ужасно. Это для ребенка неприемлемо. Ребенок должен весь 21 день постигать что-то новое. Вы мне сказали, что там какие-то есть экскурсии. Предположим, действительно очень интересно съездить, если речь идет о Египте, посмотреть пирамиды. Конечно, это такая бриллиантовая экскурсия, действительно это замечательно. Но таких впечатлений может быть для ребенка не слишком много нужно. Это все-таки некая экзотика. Давайте подумаем, как вы сказали, как много прекрасного, неожиданного и необходимого для внутреннего мира ребенка находится здесь в России. Зачем же пичкать его постоянно из года в год какими-то турецкими достопримечательностями?

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий Игоревич, а расскажите про ваш опыт. Про ваших детей, которые с вами отдыхают, которые с вами ездят в поездки!

ДМИТРИЙ ШПАРО: Про наш лагерь «Приключение»?

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, да, про ваш опыт расскажите!

ДМИТРИЙ ШПАРО: Ой, ну, наш лагерь очень хороший в Карелии, он существует уже восемь лет, мы там принимаем за лето две тысячи детей. Они приезжают на 14 дней, если они вообще никогда раньше не были в туристическом путешествии или на 21 день, если они уже были в походе.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Я понимаю, что это живут они в палатках, да?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Если они едут на 14 дней, сначала все 14 дней живут более-менее стационарных условиях, но тоже в палатке в лагере. Там с ними все на равных, с одной стороны. С другой стороны, их очень многому обучают. А потом, самое главное – они идут в самостоятельный поход на семь дней. И за эти семь дней дети обретают новый взгляд на жизнь.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: То есть, дети приезжают из таких каменных джунглей и совершенно не знают, как костер разжечь?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Дети обретают себя, дети обретают какую-то особую свободу, дети учатся правильно относиться друг к другу, правильно относиться к природе, правильно относиться к взрослым. У детей абсолютно меняется мировоззрение, причем, дети-то разные. Когда меня приглашали, я так понял, что моя тема – рассказать о том, что в нашем лагере отдыхают, в том числе, дети-инвалиды. Но, не обязательно дети-инвалиды, вот эта детка, пусть к нам в лагерь приезжает, она получит неимоверную радость от этого!

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Она была в Карелии.

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Да-да.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Ну, и отлично!

ЕГОР КОВРИЖКИН: Клуб детского молодежного отдыха «Звезда Вифлиема» уже, скажем, шесть лет организует детский отдых. И одно время на нашем сайте висел такой, может быть, немножко грубоватый лозунг: «хочешь отдохнуть – поезжай в санаторий!» То есть идея того отдыха, как ее сейчас пропагандируют туристические фирмы, в принципе нам не близка. Потому что, на мой взгляд, она сильно формирует потребительскую позицию. То есть ребенок, вокруг которого прыгают на цыпочках взрослые, аниматоры – кто угодно, это как-то неправильно. И в этом смысле я абсолютно соглашусь что

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Развлеките меня, я буду лежать на пляже!

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Это быстро надоедает, кстати, ребенку – в первую очередь.

ЕГОР КОВРИЖКИН: И ребенок должен быть обязательно включен в создание своего собственного опыта, своего собственного отдыха. Он должен сам его создавать вместе со взрослыми, под руководством взрослых. Но это должно быть действительно увлекательно, а формы могут быть разные.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: У вас уникальная программа, расскажите о вашей форме!

ЕГОР КОВРИЖКИН: У нас форма в этом смысле более, так сказать, классическая. То есть, мы вывозим на стационарные базы детей. И наша задача не столько обучить навыкам детей, сколько создать для них среду, где они смогут общаться совершенно по-другому, не так, как принято вообще сейчас у детей в школе или в детских каких-то организациях, где очень поверхностный уровень общения. «Привет-привет», «пока-пока» и про компьютерные игры и еще про что-то. А хочется создать среду, где раскрывался бы внутренний мир ребенка. Для этого мы специально готовим наших руководителей: педагогов, психологов, готовим специальную программу, которая позволила бы детям мир для себя открывать. Мир можно открывать через дела, через туризм, через установку палаток, костра и так далее. Мы пытаемся мир раскрывать через ролевую игру с детьми. То есть, идея наших программ это ролевые игры, включающие детей в особое игровое пространство.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Егор, кто это придумал, и что это за игры?

ЕГОР КОВРИЖКИН: Это коллектив некий разработал. Наш коллектив руководителей. Игры построены на произведениях великих авторов. В частности, Толкиен…

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ага. И Киплинг, по-моему, у вас тоже, да?

ЕГОР КОВРИЖКИН: Да, Киплинг, Льюис, соответственно, Нарния, Средиземье или джунгли. Место, где ребенок может совершенно по-новому себя почувствовать и прожить жизнь полную, пусть игровыми, но событиями, и эти события, их можно потом вернуть назад в его жизнь. И сказать, – смотри, вот здесь мы научились с тобой этому, как можно это приложить к твоей жизни? Детский лагерь в классическом варианте не предполагает никаких трудностей. То есть, за ребенком ухаживают, ему стелют кровать, ему накрывают на стол и так далее. Именно этого в основном сейчас хотят родители, чтобы ребенок был этим обеспечен. И в таких условиях сложно сделать так, чтоб ребенка воспитывать. Потому что получается, что его со всех сторон окружили заботой, вниманием, как его воспитать-то тут. И поэтому приходится создавать игровые препятствия, игровые трудности, погружать ребенка в особое пространство, где ему нужно преодолеть что-то, пройти путь, завоевать победу.

ОТЕЦ ИОАСАФ: В защиту Турции, если так можно сказать. Маша абсолютно права, и очень важную вещь сейчас, на мой взгляд, затронула. Мне кажется, когда я говорил о качественном отдыхе, я говорил в том числе, и о разнообразном отдыхе. И порой наше понимание отдыха очень узкое. Либо мы нагружаем ребенка чем-то так, чтобы он не потерял знания, навыки, приобретенные, либо мы пытаемся полностью распустить, расслабить всё, что было в течение зимы, осени, весны нами ребенку предложено. Или то, что мы пытались внушить. На мой взгляд, должны быть разные программы, и вот если говорить конкретно о Турции, ведь Турция это колыбель христианства, колыбель православия. Древняя Византия. Я сам бывал там, там замечательные, удивительные места, удивительные памятники. И надо сказать спасибо большое турецкому правительству за то, что они являясь светским государством, поддерживают эти памятники, восстанавливают, и они свободны, открыты для посещения всеми людьми.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, вообще есть альтернативный такой туризм в Турции, говорят, что он не имеет ничего общего с лежанием на пляже.

ОТЕЦ ИОАСАФ: И поэтому мне кажется, что программы могут быть разные: программа познавательная, программа внутреннего духовного совершенствования, туристическая программа, программа может быть связана просто с правильно организованным отдыхом, оздоровлением. И, кстати, у нас вот есть замечательная традиция оздоровительная, именно лагеря, где детишки со слабым здоровьем могли поправить своё здоровье, побывать в хороших местах, опять же познакомиться с чем-то, принятым, интересным. Еще раз говорю, разнообразные программы, как раз и позволят выбирать. И еще, мне кажется, важно, если о безопасности говорить. Не надо доверяться только здесь российским операторам, поскольку они работают с кем-то конкретно. И кто-то там за границей их может подвести, может быть, не совсем правильно поставлен там у них бизнес. То есть плохой партнер попался. И поэтому, мне кажется, родителям важно не лениться, и узнать, с кем работают наши операторы, с кем конкретно. И почаще звонить своим детям.

Почаще звонить, почаще интересоваться. В конце концов, тебе скажут: «Мама, ну, ты уже мне надоела!» или «Папа, перестань мне звонить, у нас сейчас интересная какая-то программа!» Тем не менее, мне кажется, что очень важно, чтобы знали, где ваш ребенок, с кем ваш ребенок, и чем он сейчас занят.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ага. Спасибо. Мария, расскажите, про ваши программы, какие у вас есть программы?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Спасибо большое. У нас есть школа выживания. Вот Дима сейчас рассказывал об очень интересных ролевых играх, но, скажем так, в условиях совершенно оборудованных, это здорово. Мы предлагаем эти ролевые игры в условиях девственной природы. И это тоже очень интересно. Кстати говоря, действительно, больше пугаются родители, когда говорят, что мы поедем с вашими детьми в палатку. Для детей это очень интересно. И потом, мы стараемся свести моменты риска к минимуму. Во-первых, главное – хорошо проработать маршрут. Вот у нас были уже программы, на мой взгляд, очень интересные и тоже обязательно ролевая игра. Допустим, мы ходили в Краснодарский край, у нас была программа «Путь Самурая». Небольшое количество времени мы, допустим, идем. Можно где-то подъехать на каком-то транспортном средстве. Потом разбивается палатка. Для детей это интересно, сейчас палатки совершенно оборудованы, это не то, что раньше – мы забивали колышки, это очень удобно, это очень хорошо. И потом эта игра продолжается постоянно: от простого к сложному, вот Самурайский путь. Это созерцание. Наши дети совершенно, правильно вы сказали Лена, из каменных джунглей, они не знают природу, они не понимают природу. Когда мы первый раз вывезли детей даже в ближайшее Подмосковье, не умеют ни костер разжечь, ни оказать первую помощь. Они не могут сделать шалашик какой-то для того, чтобы укрыться от дождя, где воду найти – непонятно, где север, где юг, как найти дорогу куда-то…

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А вы и воду учите искать?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: А как же!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: То есть, не с бутылками 5-ти литровыми?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Ни в коем случае, ни в коем случае! Потом, мне кажется очень важный аспект экологический. Посмотрите, что творится в том же Подмосковье: дети просто возмущаются! Мы их приучаем на собственно опыте собирать всё за собой. И они уже даже не понимают, как это можно бросить, не говоря уже о спичке, посмотрите какая пожароопасная обстановка, в основном, в России. Из-за чего? Из-за наших туристов, которые не обращают на это внимание. В игре настоящий самурай за собой оставляет чистоту и порядок.

И потом, каким образом интерес поддерживать? Есть свободное время, даже не переживайте, у каждого ребенка. У него есть своё имя, своё какое-то дело, которым он занимается, это здорово. Потом мы идем, допустим, водопад, потом какой-то красивейший каньон, в этом каньоне живут еноты. Ну, кто из наших детей видел енотов, они такие уморительные, они совершенно не боятся людей! Они подходят, начинают чего-то клянчить, что-то просить. Просто интересно, это действительно общение с природой. И потом выход к морю. Тоже мы купались и строили корабль, самурайский корабль у нас был.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А только самураи, у вас всегда самураи, потому что вот Егор говорит у них разные всё время программы?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Нет. Это один вариантов. Следующий год мы тоже ездили в Карелию, на остров Сала. У нас была программа «Индейцы Карельского леса». Пожалуйста, ролевая игра. Опять-таки как индейцы: у каждого своё имя индейское, каждый, строит свой вигвам, он, естественно, может зажечь костер, может найти любую дорогу домой и так далее.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но, скажите, Мария, а были дети, которые звонили мамам по мобильным телефонам и говорили: «Заберите меня отсюда!»

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Такого никогда не было, хотя бы потому что связи нет мобильной. Здесь всё предусмотрено.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Я знаю по своему опыту, что воспитатели просят первую неделю вообще не звонить, не беспокоить и не приезжать, если есть возможность приехать.

МАРИЯ СТАЦЕНКО: На самом деле я шучу, конечно, была связь, но были тоже смешные моменты. Допустим, для того, чтоб послать сообщение, нужно было, или зайти на какую-то высокую гору, либо подбрасывать телефон. И на какой-то самой высокой точке он успевал посылать сообщение. Мне кажется, это очень интересно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мария, это всё прекрасно, но когда вы видите толпу людей, толпу детей на вокзале или перед автобусом, вам вообще не страшно, такая колоссальная ответственность?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Как мы готовим программу? У нас обязательно и ролевые игры, у нас подготовлены инструктора, у нас с комитетом общественных связей правительства Москвы разрабатываются программы с Департаментами по семейной молодежной политике. Всё очень серьезно, мы стараемся выполнить эту программу. Но когда эти дети, которых родители отдают мне, когда они приходят, я думаю только об одном, если честно: привезти их живыми и здоровыми. Это самая главная задача!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Дмитрий Игоревич, у вас какая ситуация? Правда, тяжело же с детьми, как вы берете на себя эту ответственность, не страшно? Как это было в самом начале?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Вообще, мы подписываем с родителями специальное соглашение. И в этом соглашении написано, что имеется повышенный риск в наших путешествиях. Если, скажем, объективно оценить риск, я думаю, что риск, которому дети подвергаются в Москве, существенно выше.

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Или в Турции, да.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Про Турцию я уже сказал своё мнение. От риска, к сожалению, никуда уйти нельзя. Дети всё время рискуют. А там, в Карелии все маршруты, которые дети проходят у нас: катамараны на реках, велосипеды, пешие походы с собаками, – сейчас у нас последний год такое совершенно замечательное ноу-хау. Вообще никто этого до нас, по-моему, не делал. У нас там питомник собак, 24 собаки. И скажем, зимние походы на собаках, или на собачьих упряжках это более-менее понятно, все видели, как люди ездят на собачьих упряжках по снегу.

Дети идут в поход в октябре-ноябре, когда снега еще нет, у них маленькие рюкзачки, и каждому ребенку дается собака. Есть специальный ремень, к ремню пристегивается собачка, собачка небольшая весит, может быть, килограмм 25-30, но она, конечно, довольно могучая. Она ребенка немножко тянет вперед. Сначала, может быть, чересчур сильно тянет, но потом устанавливается какое-то равновесие. У собачки так же есть попонка: тот корм, который нужно собаке, висит у нее на спине. И вот эта вот пара, вот этот тандем действует совершенно великолепно. Ребенок так отдается этому процессу! Они подходят к воде, ребенок вместо того, чтобы собака его обслуживала, он просто берет ее на руки и переносит через воду, потому что он ее безумно любит. Это забавно, с нашей точки зрения.

В этом году первый раз мы в Карелии проводим эти приключения. И, видимо, такое взаимодействие с детьми будет гораздо более массовое, потому что каждый день из Москвы выезжает 20 человек, это много на самом деле.

То, что вы говорите про ролевую игру – у нас тоже всё это есть. И мы стараемся, чтобы это был не голый туризм, а чтобы это путешествие было достаточно сложное, настоящее. Когда они идут на катамаранах – они все в касках, в жилетах; волны, шум, – всё это абсолютно по-настоящему. Так вот мы стараемся, чтобы это путешествие, это большое приключение, действовало на протяжении всех 14 дней или большего промежутка времени, чтобы оно служило внутреннему развитию детей. Если спросить, в чем цель большого приключения, то я вам не скажу воспитание, я вам не скажу оздоровление. Первое слово, которое я произнесу, это развитие. Под развитием имеется в виду и физическое и интеллектуальное, и нравственное, и даже душевное.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, пожалуйста, а как вы приняли решение брать с собой и детей-инвалидов? Потому что мы в городе-то не часто можем встретить инвалидов – у нас ничего не приспособлено.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Любой человек, который начинает заниматься детьми, он обязательно – это современная цивилизация диктует –обратится к тому, чтоб дети во время путешествия приобретали определенный взгляд на природу, определенное экологическое воспитание. Дети обязательно убирают за собой мусор, это тривиально. Наши дети имеют специальную созидательную программу, согласованную с местными властями Карелии: они собирают не только свой, но и чужой мусор. Причем, родители, которые разрешают детям это делать, заранее все знают. Это вызывает у детей большой энтузиазм, когда они приходят на стоянку и стоянка грязная, а когда они уходят с этой стоянки, стоянка абсолютно чистая. Они видят, какую они пользу принесли, у них появляется совершенно особая гордость за то, что они сделали. И очень важно этот мусор вывезти в лагерь, очень важно, чтобы этот мусор из лагеря был вывезен в местный районный центр. Чтобы все эти этапы утилизации мусора были у ребят на глазах, чтоб они понимали, что не зря старались. Когда встречаются какие-то другие туристы – в Карелии до черта туристов – когда туристы смотрят на наших детей, собирающих мусор, эти взрослые дяди и тети начинают детям нашим хлопать или начинают им помогать убирать мусор. Вы не можете представить, как увеличивается энтузиазм у детей! Потому что вот они чувствуют, что взрослые ими довольны, что они что-то очень важное делают.

То же самое про отношение к инвалидам. Если мы вспомним, что каждый десятый в современном мире – инвалид, нельзя из чего-то хорошего исключить инвалида.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да сделать вид, что этого нет.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Наш клуб московский называется «Приключение». Там разные рекордные путешествия, безумные путешествия, например, к Северному полюсу, чего никто никогда не делал и так далее, и так далее. И есть детский лагерь, потому что мы обязаны работать для детей тоже. Это не наш главный профиль, тем не менее, мы обязаны работать с детьми, и мы обязаны заниматься инвалидами. Таким образом, когда мы первый раз в 2000 году организовали большое приключение, пригласили туда 15 школ всего 100 человек только, это было очень мало по сравнению с тем, что происходит сейчас. Одну школу мы взяли из Зеленограда, школу для глухих ребят, потом через два года мы взяли из 6-й коррекционной школы детишек с плохим зрением. Ну, и, наконец, сделали еще один шаг: через два года пригласили ребят с ДЦП. Сейчас у нас отдыхают самые разные ребята-инвалиды, вернее не отдыхают, а участвуют в большом приключении.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но вы мне скажите, это очень тяжело?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Никаких проблем нет, никаких. Для детей, которые к нам приезжают из московских коррекционных школ – это счастье, но для детей-инвалидов это счастье в квадрате, в кубе, в любой высокой степени! Почему? Потому что этим детям никогда не светило, никто никогда их не обнадеживал, что ты сможешь пойти в настоящее путешествие, что ты сможешь жить в палатке, сможешь жить в спальном мешке, ты сможешь сам себе готовить обед на костре. И вдруг это всё случилось, ни в какой-то книжке он это прочитал, ни с кем-то случилось, а с ним самим! Дети приезжают из нашего лагеря, возвращаются в школы, и, как свидетельствуют директора коррекционных школ, все они хотят, все сто процентов хотят поехать снова!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам за то, что вы делаете! Отец Иоасаф, мы все, в общем-то, пришли к одному мнению, что очень важен лидер. Какими качествами должен обладать лидер, что это должен быть за человек, который вокруг себя может организовать такую работу с детьми?

ОТЕЦ ИОАСАФ: Наверное, прежде всего, должен быть настоящий человек. На мой взгляд, такие люди где-то на Луне не рождаются. И они из космоса к нам не прилетят. Я вот сейчас слушаю и думаю, что действительно важно и прекрасно, что существуют центры, клубы и другие организации, которые занимаются детским отдыхом. Но, с другой стороны, нельзя забывать, что настоящие-то, истинные правильные отношения формируются в семье. Кстати, лидеры настоящие тоже приходят к нам из семьи. И отчасти эта функция семейная может быть подменена здесь. Мы говорили о ролевых играх. Но почему никто не придумает ролевую игру, в которую бы могли включиться и дети и родители?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Придумываем, придумываем.

ОТЕЦ ИОАСАФ: Это очень важно. И это ролевая игра, условно говоря…

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, иди там поиграй с аниматором, а я книжку почитаю…

ОТЕЦ ИОАСАФ: Условно я сейчас говорю, формально говорю, может длиться всю жизнь. Нельзя, конечно, жизнь игрой называть. Тем не менее, надо как-то учить и детей и родителей взаимодействовать, быть вместе, жить вместе, отвечать друг за друга. Вот вы о лидерах спрашиваете?

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, батюшка.

ОТЕЦ ИОАСАФ: Как человек может стать лидером, если он привык, что все за него решится дома, все мелкие и крупные дела будут решены родителями! В школе, пожалуйста, предложат всё на блюдечке, все знания, только впитывать. Придешь в какой-то центр – та же самая ситуация.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: От ребенка мало что зависит.

ОТЕЦ ИОАСАФ: Очень важно, чтоб мы не забывали и о семье, не забывали и о родных, о близких. Это сложно, безусловно, я согласен, Это сложная проблема, но, тем не менее, если мы о ней думать не будем, то так и будет, что некие центры, некие дяди и тети, и некие добрые батюшки будут заниматься нашими детьми. Но никто, никакой прекрасный педагог, никакой замечательный священник никогда не заменит отца и маму!

ДМИТРИЙ ШПАРО: Прошу прощения. Дело вот том, что очень много детей, которые выпали из семьи, у которых нет семьи, у которых семья такая, что этих детей приходится от семьи…

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Уж лучше да, куда-нибудь их…

ДМИТРИЙ ШПАРО: …отстранить. Вот это дети, которые называются дети-сироты или это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети социальных, трудных социальных семей. В этом году, в прошлое лето к нам приезжали, может быть, человек 200 из девяти округов Москвы. Во всех округах Москвы есть приюты для детей. Это, значит, ребенка нашли на каком-нибудь чердаке, в каком-нибудь подвале, на вокзале, платформе. Там его привели в порядок, обмыли, пропустили через врачей, и потом он определенное время в приюте живет. Это на самом деле совершенно замечательный социальный институт, который создан в Москве. Вообще Москва, конечно, в этом отношении подает пример просто колоссальный всем другим городам России.

Так вот эти дети, нельзя говорить про их пап и мам, к сожалению, но эти дети, когда они приезжают в лагерь, знаете, насколько это прекрасные дети! Насколько они там себя обретают!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Они вам не мешают? Не было такого, чтоб плохо начали влиять на ваших детей?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Да нет, это великолепные дети, с этими детьми просто одно удовольствие иметь дело! Конечно, иногда приезжают сложные дети, нам в лагере приходится бороться и с курением, и с пьянством, никуда от этого не денешься. Другое дело, что разработаны хорошие методики, скажем, вот у нас в прошлом году работало 60 инструкторов, из 60 инструкторов только четверо курили. Вы понимаете, добиться этого вообще крайне сложно. То есть, личный пример.

МАРИЯ СТАЦЕНКО: На собственном примере только, у нас не курят в лагере вообще!

ДМИТРИЙ ШПАРО: У вас курят инструктора или нет? Вы сама не курите?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: В лагере – вообще. Нет, я не курю.

ДМИТРИЙ ШПАРО: О, хорошо!

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Это проблема большая. Личный пример! Ты убираешь мусор – дети убирают мусор. Ты не куришь, и дети не курят. Ты, допустим, без всякой подготовки пошел в гору, и дети не боятся.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Дети, конечно, иногда приезжают очень трудные, никуда от этого не денешься. На третий год существования нашего лагеря, я помню, что в «Учительской Газете» мы проводили специальный круглый стол и решили, что в наш лагерь мы, к сожалению, великому сожалению, не можем брать детей, которые имеют привод в милицию. То есть детей, которые уже стали малолетними преступниками. Потому что если такой человек, такой ребенок попадает в лагерь, слишком много сил нужно тратить на него. И это получается в ущерб, наверное, всем остальным. Значит, какие-то должны быть более специальные организации, похожие на наше больше «Приключение», где просто реально детей меньше. Тогда, наверное, можно браться и за совсем трудных подростков. Нам это не под силу. Но, зато многое другое по силам.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: В ваш лагерь, с какого возраста можно ребенка отправить?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Вообще, дети 13-17 лет. Но когда звонит мама или папа ребенка, которому 11 или 12 лет и говорит: «Мы всё знаем про ваш лагерь, мы хотим, чтоб наш ребеночек тоже поехал». Мы говорим всегда: «Вы должны к нам прийти, и мы с вашим ребеночком должны познакомиться.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, а может быть он готов?

ДМИТРИЙ ШПАРО: Если он достаточно взрослый, если он не будет себя чувствовать дискомфортно из-за того, что он среди ребят, которые явно его старше, тогда мы его возьмем. Если он будет себя нормально чувствовать, пусть путешествует.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Егор, у вас?

ЕГОР КОВРИЖКИН: У нас с 7 до 15 лет.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А у вас?

МАКРИЯ СТАЦЕНКО: У нас с 10-ти лет, хотя, конечно, бывают и младше дети. Просто даже младшие дети отлично справляются с такими условиями, это не страшно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Иоасаф, а как реагируют на вас дети? Каковы отношения священника с детьми?

ОТЕЦ ИОАСАФ: Вы знаете, я помню те времена – это начало 90-х годов – когда священник приходил в какое-то детское учреждение, школу или социальное, медицинское учреждение, был интерес как в зоопарке. Да вот, что-то новое такое пришло, интересное, экзотическое, можно посмотреть, потрогать за бороду, за рясу. А сейчас, естественно, это уже другие дети, и они абсолютно нормально, искренне относятся к священнику и понимают, кто такой священник и зачем он пришел. Они знают, что священника нельзя обмануть. И когда мы общаемся, трудно бывает – видишь по ребенку – сказать правду, но он говорит правду. Почему? Потому что где-то в сознании, в сердце тоже есть мысль, что священника нельзя обмануть.

И, кстати, я хочу ответить на вопрос по поводу лидеров. Безусловно, есть детишки без семей, есть сложные жизненные ситуации. Тем не менее, еще раз говорю, пример очень важен именно этих людей, энтузиастов, которые служат детям, другого слова не могу здесь подобрать. Потому что работать на детей нельзя, да и работа с детьми тоже, наверное, не совсем правильное слово. Есть замечательный пример, очень часто я его привожу в церкви: свечку от свечки зажигают. И если говорить о том, каким должен быть родитель, каким должен быть настоящий педагог, который служит детям, очень важно понимать и знать, что он внутренне должен гореть, он внутренне должен понимать то, чему он служит! Понимать до глубины своей души и стараться передать всё то, что он имеет в своем сердце, всё то, что он имеет в своей душе! Это очень важно, если говорить о воспитании лидера!

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Маша, из того, что ты сейчас услышала из тех замечательных программ, про которые рассказали, никуда не захотелось поехать?

МАРИЯ КУДРЯВЦЕВА: Да я бы с удовольствием, просто, наверное, программа должна ориентироваться на то, что ты сам хочешь. Я, допустим, очень насыщенный отдых не люблю, то есть, я тоже предпочитаю отдохнуть, но так как мне все предложили капельку свободного времени, я бы не отказалась поехать.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, еще один очень важный момент, который я бы хотела обсудить. Это то, что немногие люди имеют возможность отправить ребенка за границу, даже отправить ребенка в лагерь. А вот те лагеря, которые есть сейчас, какая с ними ситуация? Лилия, вы не сталкивались с какими-нибудь лагерями, какие они сейчас, предлагают что-то?

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Вы имеете в виду в России?

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Государственные, государственные детские лагеря в Подмосковье.

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Я бы не сказала, что по ценовой политике они очень сильно отличаются от зарубежных. По цене – нет. По качеству отдыха, конечно, отличия есть. И на самом деле Маша начинала-то ездить именно по России в Подмосковные лагеря, и там пошел уже Крым и так далее. Поэтому мы знакомы с этим отдыхом.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Есть хорошие детские лагеря в Подмосковье?

ЛИЛИЯ КУДРЯВЦЕВА: Нам не встретились.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мария, какая сейчас ситуация, ничего государство никак не финансирует, не поддерживает?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Нет, очень даже финансирует, очень поддерживает. Сейчас занимаются очень плотно вопросами летнего отдыха и муниципалитеты и управы районов, префектуры, профильные департаменты, департаменты семейной молодежной политики. На самом деле просто вам повезло, вы из хорошей нормальной семьи. А многодетные семьи, опекаемые семьи, малоимущие, – абсолютно всем за просто копейки предлагают отдых, особенно, если мы говорим о Подмосковье. Я согласна совершенно, что лагеря не идеальны, но, тем не менее, можно туда спокойно совершенно отправлять детей, как правило, это дети с 10 лет до 14 лет. И есть лидерские лагеря – с 14 до 17 лет, которые, как они говорят, достаточно хорошо готовят лидеров. Нельзя просто так из ничего создать лидеров. Это очень сложный контингент – 14-17 лет – это не дети и еще не взрослые, с амбициями взрослыми, может быть, но еще с недостатком знаний. Тем не менее, лагеря эти есть и дотации идут государственные, и то, что может сделать государство, оно делает на самом деле.

Эти путевки получают опять-таки необеспеченные люди. А если, допустим, в вашей семье двое детей и нормальные условия, как мы говорим, средний уровень жизни, очень тяжело заплатить 16 или 18, или 20 тысяч за месяц в лагере, когда ты не уверен в том, что к ребенку будут хорошо относиться, что это будет безопасно, что будет какой-то воспитательный аспект. А потом не забывайте, что Подмосковье, к сожалению, не Калифорния. У нас может быть так холодно, так дождливо, что очень грустно.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А какой выход для людей малоимущих, для людей, у которых нет материальных возможностей?

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Обращаться в управу и в муниципалитет, очень многим помогают. Можно написать заявление и в школе, и в муниципалитет, либо в управу прийти с таким заявлением, и будут рассматривать. Очень большому количеству детей помогают. Другое дело, что малообеспеченные – это же понятие какое…

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ну, не могут отправить ребенка в лагерь на море, в подмосковный лагерь.

ДМИТРИЙ ШПАРО: Определенная категория, определенные требования должны быть.

МАРИЯ СТАЦЕНКО: Понимаете, у меня, например, двое детей. Когда они были маленькие как раз в 90-х годах, мне было очень тяжело вдвоем их куда-либо отправить. Тем не менее, обращаться в инстанции, находить какой-то недорогой отдых, собирать группы и ездить – почему бы и нет. Но пять-таки, это должен быть человек, которому ты доверяешь своего ребенка.

Конкретный пример: в Москве есть Храм Святителя Николая в Кузнецах, очень много лет уже действует Братство Всемилостивого Спаса возле этого храма. И главными организаторами детского и молодежного отдыха являются родители, прихожане этого храма. Они выискивают прекрасные места у нас в России, места, которые связаны либо с историей, либо с какой-то святыней и там организуют лагерь на всё лето. Либо палаточный, либо договариваются с местным храмом, с монастырем. Получается замечательный, прекрасный отдых: природа, святыня рядом, где можно помолиться или принять участие в восстановлении, чему-то научиться, какие-то навыки приобрести. Самое-то главное, о чем я всегда говорю, – это общение детей и родителей, общение семьи. То есть, родителям важно тоже не бояться брать инициативу в свои руки. И заниматься своими детьми и этим укреплять своё будущее.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да. Отец Иоасаф, в завершение нашей программы, я хотела бы вам слово предоставить. Что бы вы посоветовали родителям, которые сейчас решают, куда и как отправить детей отдыхать летом?

ОТЕЦ ИОАСАФ: Я думаю, родителям надо быть, прежде всего, родителями и отвечать за своего ребенка. Не перекладывать ответственность на других людей, пускай даже профессионалов и специалистов. Очень важно, чтобы это решение принималось вместе в семье. Наверное, надо, так сказать, разложить все предложения, выяснить все «за и против» и постараться найти оптимально возможный качественный, интересный, насыщенный и, как я уже сказал, духовно ориентированный отдых.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам, спасибо за то, что пришли к нам в студию. Это был «Русский взгляд» на детский отдых. Продолжим разговор на эту тему у наших друзей на сайте журнала «Фома», а также на сайте Третьего канала, и на радиостанции «Говорит Москва». Это был «Русский взгляд». «Русский взгляд – это о России! Что будет дальше – увидим!

0
0
Сохранить
Поделиться: