Снова и снова богомольцы стремятся побывать на местах земного подвига Спасителя. Мы же хотим вспомнить некоторых паломников, которые после кончины были прославлены как угодники Божии.

Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173 гг.)

Старшая дочь витебского князя Святослава Всеславича и внучка знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, красавица Предслава еще в юности постриглась в монахини – вопреки воле родителей, желавших выгодно выдать ее замуж.

Преподобная Ефросиния Полоцкая

Получив в иночестве имя в честь преподобной Евфросинии Александрийской, она прославилась не только духовными подвигами, но и обширной просветительской деятельностью. Поселившись в соборе Святой Софии, кафедральном храме Полоцка, она занималась переписыванием богослужебных книг. Позже основала мужской и женский монастыри и до конца своих дней заботилась о простых людях.

В конце жизни, уже в преклонных летах, преподобная Евфросиния исполнила свое давнее желание – посетила святые места Византии и Палестины.

В Константинополе был похоронен ее отец, сосланный Киевским великим князем Мстиславом I Владимировичем в 1130 году. Добравшись до Константинополя, Евфросиния получила благословение Патриарха Луки Хрисоверга, помолилась в храме Святой Софии, поклонилась цареградским святыням, посетила могилы отца и других своих родственников и, отдохнув, продолжила свой путь в Святую Землю.

Достигнув Иерусалима, преподобная Евфросиния, как сообщает ее житие, «поклонилась живоносному Гробу Христову, потом поставила при Гробе золотое кандило (подсвечник) и принесла многие дары Церкви Иерусалимской и Патриарху». В храме Воскресения Христова преподобная Евфросиния в своих молитвах к Спасителю просила, чтобы Он позволил ей завершить жизненный путь в этом святом месте.

Молитва преподобной была услышана Господом. Вскоре она тяжело заболела и даже, несмотря на свое горячее желание посетить святую реку Иордан, уже не смогла совершить туда паломничество. Брат и сестра Евфросинии сходили поклониться святым водам Иордана без нее и принесли Евфросинии воды из Иордана, чем несказанно обрадовали умирающую. Через некоторое время она мирно скончалась на руках своих родных и была погребена в монастыре под Иерусалимом. С конца XVII века мощи святой Евфросинии почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, а в 1910 году были перенесены в Полоцк, где и находятся по сей день.

Преподобный Епифаний Премудрый (†1420 г.)

Более всего этот святой известен как церковный писатель, автор самого первого жития преподобного Сергия Радонежского. Он долго жил в Троице-Сергиевом монастыре и был одним из учеников святого Сергия.

Русские святые, посетившие Святую Землю

После смерти учителя Епифаний перебрался в Москву. Живя в столице, он продолжал заниматься литературной деятельностью и написал два замечательных и широко известных литературно-биографических произведения – «Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия» и «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми». Оба этих жития стали очень популярны в народе и до сих пор постоянно переиздаются.

В период между 1415 и 1417 годами преподобный Епифаний совершил паломничество из Новгорода Великого в Иерусалим и оставил нам краткое описание своего путешествия. «Сказание Епифания мниха <монаха> о пути в святой град Иерусалим» дошло до нашего времени в нескольких списках XVI и XVII веков. Судя по тексту сказания, путь преподобного Епифания начинался в Новгороде Великом, через Великие Луки шел к Полоцку, затем – к Минску и далее через Слуцк – до Белгорода на Днестре и по Черному морю – до Царьграда, и затем – в Святую Землю.

О своем пребывании в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне преподобный Епифаний пишет, используя традиционный для житийной литературы прием авторского самоуничижения и противопоставления себя грешного святому подвижнику Сергию: «Не взыска <святой Сергий> царствующего града <Царьграда>, ни Святыя горы <Афона> или Иерусалима, якоже аз окаянный и лишенный разума. Увы, люте мне! Ползая семо и овамо <тут и там> и преплавая суду и овуду <сюда и отсюда>, и от места на место переходя…» Видимо, в паломничестве Епифаний с новой силой осознал, что иногда легче найти Бога, сидя у себя в келье, чем путешествуя за тридевять земель.

Поэтому после возвращения из паломничества Епифаний Премудрый снова поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где и закончил работу над известным нам житием преподобного Сергия Радонежского. Скончался Епифаний, не дожив немного до обретения мощей преподобного Сергия, – но житие, которое он написал, сыграло большую роль в общецерковном почитании великого русского святого.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894 гг.)

В 1847 году российское правительство окончательно решило вопрос об учреждении в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Во главе ее был поставлен известный в то время знаток Востока архимандрит Порфирий (Успенский), будущий епископ Чигиринский, а в сотрудники ему были приглашены преподаватели и воспитанники Санкт-Петербургской духовной академии. И первым на призыв с радостью откликнулся молодой иеромонах Феофан.

Русские святые, посетившие Святую Землю

Пребывание на Востоке явилось большим событием в жизни будущего святого. Здесь он подробно ознакомился с религиозной жизнью края, чему благоприятствовали неоднократные поездки членов миссии за пределы Палестины – в Сирию и Египет. В Иерусалиме иеромонах Феофан изучал греческий и французский, занимался еврейским и арабским языками, овладел иконописным мастерством, и притом настолько хорошо, что даже, по словам очевидца, снабжал бедные храмы целыми иконостасами. Посещая древние обители, он исследовал писания Святых Отцов по древним рукописям, которые сам переводил с греческого на русский.

За первые же шесть лет своего существования Миссия внесла существенный вклад в богословскую и церковно-историческую науки и повысила авторитет России на Ближнем Востоке.

В 1853 году началась Крымская война, и все члены Русской Духовной Миссии вынуждены были вернуться на родину. Иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА), затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии, с 1857 года – ректором СПДА. В 1859 году он рукоположен во епископа – но уже в 1866 году по собственному прошению уволен, чтобы отправиться на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

Все время, остававшееся от богослужения и келейной молитвы, святитель посвящал работе. В это время он занимается истолкованием Священного Писания, переводит творения древних Отцов и учителей, а также пишет сотни писем к разным лицам, обращавшимся к нему с просьбами о помощи и наставлениях. Своими книгами и посланиями святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества – и молодость, проведенная на Святой Земле, несомненно, оставила в его душе свой глубокий след.

0
0
Сохранить
Поделиться: