Первая мирная очередь

Александр Архангельский (исполняет функции иностранного агента), теле­ведущий, писатель, публицист, г. Москва

Для меня самым явным, несомненным знаком возрождения церковной жизни стало перенесение мощей преподобного Серафима Саровского через всю Россию в Дивеево. Что бы там позже ни происходило в 1990-е годы, этот момент в мою память впечатался как один из самых светлых и самых волнующих в жизни.

Огромное поле, светит яркое солнце, стоят армейские палатки — силами армии для паломников были построены палаточные городки.

И это была моя первая в жизни спокойная, мирная очередь — к мощам преподобного! Мы привыкли к очередям советским. Куда бы они ни стояли, — склоки, толкотня, ругань, взаимное недовольство. Очередь отчаяния. Так вот там, в Дивееве, была первая в моей жизни очередь надежды.

К тому же это было мое первое стояние во вновь открытом монастыре — Серафимо-Дивеевском. Чувствовался такой порыв надежды, счастье, которое объединило тысячи людей, причем самых разных — от немножко ряженых казаков до немножко горделивых интеллигентов...

Звенигород. Звенигородские колядовщики.

Сквозь время

Егор Агафонов, старший редактор издательств ПСТГУ и Спасского Братства, г. Москва

В 1991 году я работал при церкви, сторожем. Воцерковленным человеком я тогда не был и храм воспринимал скорее как нестандартное место работы для представителя «поколения дворников и сторожей».

Весной того года в Москву привезли мощи преподобного Серафима Саровского, совсем недавно открытые в Ленинграде в запасниках музея атеизма и религии — то есть Казанского собора.

Я был тогда вместе со своей мамой на встрече поезда с мощами на Ленинградском вокзале и перенесении их в Елоховский собор. Надо сказать, богомолец я был тот еще — пару раз по пути отходил в сторонку на тротуар, чтобы перекурить. Но очень четко мне запомнилось яркое впечатление совершенно иного течения жизни в этой процессии, жизни, никак не соотносящейся с обычным бытом предзакатных дней советской эпохи. Распевающая тропари и иные песнопения процессия шла как будто сквозь время. Нет, в ней не было ничего «антисоветского». Она просто самим своим существованием и движением утверждала, что Церковь может (теперь бы я добавил: и должна)  быть вне и помимо государственного строя, политики, быта. То главное впечатление было именно таким: крестный ход шел не по Советскому Союзу, а сквозь него.



Узловая. Припорошило

Фото Максима Штыкова

Палатка имени Петра и Павла

Влад Головин, редактор отдела «Предприниматели» журнала «Forbes», г. Киев, Украина

Поначалу это было похоже на авантюру: в небольшом сквере несколько человек поставили брезентовую палатку и объявили ее новым православным приходом — имени апостолов Петра и Павла. Формальный повод: завод, расположенный напротив сквера, построен на фундаменте храма XIX века и разобран в советские времена. То есть мы вроде как восстанавливаем историческую справедливость.

Это был 2003 год. У настоятеля палатки — молодого священника Тимофея Костюченко — не было ни связей, ни спонсоров. Только горячее желание создать новый приход. Он не стал добиваться разрешения на строительства храма у властей — обычно на такие процессы уходит более двух лет. Он просто поставил палатку и стал там молиться. Каждый день и каждую ночь. Несколько людей дежурили по очереди в новом храме — чтоб не снесли.

Палатка была установлена за неделю до Пасхи. Мы быстро напечатали несколько сотен листовок и стали разносить их по квартирам домов в округе, приглашая на Пасхальную службу.

— Спасибо, мы православные, — нередко доносилось из-за запертых дверей: нас несколько раз принимали за сектантов. Это только веселило.

На Пасху храм-палатка был переполнен. Было холодно, но очень радостно. Под утро мы все вместе согревались чаем из термоса и разговлялись бутербродами. Все было очень по-домашнему...

Летом, во время одной из служб, вокруг палатки ходил пьяница и ругал всех последними словами. В некоторые моменты службы его ругань перекрывала хор или возгласы священника. Собрались-было «идти разбираться» — объяснить человеку, что он плохо себя ведет. Но отец Тимофей остановил нас...

В храме много активной молодежи — скаутов, хористов, пономарей. И много стариков, которые всегда благодарят отца Тимофея за строительство храма. Им не добраться до других храмов в Киеве — слишком далеко для их возраста. А службы им очень не хватало...

Это маленькое возрождение запомнилось мне больше пышных и торжественных открытий кафедральных соборов при стечении народа и чиновников. Люди сами собрались и построили храм! Теперь это одна из самых дружных общин Киева, там действует самая популярная воскресная школа в столице.

Палатку обшили деревом. Потом эта конструкция сгорела. Теперь стоит недостроенный кирпичный храм без купола (его вскоре должны установить). Я знаю, что у отца Тимофея все получится.



Геленджик. Мы на Рождество всем детям раздаём подарки. А солдаты — те же дети.

Фото Зои Якуткиной



Москва. Фото Дарьи Куликовой

Читайте также: РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Писательница Ю. Вознесенская и священник С.Круглов

РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Игумен Агафангел (Белых), тележурналист Е. Писарева, дизайнер К. Наумова
РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Журналист К. Лученко, музыкант П. Федосов, игумен Савва (Мажуко)
РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Телеведущий Н. Державин, журналист Л. Кантаржи, К. Поздняева
0
0
Сохранить
Поделиться: