Сегодня, в день памяти святителя Николая, предлагаем вам прочесть проповедь одного из авторов нашего журнала, священника Виктора Никишова, вдохновленную одним из самых спорных эпизодов жития святого Чудотворца.
Сегодня Церковь празднует преставление святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
Пожалуй нет среди моих знакомых людей, кто бы не знал этого святого. А из православного люда все помнят его чудотворениями и ревностью в вере. Не утихают споры наносил ли «заушения» святитель Арию, либо это поэтическая метафора, но то, что Николай с горячностью отстаивал православную веру от ересей — факт.
Грех ли ревность? Если это ревность, когда ваша половинка общается с коллегами противоположного пола, а вы скрипите зубами — то да, грех. А если ваша ревность о вере — то совсем другое дело.
Вот, что об этом говорит святитель Филарет Московский:
«Ревность есть духовный огнь. Как мудрость светит в уме, как любовь согревает сердце: так ревность, сложное действие оных двух сил, воспламеняет все существо, в котором она есть. Она является в нем напряженною деятельностию, которая все, что может ей покориться, могущественно направляет к своей цели, — способное к очищению очищает, смешенное разделяет, нечистое и тленное разрушает, противоборствующее отражает и разсыпает. Так ревность Самого Бога изображает Апостол, когда называет ее ревностию огня, поясти хотящаго сопротивныя (Евр 10:27).
По сему образу, ревность человека в отношении к вере есть такое качество и расположение духа, по которому человек с пламенным желанием и живейшею деятельностию старается, истинную веру, которую он познал и возлюбил, сохранить, распространить, очистить от примешения суеверий и соблазнов, и врагов ея или умягчить и обратить, или довести до невозможности вредить ей.
Ревность по вере есть алчба и жажда правды (Мф 5:6) в вере, которая поколику обретает веру правую, потолику насыщается и блаженствует; а когда или не обретает правыя веры, или видит ее ослабляему нерадением ложных Христиан, колеблему раздорами, угрожаему бедами, тогда снедает (Ин 2:17) самого ревнителя. Соломон, изображая сию огненную или снедающую силу ревности, говорит: жестока, яко ад, ревность (Песн 7:6). Аду он ее уподобляет не потому, что она хотела кого либо низринуть во ад; — ибо сего не может быть от истинной ревности, пoскольку в составе ея есть любовь; — но или потому, что она, видя возлюбленные творения Божия на пути ко аду, и с живейшим состраданием представляя себе погибель, им предстоящую, сама в себе чувствует их ад; или потому, что ревность, с избытком растворенная любовию, готова бывает разделить даже адскую участь с теми, по которых ревнует, дабы облегчить участь сию для них, и своею опасностию исхитить их от опасности. Так Апостол Павел, ревнуя по Израильтянах ревностию Божиею, побужден был сказать, что он молил бых ся сам отлучен быти от Христа по братии своей (Рим. 9:3), то есть, дабы они во Христа уверовали».
Поэтому ревность о Господе нужно умножать в своем сердце, обращаясь за помощью в этом к святителю Николаю. Но ревность не должна сопровождаться ненавистью или желанием к «заушениям». Бить собеседника и унижать просто, а вот с любовью его переубедить — в этом нужен талант.
Всем желаю любви к оппонентам в спорах. С Праздником!