11 августа по новому стилю — один из самых необычных церковных праздников: Рождество святителя Николая. Рождество, то есть день рождения, в церковном календаре отмечено только для Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Иоанна Крестителя и святителя Николая.
Первые три праздника связаны с обстоятельствами Спасения всего человеческого рода (должна была родиться Богородица, от Нее Христос, а Предтеча Господень Иоанн занимает среди пророков особое место: он пророк уже не Ветхого Завета, но новозаветного времени, к тому же крестивший Христа), а вот четвертый, сегодняшний, относится ко второй половине III века. Почему так?
«Поистине не только древним праведникам и пророкам, но ученикам и апостолам Христовым уподобился отец отцов Николай. Он стал основанием и столпом Церкви, ее оком и попечителем, созидателем и воином», — сказано о святителе Николая в самом начале его жития. Эти слова, наверное, можно отнести ко многим святым. И вместе с тем они заставляют вспомнить, что именно в Русской Православной Церкви святителя почитают особо: Николе Чудотворцу, как часто и с любовью называют епископа Мир Ликийских, молятся буквально во всех жизненных обстоятельствах.
Возможно, именно поэтому именно в Русской Православной Церкви и был установлен сегодняшний праздник — день Рождества Николая Угодника.
Когда именно это произошло, информации нет. Мы знаем, что в Новгороде в XVI веке этот праздник отмечали, потому что в середине столетия там был основан «монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рождение», в который из Софийского собора в этот день ходили крестным ходом.
В середине XVII века была записана служба Рождеству святителя Николая. Впоследствии одна из копий этой службы, сделанная в начале XVIII, оказалась в библиотеке Троице-Сергиевой лавры.
Праздник был необычный, в других Поместных Церквях не отмечался. Возможно, поэтому при императрице Екатерине II общецерковное празднование дня рождения святителя Николая было отменено.
Уже в наше время, в 2004 году, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил отмечать Рождество святителя Николая по желанию настоятелей храмов и прихожан. И сегодня существует даже икона Рождества святителя Николая Чудотворца.
Написаны, конечно, и молитвы Рождества Николая Чудотворца:
Тропарь, глас 4
Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 2
Днесь возсия нам, яко солнце, торжество твое, отче Николае, ибо в рождестве твоем дивным стоянием ног твоих ангелы возвеселил еси, и человеки удивил еси, противныя же устрашил еси, темже ныне и Христова Церковь украшается яко невеста, и высоким гласом вопиет весело: уяснися моя доброта прекрасно, придите, вернии, возвеселитеся и подъимите спасение ваше и душевное нетление, в бедах скораго помощника, в скорбех посетителя, в мори обуреваемых тихое пристанище, алчущих питателя, слепых вождя, нищих богатство, старцев жезл, юных наказателя и чистоты учителя, и вси притекающии с верою приемлют исцеление душам и телом.
Кондак, глас той же
В Мирех рождься, святе Николае, от благородна корене, яко благоплодна ветвь прозябл еси, исполнь бо быв Божественных даров, яко солнце зарями весь мир чудесы просветил еси, сего ради прославляем тя, яко ученика и таинника Божия благодати.
Ин кондак, глас 3
Яко звезда пресветлая просиял еси, блаженне Николае, посреде Ликии града от праведники родился еси, отче, и в честнем рождестве твоем чудна и славна тя показа Господь, и во святем младенстве твоем дивная явлена быша о тебе, Троицу бо проповедал еси трех часов стоянием честных ног твоих на земли в час рождения твоего, и от сосца деснаго питашеся, от леваго же никакоже, в среду же и в пяток единою, токмо во время вечернее, и оттого, отче, познан был еси воздержания нелестное правило, и яко имаши быти велий таинник Божия благодати.