Вопрос читателя:
Как определить сопротивление ребенка к школе, объективное оно или просто лень, которую надо переломить? Ситуация такая: сын (старший из троих) два года учился дома, третий класс ― в школе, было много сопротивления, слез, головных болей, ушных болей. Сейчас ребенок четко говорит, что хочет учиться дома. Он более консервативен, чем остальные дети, привыкает к одному месту и никуда не хочет. Это натура такая, «домосед»? Или это лень, и надо все равно ребенка вести в социальные структуры, и пусть учится справляться?
Ответ психолога:
Здравствуйте!
Хочется начать с того, что лень ― это тоже объективное сопротивление. Это ведь не просто нежелание или капризы, а одно из депрессивных состояний, где у человека по какой-то причине отсутствуют силы и желание что-либо делать. Поэтому переламывать лень ― путь опасный и неэкологичный. Ведь если в основе лени часто лежит психологическая травма, сломав лень, вы можете лишить ребенка механизма, который защищал его от еще большей травматизации.
Тот факт, что ребенок плакал и мучился от головных и ушных болей, уже указывает на то, что это не просто лень. Такие психосоматические симптомы возникают тогда, когда проблема не может решиться психологическим образом. И тогда она уходит в тело, проявляясь в виде тех или иных болей, зажимов, пищевых расстройств и так далее. Организм становится прямым выражением того, что чувствует ребенок на эмоциональном уровне. Если он не хочет думать о чем-то ― у него болит голова. Если не хочет слышать что-то ― могут болеть уши. Список возможных психосоматических реакций на те или иные эмоциональные проблемы может быть очень длинным. Как бы то ни было, просто ленью это уже назвать затруднительно.
Вероятно, у него не получилось влиться в школьный процесс и коллектив после двухлетнего обучения на дому. Возможно, он подвергался насмешкам, какому-то особому снисходительному отношению, чувствовал себя чужим в этом месте. Ведь одноклассники на тот момент уже третий год знали друг друга, вместе росли, формировали взаимоотношения между собой. И ребенку может быть трудно вписаться в уже сложившийся класс.
Кроме того, у него был двухлетний опыт обучения на дому. И скорее всего, это было намного приятнее, чем учиться в школе. Я думаю, многие не согласятся с этим и скажут, что школа помогает ребенку научиться жить в обществе, социализироваться и в итоге быть более успешным. Конечно, это является одной из функций школы, и большинство детей там и вправду вливается в жизнь социума. Однако, к сожалению, многих школа, наоборот, надломила, и, вместо того чтобы научиться жить в обществе и быть счастливыми, дети вообще отказываются с ним хоть как-то взаимодействовать. А социализация у ребенка в любом случае происходит, вне зависимости от того, в школе он учится или дома. Ведь ребенок не заперт в четырех стенах: у него есть возможность общаться с друзьями, гулять, проводить время со сверстниками.
Вести ли ребенка в школу или заниматься обучением на дому ― это решение и ответственность каждого отдельного родителя. Школы бывают очень разными. И дети тоже все очень разные. Если вы как родитель чувствуете в себе уверенность в том, что вы сможете дать ребенку должный уровень знаний, если вы способны организовать ему социально-активную жизнь, если вы готовы взять на себя всю эту ответственность, то вы можете позволить ребенку обучаться на дому. Если же у вас нет возможностей своими силами компенсировать ребенку все то, что может дать ему школа, то, наверное, и выбора особо не стоит.
На мой взгляд, стоит подробно обсудить с ребенком, что именно ему не нравится в школе. Возможно, ему не нравится именно эта школа, и тогда есть смысл поискать ему другую. Может, существуют какие-то локальные проблемы, которые вы, как родитель, можете решить, и тогда ребенок будет себя чувствовать более комфортно в школе.
А может, ребенку просто сложно переключиться с домашнего обучение на школьное. Если вы считаете, что ему необходимо ходить в школу, то будьте готовы к тому, что вам надо будет очень внимательно относиться к его эмоциям и физическому самочувствию. Постоянные головные боли, проблемы с ушами и прочие возможные функциональные нарушения могут на долгие годы навредить его самочувствию. Если вы решите отправить его учиться в школу, вам важно озаботиться тем, чтобы минимизировать ущерб, который он может там получить. Возможно, есть смысл обратиться к школьному психологу, который поможет ему адаптироваться к школьной среде. Также можно обратиться к частному детскому психологу или в психолого-педагогический центр, где специалисты помогут решить возникающие проблемы с адаптацией к школе.
В завершение можно сказать, что и среди детей, которые обучались на дому, и среди детей, которые ходили в школу, есть и счастливые, и несчастные. И те, кто добился успеха, и те, у кого это не получилось. Есть и те, кто сумел социализироваться, и те, кто потерял доверие к людям и веру в себя. Поэтому нет и не может быть универсального рецепта, как правильно поступить в вашей ситуации. Единственная рекомендация, которую можно дать с полной уверенностью следующая: будьте очень внимательны к самочувствию ребенка: и физическому, и эмоциональному. И не списывайте возникающие проблемы на лень или капризы. Все, что с ним происходит, очень важно, и надо приложить все усилия для того, чтобы помочь ему чувствовать себя хорошо при получении образования.