5 мифов о «православном Сталине» - Православный журнал «Фома»

5 мифов о «православном Сталине»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Существуют распространенные заблуждения по поводу личной веры Сталина и отношения его к Церкви. Они не поддерживаются священноначалием Русской Православной Церкви и большинством священнослужителей, однако с ними можно столкнуться в околоцерковной среде. Мы предлагаем краткий обзор наиболее известных мифов, основываясь на работах кандидата исторических наук Игоря Александровича Курляндского (подробное интервью с ним на эту тему можно прочитать тут).

5 мифов о «православном Сталине»
Фото с личной (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) Игоря Александровича

Сталин втайне исповедовал православную веру, исповедовался и причащался

Этот миф основан на рассказах, не подтвержденных никакими архивными данными и никакими опубликованными мемуарами людей из сталинского окружения. Большинство таких рассказов известно из сборника С. и Т. Фоминых «Россия перед Вторым пришествием» и являются авторскими фантазиями. Утверждения, изложенные в этой или подобных ей книгам просто невозможно проверить научными методами.

Сталин был убежденным научным атеистом

Это мнение, противоположное предыдущему, тоже миф. Сталин не был непоколебимым атеистом, подобно Ленину, Троцкому, Бухарину и другим. Опубликованы его пометки на произведениях ряда русских и зарубежных классиков (в них присутствуют следы размышлений на тему Бога и бессмертия, невозможные для человека, радикально их отрицающего). Например, Сталин исчеркал диалог Анатоля Франса «О Боге», — и в одном месте написал свой вывод о причине непостижения людьми Бога: «Следов не знают, не видят. Его для них нет», оставляя таким образом «лазейку» для бытия Божиего.

5 мифов о «православном Сталине»
Фото marissaorton/Flickr

По своему отношению к религии Сталин был агностиком, то есть человеком, не веровавшим ни в существование Бога, ни в Его отсутствие. Это обстоятельство облегчило ему маневрирование в отношении религии и Церкви в годы войны. Для него атеистический момент не был непреложным принципом.

Учеба Сталина в духовной семинарии заложила в нем основу для последующего обретения веры

Согласно многочисленным источникам, в старших классах семинарии Иосиф Джугашвили потерял интерес к духовной учебе, из «отличника» и «хорошиста» он превратился в «троечника», а духовные уроки шли мимо его ушей. В Тифлисской семинарии были прекрасные педагоги и сильная программа, но у него уже сменились интересы. Потеряв желание учиться и решив не делать никакой духовной карьеры, Джугашвили ушел из семинарии до окончания курса. Ушел в революционную деятельность, оставшись духовно непросвещенным человеком, несмотря на все прежнее духовное образование.

5 мифов о «православном Сталине»

Вполне возможно, что своих духовных учителей он впоследствии ненавидел. Малоизвестный факт, — ректор первых лет учебы Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению того же Сталина («тройки» при местных органах ГПУ создавались с 1930 года в рамках кампании по коллективизации).

Сам факт учебы в дореволюционной духовной семинарии вовсе не говорит о глубокой религиозности учащегося. Мотивация поступления в семинарию нередко была чисто прагматической. И кстати, Сталин не один такой был среди советского руководства. В семинариях учились Микоян, Подвойский, Воронский и другие, но их отношение к религии было резко отрицательным.

Сталин благотворил Церкви, поддерживал ее и защищал от фанатичных атеистов

Этот миф основан на том, что в 1943 году с подачи Сталина было восстановлено патриаршество, были открыты тысячи православных храмов и несколько монастырей, уменьшился масштаб репрессий в отношении духовенства, а некоторые арестованные священнослужители были выпущены на свободу.

Однако мотивация Сталина была тут совершенно прагматической. Во-первых, он боялся религиозного возрождения на оккупированных территориях, где немцы не препятствовали возобновлению церковной жизни — поэтому хотел перехватить инициативу и использовать религиозные устремления народа в патриотических целях. Во-вторых, поддержка Церкви важна была ему в дипломатических целях, для выстраивания отношений с союзниками, которые затягивали с открытием второго фронта.

Церковная «оттепель» при Сталине продолжалась всего несколько лет, с 1948 года гонения возобновились, храмы вновь стали закрывать, священников вновь начали сажать.

Сталин встречался со святыми: блаженной Матронушкой, которая его благословила, митрополитом гор Ливанских Илией, а также по его приказу в 1941 году был произведен облет Москвы с иконой Казанской Божией Матери на борту

Еще при патриархе Алексии II было проведено церковное расследование этих утверждений. Было установлено, что отсутствуют достоверные данные о том, что Сталин когда-либо встречался с блаженной Матроной Московской. Более того, выяснилось, что легенда об их встрече, в ходе которой святая, якобы, благословила Сталина, впервые озвучена в изданной в 1993 году книге З. В. Ждановой. Однако Синодальная комиссия по канонизации, детально изучив имеющиеся источники и свидетельства, отклонила эту версию жизнеописания святой. По поручению комиссии был составлен канонический текст жития блаженной Матроны, откуда были убраны исторически недостоверные и богословски искаженные сведения, включая эпизод встречи с Иосифом Сталиным.

5 мифов о «православном Сталине»

Что касается митрополита гор Ливанских Илии (Карама), тот действительно посетил Москву в 1947 году в качестве представителя Антиохийского патриархата, но встречался только с патриархом Алексием I и отдельными представителями советского руководства. Речь шла о проведении Всеправославного совещания в Москве (которое в итоге состоялось в июле 1948 года). Однако в личной встрече со Сталиным ему было отказано.

Что же касается облета Москвы с Казанской иконой на борту, это народное предание, не имеющее вообще никакой документальной основы.

Редакция выражает благодарность историку Сергею Болотову, чей материал «Сталин и Церковь: пять фактов» был частично использован в этом обзоре.

Фото на заставке Roger Williams/Flickr

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (53 голосов, средняя: 4,64 из 5)
Загрузка...
21 декабря 2019
Теги:
Поделиться:

  • Артëм
    Артëм4 месяца назадОтветить

    Вот вы в начале статьи пишете: "Утверждения, изложенные в этой или подобных ей книгам просто невозможно проверить научными методами."
    Но позвольте, а учение церкви о Боге, о рае и аде возможно проверить научными методами? То есть вам надо верить бездоказательно, а все другие обязаны научно обосновывать?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

      Существование событий, описанных как минимум в Ветхом Завете, объективно подтверждается историками и археологами. Так что да, то что касается исторической науки требует подтверждения научными методами. А богословие и философия это не наука, там свои методы.

      • Артём
        Артём4 месяца назадОтветить

        Археологи находят лишь остатки руин, которые возможно были когда-то городами описанными в Ветхом Завете. Доказать это железобетонно у них нет никакой возможности. И уж тем более никак доказать не возможно кто с кем когда-то встречался и кто что кому говорил. Тут уже вопрос именно веры.

        • Владимир Гурболиков
          Владимир Гурболиков4 месяца назадОтветить

          Надо все же делать поправку на время и соответственно количество и качество исторических источников. Если пишется, что в отношении Сталина какие-то утверждения невозможно проверить, то подразумевается: на фоне большой массы имеющихся в нашем распоряжении реальных материалов и документов. Сравнивать их количество и качество с условиями, в которых делает свои открытия библейская археология, просто бессмысленно. В отношении Библии ситуация, кстати, очень серьезно меняется. Ещё сравнительно недавно историки были стопроцентно убеждены, что Священное Писание целиком мифологично. А сейчас наука не сомневается в ценности Библии как исторического источника, при том что дальше начинается (естественно) начинается анализ того, что можно, а что нельзя доказать. Поскольку материала априори на порядки меньше чем в отношении событий и деятелей новейшего времени.

  • Лана
    Лана2 года назадОтветить

    Хочу поблагодарить автора и сотрудников журнала за труды в поисках правды!💒

  • Отари Хидирбегишвили
    Отари Хидирбегишвили3 года назадОтветить

    Немаловажно также, что резкий поворот в политике Сталина по отношению к церкви произошел только после того, когда он , обратившись к ней за помощью в мобилизации народа против иностранных захватчиков, убедился , насколько эффективно можно использовать религиозность людей для поднятия воинствующего духа народа !Именно после этого Сталин повернулся лицом к церкви и восстановил патриаршества и другие церковные институты. А ведь в 1928 году в одном из интервью центральной партийной прессе Сталин заявил: «Надо пожалеть, что духовенство не было с корнем ликвидировано»! Вместе с тем в 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка» , а к 1 мая 1937 года официально намечалось закрыть все храмы в СССР и ликвидировать духовенство как класс. Любопытно, что подобное отношение Сталина к религии с юных лет ,когда он , семинарист- недоучка, однажды запустил свинью в синагогу в Тифлисе! Вот она – двуликая и и ужасающая сущность тирана, который ради своего спасения был готов на любую подлость и обман ! Продлжение в моей стаье на моем сайте: https://otari.mirtesen.ru/blog/43927411280/

  • Олег
    Олег3 года назадОтветить

    "Агностицизм" Сталина, убежденного марксиста и материалиста, притянут за уши. Что значит "исчеркал"? Написал пометки на полях? Так он так изучал все книги. И что, раз люди не видят бога, не чувствуют его присутствия, и, соответственно, не верят в него, то это свидетельствует о том, что бог есть?!!! Пометку Сталина автор, мягко говоря,творчески интерпретировал. Получилось с точностью до наоборот.
    И никакого "религиозного возрождения" на оккупированных территориях Сталин не боялся. Это, прости господи, "возрождение" началось позже того, как РПЦ четко заявила о своей патриотической, проправительственной позиции в войне. Да просто кощунственно называть "церковным возрождением" то холуйское проституирование, которым занимались главари псковской епархии и РПЦЗ в целом!
    А вот за информацию про Синодальную комиссию по канонизации и то, как она отнеслась к "фактам" встречи Сталина с матроной и облётов с иконой - спасибо. Непонятно только почему руководство РПЦ не пресекает распространение таких сплетен в религиозной печати и проповедях? И хочется, и колется? А как же тогда "не лжесвидетельствуй2?

  • Никита
    Никита3 года назадОтветить

    Просьба к редакции. Раз уж у вас есть выход на историков, то было бы хорошо, если бы предложили тому или иному историку разобрать набирающий популярность миф о том, что гонений на Церковь вовсе не было. Миф этот сейчас активно муссируется и обосновывается разными путями (то письмом Патриарха Тихона, где он хвалит большевиков, то чем-либо ещё) и объяснить ложность всей этой аргументации будет проще тому, у кого есть специальные знания и кто знает исторический контекст. Спасибо.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь