
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек. В первые века становления Церкви и распространения христианства появлялись ложные учения — их называют ереси — о личности Христа. Так, монофизиты утверждали, что Христос обладал только одной Божественной природой. А развившееся из этой ереси монофелитство, признавая существование в Спасителе двух природ, настаивало, что они объединены одной Божественной волей. Православная Церковь в лице преподобного Максима Исповедника постулировала наличие во Христе самостоятельной человеческой воли и человеческого действия — ведь если бы этого не было, то Христа нельзя было бы назвать полноценным человеком.
Человеческая воля Христа находилась в полной гармонии с волей Бога Отца, так что между ними не было противоречия или конфликта. Максим Исповедник ввел в оборот понятия физической и гномической воли. Первая относится к природе человека, вторая принадлежит к личностным свойствам и является «волей выбора» (от греч. γνωμη — выбор, намерение). На уровне гномической воли в человеке происходят колебания между добром и злом. Христос, обладая физической волей, был свободен от этих мук выбора, поскольку, будучи обóженной, Его воля не могла склониться ко злу. То есть, имея по Своему человечеству физическую возможность согрешить, Иисус Христос в силу Своего Божественного совершенства, ее отвергал.
Зачем же тогда сатана, зная это, искушал Иисуса? В святоотеческом учении присутствует мысль, что диавол не мог до конца проникнуть в тайну Божественного замысла о спасении человечества. Не мог понять он и тайну Богочеловечества Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что сатана пришел в смущение и недоумение от того, что Иисус, будучи во время Крещения «гласом с небес» во всеуслышание объявлен Сыном Божиим, почувствовал голод после продолжительного поста в пустыне. В итоге, диавол знал, что Иисус не простой человек, но при этом, увидев его алчущим, не верил, что Он — Бог и Сын Божий. По этой причине он и приступил к Иисусу с искусительными предложениями.
В искушениях, которым подвергался Иисус Христос, есть, по мысли святых отцов, большой смысл для нашего спасения. Христос, будучи во всем подобным нам, кроме греха, во время Своей земной жизни получил опыт искушений и вышел из них победителем. Таким образом, Он, с одной стороны, подал пример подчинения и покорности воле Божьей, а с другой, стал еще ближе к людям, пропустив через себя человеческие слабости, страхи и сомнения. Преподобный Ефрем Сирин так пишет об этом: «Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в том Он помогает и тем, которые страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, — Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, — именно теперь, после того как восприял плоть».
Искушения — это испытания на нашем пути к Богу. Как спортсмен без регулярных тренировок, преодоления препятствий и сопротивлений не может продвинуться в своем виде спорта, так и духовный рост и развитие невозможно без искушений. В их преодолении состоит большая часть нашей духовной жизни. А образцом для подражания и подателем помощи в борьбе с искушениями служит для нас Христос, Который, по слову апостола, как Сам… претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18).
Иисус не имеет воли на Земле. Он не может оказывать влияние на то, что на Земле происходит. "..и будет воля твоя на земле, ка и на небе." Сатана предлагал ему отдать все царства мира сего. Предполагая ответную услугу - сохранение жизни. Но Иисус не пошёл на это.
Христос имеет волю всюду, поскольку Он есть Бог, Создатель всего. Потому Он обличил в ответ сатану, который присвоил себе чужое творение, будто хозяин. И звал поклониться себе, хотя сам должен был бы Богу поклониться как Творцу. Правда в том, что Христу не нужна была земная власть, и Он это в Евангелии выразил, говоря: "Царство Моё не от мира сего".
Христос был в пустыне и искушался не как Бог, а как любой человек, имеющий искажённую первородным грехом природу и волю, свободную ко греху. Крещение - это исповедование Бога. Сначала - словом, а потом - делом, указывая всем путь в Царство Небесное.
А в чем было искушение и кто такой Сатана?
В Библии написано, что Сатана - князь мира сего, то есть земной мир - его сфера власти.
Во время искушения он не толкает Христа ко злу и не предлагает согрешить, он предлагает обычные житейские блага от хлеба, что бы поесть до власти земной над всем миром. Не приносить себя в жертву, а стать земным царем, даже добрым и справедливым...
То есть все искушение сводилось лишь к попытке подтолкнуть признать человеческую природу в себе и отказаться жертвовать собой ради других.
Где здесь призывы к греху и злу?
Иоанн, любимый ученик, когда узнал сколько мифов родилось об Иисусе, решил написать собственные воспоминания, в которых этих мифов не было.
Поэтому об этом "событии" в его текстах нет и слова.
Относитесь к любому тексту как разумный человек, как Фома, который искал возможность удостовериться лично, а не просто поверить Наставнику.
А христианские апологеты этого не поняли, что Христос учил что и он Бог тоже, пока истинные апологеты не появились через века, они то все и объяснили?
Ириней Лионский, "Против ересей".
_______
http://mstud.org/library/i/irenaeus/3adv_haer/3ah09.htm
_______
1. Когда таким образом здесь достаточно показано, а в последствии ещё более уяснится, ...
..., а Сам Господь преподал Своим учеником только об Отце Боге и Господе, Который Один есть Бог и Владыка всего, то нам должно, если мы их ученики, следовать их такого рода свидетельствам.
Великий человек, да, а всё остальное высосано из пальца
Подумайте. Откуда Апостолы узнали что было с Иисусом во время его Поста? Иисус им сам рассказал. А ждя чего? А потому что подобный пост - это часть учения Бога. и Иисус пришёл для того, чтобы показать как исполнять учение, и чему надо научиться человеку, чтобы исполнить полностью учение. Поэтому его ученики и постились так как это делал Он когда получили Святой дух ввиде огненных языков. Всё остальное болтовня, чтобы увести человека от главного. исполнять полностью учение Бога.
Иисус это наша вселенная сотворённая Богом.а смутьян это дьявол в виде тёмной материи желающей поглотить нашу вселенную.
Дело тут не в Христе, а сатане, поскольку это чисто его инициатива искушать. Причин искушения у бословов в основном две:
1.Сатана не знал, что Иисус - Бог и поэтому просто искушал его как простого человека.
2.Сатана зная, что Он Бог очень "удивился" тому, что Иисус голоден и просто стал проверять Его человеческую сторону на "вшивость", поскольку сущность сатаны - провокации всего и вся...
Так что говорить зачем искушение надо Богу некорректно. Это надо было сатане.