Прошел год 19 ноября  - годовщина смерти иерея Даниила Сысоева.

Несколько лет назад, через год после смерти отца Даниила, по следам этого трагического события, мы опубликовали материал «На смерть священника». В нем наш редактор раздела «Культура» Виталий Каплан поделился воспоминаниями об отце Данииле. Думаем, и сегодня стоит привести отрывок из этих воспоминаний-некролога вновь, чтобы еще раз напомнить о пылком, необычном, а подчас и неоднозначном человеке, который никого не оставлял равнодушным:

«Я знал отца Даниила, брал у него для «Фомы» интервью в 2004 году, и после иногда перезванивались. Очень во многом у нас были диаметрально противоположные позиции — и по вопросам литературного творчества христиан, и насчёт буквального толкования Шестоднева, и по поводу загробной участи неправославных, и относительно взаимоотношений науки и религии. До вчерашнего дня мне казалось, что всё это очень важно. Но смерть — и не простая, а мученическая смерть — всё ставит на свои места. Я не изменил свои взгляды по перечисленным вопросам, но теперь совершенно иначе смотрю на мотивацию отца Даниила. Это была юношеская горячность веры, а не тупая косность догматика. Со всем жаром души отец Даниил бросался отстаивать свои взгляды, потому что действительно хотел блага своим оппонентам, действительно был озабочен их спасением. Порой это выглядело смешно, порой наивно, порой вызывало отрицательные последствия — но всегда было честно и искренне. И ещё — я не помню ни одного случая, чтобы отношение к чужим взглядам он переносил на личности, на носителей этих взглядов. Сейчас мне стыдно, что за глаза я нередко посмеивался над его «отжигами» — ведь в таком отношении не было любви. А вот он людей действительно любил, непритворно...».

Прошел год, и Виталий Маркович вновь высказался о смерти священника Даниила, на сей раз – в «Блогах "Фомы"»:

«Сегодня - годовщина со дня мученической смерти священника Даниила Сысоева. Год назад я писал о нём. Что написать сейчас? Что за год ничего не изменилось, что поиски убийцы зашли в тупик? Что в разговорах об отце Данииле всё чаще звучит критика его богословских взглядов и всё реже речь заходит о его миссионерской деятельности? И уж совсем редко вспоминают о том, как он окормлял людей, пострадавших от занятий магией и "целительством". А между тем именно на эту тему я брал у него интервью в 2004 году. Оно было опубликовано в 22-м номере "Фомы" (и, естественно, текст пришлось сильно сократить в силу журнального формата). Интервью было размещено на старом сайте "Фомы", затем, в связи с перестройками сайта и с переездами с хостинга на хостинг, оно пропало.

Поэтому я и решил сейчас выложить исходный, несокращённый вариант интервью. Проблемы, поставленные там, за шесть лет нисколько не устарели.

НЕ НАДО ЛЕЗТЬ В ДУХОВНЫЕ ПОМОЙКИ

Иерей Даниил СЫСОЕВ,
клирик храма Петра и Павла в Ясенево (г. Москва), кандидат богословия, сотрудник душепопечительского центра св. пр. Иоанна Кронштадского.

– В древней Церкви дал исцеления был весьма распространен. Нельзя ли сказать, что те люди, которые сейчас начинают с молитвой лечить, обладают этим даром от Бога? Почему Церковь уверена, что это не так?

– Конечно же, Церкви принадлежит дар различения духов. Мы знаем, что есть духи разные, и есть принципы, по которым различаются духи. Естественно, только Церковь обладает правом судить, какие духи от Бога, а какие не от Бога. Хотя бы уже потому, что в ней живет Дух Святой. Поэтому судить Церковь – несколько самонадеянно, хотя бы по той причине, что человек должен жить в духовных реальностях. Не просто разбираться в ней, а жить в духовной реальности, чтобы иметь критерии различения духов. Думать, что все духи хороши – это ошибка. Мы знаем примеры одержимости. Вот Гитлер был явно одержим злыми силами, с их помощью манипулировал толпами, и явно, что это были силы не Божии. Как же разделить? Почему мы уверены, что те дары исцеления, которые были и есть в Церкви до сих пор (а мы знаем, что исцеления не прекратились, мы знаем, что в Церкви ежегодно происходят тысячи и тысячи исцелений, различных) принципиально и качественно отличаются от тех исцелений, которые дают "народные целители"? В чем разница?

Первая разница, как это ни парадоксально, догматическая. Но это тем не менее важно. Есть принцип, сформулированный святым апостолом Иоанном Богословом: всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от антихриста (1 Ин., 4:3). То есть те целители, которые говорят: "я исцеляю", "я имею дар исцеления", "я являюсь посланником Бога", что они тем самым говорят? Что они не признают Христа. Они претендуют на некую мессианскую роль, они ставят себя наравне со Христом.

Никогда в Церкви не было принято исцелять самими по себе, говорить, что "во мне есть дар исцеления". Апостолы Петр и Иоанн, когда они исцеляли хромого в известном эпизоде книги Деяний святых апостолов, они говорили: "не думайте, что мы своей праведностью и своей силой достигли этого, но именем Иисуса Христа, Которого вы распяли..."

Дар исцеления был в Церкви всегда. Истинные исцеления, совершающиеся в Церкви, совершаются:

1) православными христианами, вкушающими Тело и Кровь Господа, то есть живущими в силах запредельных самого Христа.

2) совершаются они не во имя свое, не потому, что "я это сделал", а потому что через такого человека действует Христос, и человек совершает исцеления во имя Его.

3) и главный признак истинного чудотворца – это, конечно же, смирение, понимание того, что все, что мы имеем – это дар Божий. И смирение это, естественно, вырастает из православной веры. Как невозможно, чтобы огонь был во льду, так и невозможно, чтобы истинное смирение было в еретике. Это чистая правда, экспериментально проверяемая. Посмотрите на нынешних целителей, на людей, которые утверждают, что они лечат молитвой, лечат своими силами и т.д. Они все горды до чрезвычайности. Мы многократно видели здесь людей, пострадавших от этих целителей, и самих экстрасенсов, оккультистов, мы встречаем их здесь десятками в нашем центре Иоанна Кронштадского. Мне пришлось помогать в спасении более чем четырехсот человек, многие из которых занимались оккультизмом, чародейством, колдовством. Я не встречал среди них смиренных людей. Четыреста человек – это все-таки достаточно хорошая, полная выборка, согласитесь.

Гордыня – она, конечно же, Богу противна, она противна даже и людям. Представьте себе, вам понравятся люди, которые на вас смотрят сверху вниз. А это позиция гордеца. Поэтому и не может Божия благодать быть с ним.

– В чем именно состоит грех христианина, обращающегося за помощью к народным целителям? И в чем состоит грех самого целителя?

– Грех христианина состоит в том, что он вступает в прямое противоречие со словами Бога. Книга Левит запрещает обращаться к магам, чародеям, обаятелям (Лев., 19:31, 20:27), К "народным целителям" и подходит выражение "чародеи, обаятели". Точно также и во Второзаконии (18:10-12) Бог говорит: не обращайтесь к таковым, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это. Как вы думаете, может ли человек быть христианином, если он делает то, что мерзко Господу? Делает то, что настолько мерзко, что Бог за это даже народы целые с лица земли сгоняет?

В чем же грех целителя? Грех целителя в том, что он осознанно или неосознанно служит князю тьмы, дьяволу. Почему бывает осознанно и неосознанно? Бывает начальное состояние, когда дьявол обычно притворяется добрым. Во втором послании к Коринфянам говорится, что дьявол часто принимает вид ангела света (2 Кор., 11:14). Неудивительно, что его служители принимают вид служителей правды. Эти слова апостола Павла сохраняют свою правоту и сейчас.

Многие экстрасенсы, с которыми нам приходилось общаться, имели такой путь развития: сначала они чувствовали, что в них входит некая сила. Как им казалось, сила добрая, хорошая. Но это сопровождалось повышением их самооценки: они начинали гордиться. После этого такой человек, общаясь с этой силой, отдавшись этой силе (обычно там наступал момент, когда нужно было передавать ей себя, свою душу), он начинает чувствовать, что за этим минутным добром оказывается настоящее зло. И тогда человек начинает понимать, что он служит дьяволу. Некоторые уже на этой стадии начинают бояться, а некоторые настолько охвачены гордыней, что говорить: "а мы все равно с ним будем сотрудничать, а людей будем обманывать. Или начинают говорить: "а дьявол и Бог – это одно и то же". Естественно, нет никакого сотрудничества между Богом и дьяволом и нет ничего общего между светом и тьмой.

– О некоторых целителях говорят, что их благословили на эту деятельность авторитетные, известные духовники. Чаще всего называют старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это может быть правдой? Сталкивались ли лично Вы как священник, как духовник с такими ситуациями? Если да, то как реагировали?

– По поводу старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: речь чаще всего идет об отце Кирилле (Павлове), которого чаще всего в данной ситуации привлекают, или просто там инкогнито старцев Лавры, я скажу, что это неправда. У отца Кирилла есть несколько проповедей против народных целителей, чародеев, так что эти люди очевидно лгут. Почему они лгут? Потому что того требует от них их повелитель. В прямом смысле они захвачены духом лжи. Когда человек общается с колдуном, с экстрасенсом, надо помнить, что у него на одно слово правды приходится два слова вранья. Это просто экспериментально проверено. Поэтому нельзя доверять практически ни одному слову, что они говорят. По поводу, приходили ли ко мне за благословением. Да, ко мне обращались за благословением на занятия так называемой "народной медициной". Причем интересно, что начиналось с чего? Начиналось со лжи. Сначала "благословите меня заниматься траволечением". Ну, Церковь ничего против лечения травами не имеет. Кто ж против? Но дальше я начинал спрашивать: "ну и каким образом вы будете лечить?" Они говорят: "ну будем лечить травками. Но чтобы они лучше действовали, мы молитовку над ними прочитаем". Я говорил: "А кто вам дал такое право, молитовки читать?" – "А вот на нас некие духовные силы нашли, ангел к нам пришел, святой пришел". Я им: "А вы уверены, что он пришел от Бога?" Они: "Да как вы смеете думать, что ко мне не святой пришел?!". Естественно, никакого благословения я не давал таким людям. Мне неизвестны случаи из моих знакомых священников, которые бы давали благословения, хотя подобные случаи, возможно, и были, хотя лично я не сталкивался с этим. Но если и так, это были случаи обмана. Довольно часто священнику просто врут.

– А может ли быть, что народные целители действительно используют в своей практике неизвестные пока свойства растений? Или каждый народный целитель обязательно пользуется помощью бесов, пускай и незаметно для себя?

– Ну, что такое "народный целитель"? Тот человек, который горчичники ставит по народному целительскому методу, конечно же, ничего плохого не делает. Если человек подбирает, делает травные сборы и просто этим заканчивает, здесь ничего плохого вообще нет. Если же речь идет о том, что он начинает шептать, наговаривать, он пытается вести некоторую именно духовную работу – значит, он связан с духами. А так как он ее делает в противодействии Церкви – значит, это духи зла. Вот здесь очень четкая граница. Траволечение как таковое зла не имеет, зло есть тогда, когда начинаются духовные практики. Иоанн Златоуст говорит, что даже если будут имена мучеников произносить, будут молитвы читать, беги от них как от тех, кто пользуется "благотворными" бесами. Об этом даже наш Большой Требник сообщает.

– А если народный целитель, работая с пациентом, настаивает, чтобы тот ходил в храм, исповедовался, причащался – не свидетельствует ли это о том, что никакой бесовщины он не применяет?

– Не свидетельствует хотя бы уже по той причине, что он же при этом советует врать на исповеди. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с такими пациентами этих, якобы, целителей, приходили на исповедь, чтобы потом причаститься, и священнику, естественно, видно, что это люди вполне необычные, с поврежденной психикой как следствие занятий такими вещами. И мне потом приходилось допытываться: "А почему вы пришли?" Они обычно начинали отвираться. Очень заметно было, что они ничего не знают в Церкви. А потом я узнавал, что они посланы целителями. Я: "Почему же вы врете-то?" Они: "А нам сказал вот так тот, кто нас послал". Как вы думаете, человек от Бога может требовать, чтобы перед лицом Бога Богу лгали? Очевидно, что такой человек служит не Богу, а отцу лжи, дьяволу.

Почему же посылают? Почему часто требуют экстрасенсы, чтобы там покрестили ребенка, чтобы над ним потом прочитать заговор, зачем требуют, чтобы исповедовались, причащались? Причина очень простая. Дело в том, что дьявол дает свою силу в обмен на максимальный грех. Вы знаете, что на черных мессах даже убийства бывают. Дьяволу нет ничего радостнее, чем поглумиться над святыней. Если человек причастился Святых Христовых Тайн, а потом он идет к служителю дьявола, на кого он становится похож? На Иуду Искариота, который причастился и пошел предавать Христа. Именно поэтому многие экстрасенсы и колдуны (причем даже те, кто себя прямо колдунами называют) они при этом отправляют людей причащаться. Это свидетельствует только о том, что эти люди уже сознательно служат Врагу. Бывают, правда, более такие случаи простые, когда экстрасенсы, еще не умеющие обращаться с падшими духами, они пытаются вначале от них очиститься, а потом уже человека лечить по-своему. Но это тоже пример того, что, общаясь с духовным миром, они разлагаются. Они относятся к Богу как к энергии, а не как к Личности.

– А сам пациент такого целителя, не будучи в курсе, что целитель на самом деле общается с падшими духами, уверенный, что целитель имеет либо непосредственное церковное благословение, либо по крайней мере не делает ничего противоречащего Церкви, лечится у целителя, пьет наговоренную воду, и потом, по требованию целителя, идет в храм. Такой человек своей душе тоже повреждает?– А почему Церковь отрицательно относится не только к самому народному целительству, но и к попыткам ученых найти в этом рациональное зерно? Почему понятия "биополя", "энергетических меридианов", "ауры" и проч. являются для Церкви синонимом оккультизма?

Биополе Церковью не совсем отрицается. Очевидно, что электромагнитные поля у человека есть, как и у любого энергетического объекта. Поэтому в этом смысле нельзя говорить, что мы отвергаем. Мы не против того, чтобы наука занималась тем, что находится в сфере ее компетенции. То есть занималась изучением электромагнитных полей человека, гравитационных, сильных и слабых взаимодействий... то есть материальных объектов. Церковью это всегда благословлялось и поощрялось – хотя бы уже по той причине, что это сфера деятельности науки.

Но когда наука пытается пытается циркулем измерить духовный мир – это уже наглость, это уже к науке никакого отношения не имеет. И, естественно, под видом науки получается чистый оккультизм. И даже если этим занимается ученый человек, это еще не значит, что это само по себе уже наука. Ньютон, как известно, толковал Апокалипсис, но это не значит, что толкования Апокалипсиса Ньютона являются научной истиной. И что еще здесь важно заметить – что сама терминология влияет на сознание. Как известно, завладеть языком человека – это завладеть его сознанием. Помните, как у Оруэлла, помните, у него был "новояз", который мешал человеку мыслить. Вот, собственно, этот новояз, он и мешает человеку мыслить. Карма, энергетические мередианы – все они восходят к определенным представлениям о человеке, связанным с ложными религиями, с восточными, которые извращают представления о человеческой личности. И попытка внести эту терминологию в сферу деятельности науки – она приводит только к тому, что наука сама превращается в форму религии. Ничего хорошего из этого не получается, потому что сама наука выросла из христианских основ, из веры в Творца, из веры в Бога постоянного. Если она откажется от этого, она перестанет существовать просто.

– Церковь благословляет человека пользоваться помощью официальной медицины, при всех ее очевидных недостатках. Чем же самая "вменяемая" бабушка-травница для Церкви страшнее самого наглого, бездарного и циничного врача из районной поликлиники?

– Ответ очень простой. Не все, что несет официальная медицина, Церковь благословляет. Мы не благословим фетальную терапию, клонирование. Мы не благословим гипноз, который используется в официальной медицине. Говорить, что мы всю официальную медицину благословляем – это неправда. Церковь никогда не благословит шарлатанства ни в каком виде, потому что это ложь. Что районная поликлиника, что бабушки – в этом смысле все одинаково. Более того, есть удивительный момент во второй книге Паралипоменон, в 16-й главе, про царя Асу, который, заболев, взыскал не Господа, а врачей – и умер. Почему? Потому что человек врачу дал неподобающее место, он поставил его вместо Бога.

Конечно же, официальная медицина Церковью признается до того момента, пока ей не начинают заменять Бога. Почему? Потому что официальная медицина занимается, как мы говорили только что, тем, что находится в ее компетенции. Она занимается материальным миром, правильно? Тем, что находится в сфере деятельности науки. Поэтому, как и науку, Церковь ее не отвергает.

А любая бабушка-целительница, самая хорошая, как говорят – она общается с духовным миром, она сама это скажет. Она общается, она скажет: я наговорю молитовку. Значит, она вводит прямые религиозные реальности, понимаете? А религиозные реальности, которые она знает, эти религиозные реальности противоречат вере Церкви. И поэтому вот эти духи, которые стоят за этой бабушкой, они не признают Иисуса Христа, во плоти пришедшего. Поэтому они противны Церкви, вот и все.

– Существуют методы традиционной народной медицины, которыми пользуются и дипломированные врачи. То есть это траволечение, грязелечение, мануальная терапия, ядолечение, пчелолечение, иглоукалывание... Неужели Церковь не одобряет и этого? если же это не так, то где та граница, которую нельзя перейти?

– Граница очень простая. Граница эта, во-первых, духовная реальность, а во-вторых, попытка вторжения в человеческую личность, в духовную составляющую человека. Церковь никогда не поддержит никаких методов, будут ли они называться народной или официальной медициной, связанных со взломом человеческой личности. Это кодирование, принятое современной медициной, гипноз... Мы не поддержим никаких призываний никаких духов, хотя бы они и назывались как-то по-другому: торсионными полями или какими-то иными названиями. Мы утверждаем, что сфера деятельности науки – это чисто материальный мир. Если она лезет за пределы этого мира, она превышает свои полномочия. И она только навредит. Вот и все. Вот прямая граница. А где и как она проходит в каждом конкретном случае... В случае иглоукалывания это вообще спорный вопрос. Колются какие-то определенные точки, про которые можно сказать, что это чакры, не чакры... Польза сомнительная. А грязелечение – вполне нормальный метод.

– Но иглоукалывание – это воздействие на нервные центры...

– На нервные центры воздействовать никто не мешает. Пожалуйста, воздействуйте. Но иглоукалывание – это воздействие не на нервные центры, а на определенные "чакры". Понимаете, в чем разница? Это духовные центры, а не нервные. Впрочем, иглоукалывание бывает тоже двух видов. Бывает оккультное, а бывает обычное. Обычное иглоукалывание – это вроде горчичников. Ну кто будет возражать против горчичников? А если речь заходит о чакрах, об энергетических меридианах – это уже опасно.

– Как же человеку, который обращается за лечением (в данном случае уже неважно, к какому-то частному целителю или к дипломированному врачу, применяющему иглоукалывание) отличить, будут ли его оккультно иглоукалывать или будут его научно иглоукалывать? Может, из предосторожности вообще отказаться от этого метода?

– Я бы отказался. Неужели нет других методов лечения, куда более действенных? Но если все же идете на это, надо обращать внимание на язык, которым с вами будут разговаривать. Если там говорят об астрале и чакрах, если там всякая шамбала начнется, игра на разных кармах, то, конечно, с этим человеком не надо общаться, и все. А то получится по принципу "хотелось как лучше, а получилось как всегда". У меня сколько примеров было, когда человек пошел от одного лечиться, например, от энуреза, а получил в результате рак головного мозга. Именно в результате лечения у народных целителей.

– А на какие методы лечения христианин не должен идти ни в коем случае, даже при несомненной угрозе жизни?

– Речь идет, конечно же, прежде всего о методах, которые поощряют убийство. Например, о фетальной терапии. Методы, которые связаны с призываниями нечистых духов. Например, если тебе предложат, грубо говоря, принести в жертву младенца, чтобы выздороветь, искупаться в кровяной ванне, как императору Тиберию... На это нельзя идти никогда. Если тебе предложат выпить заговоренной водички там, пойти к колдуну, который тебя мгновенно вылечит от всего, а иначе ты помрешь – идти все равно на это нельзя. Даже если ты излечишь свое тело, ты погубишь свою душу. Как сказал Господь, "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф., 16:26). Поэтому здесь граница очень простая. Там, где речь идет о душе, о нарушении Божиих заповедей, там человек должен остановиться, даже если есть угроза жизни. Как Иоанн Креститель, который пострадал даже не за Христа, а за заповедь – и считается величайшим из рожденных женами. Так и человек, который умрет, не согласившись пойти к колдуну, будет настоящим мучеником.

– А что бы Вы посоветовали всем нецерковным людям, проявляющим интерес к нетрадиционной медицине?

– Посоветовал бы такую простую вещь. Не зная броду, не суйся в воду. Духовный мир – он разбит на две части. На служащую Богу и на с Богом враждующую. Граница для людей невоцерковленных чаще всего кажется размытой. Но она есть, и очень жесткая. Те духи, которые воюют против Бога, они никогда правды не скажут. И лучше не экспериментировать. Как маленькому мальчику говорят, чтобы он пальчики в розетку не совал, пусть там даже тока-то и нет, так и я бы посоветовал: не надо лезть туда, куда не знаешь. А чтобы узнать – сначала узнайте Бога, а потом в Боге узнайте Его врагов. А некоторые говорят часто: ну как же, я же должен все знать, я должен все попробовать. Но они почему-то ведь не тащат вещи с помойки, вместе с бомжами, да? Хорошую вещь на свалке не найдешь. Точно так же не надо лазить по духовным свалкам. Потому что любопытство, как известно, не порок, а большое свинство. Свинство в прямом смысле этого слова. Когда человек залезает в эту духовную помойку, он чистым не останется. Потому что его разум будет отравлен. Отравлен будет ложной идеологией, ложными духовными практиками. А главное – ложные духовные силы захватят его. Сколько было случаев у нас, когда люди, из любопытства подняв книгу... У нас поразительный случай был. К нам пришел человек, который попал в жуткую секту совершенно, сатанинскую, а началось все с того, что его потянуло на помойке поднять книгу. При том, что он был крайне брезгливым человеком и в обычной ситуации, естественно, с помойки никогда ничего не забирал. А тут его потянуло поднять книгу, это была "Черная магия" Папюса, он начал читать, втянулся – и стал магом. Духовные причины были, конечно, и до этого, но пойман он был именно на любопытстве. И он дошел до такой бездны, что еле-еле спасся. Так вот, не надо экспериментировать. Не суйте пальцы в духовные розетки. Целее будете.

– Об опасности подобного целительства издано много церковной литературы. Литература эта неоднородна по своему качеству. Можете ли Вы назвать какие-то брошюрки, которые людям было бы нежелательно читать?

– Кого я могу назвать? Ну, конечно же, книгу Вейника "Почему я верю в Бога", как вполне отрицательную книгу, которая пытается с оккультизмом бороться оккультными методами. Я читать ее вообще не мог, потому что там христианского ничего вообще не осталось. И еще я могу назвать ряд работ игумена N. Кроме весьма приличной работы о наркомании у него есть ряд работ, которые вызывают у меня странное ощущение, что они связаны с какими-то оккультными вещами. Например, он говорит, почему блуд – это плохо: потому что "происходит обмен потенциалами благодати".

– Лет десять назад в одной из брошюр о вреде народного целительства приводился такой аргумент. Целитель может вылечить один орган, но повредить другой. Как это происходит? Допустим, у человека больная печень. Чтобы вылечить печень, надо направить туда жизненную энергию, и целитель создает искусственный энергетический канал, качает энергию от сердца к печени. Печень выздоравливает, сердце заболевает. Но эта аргументация ведь чисто оккультная! В православной брошюре, изданной по благословению...

– Аргументация чисто оккультная. Да, мы наблюдали такие вещи, когда выздоравливает один орган и заболевает другой, но я не стал бы объяснять это энергетическими каналами и вообще не стал бы пользоваться такой терминологией. Это играет на пользу противнику. Корень здесь, конечно, другой. Я бы не стал разрабатывать этот механизм.

– Человеческий организм невероятно сложен. Ведь человек – существо двуединое, душевно-телесное. Поэтому любое воздействие на дух человека может оказать воздействие и на его тело. Но каким именно будет это воздействие, мы не знаем.

– Ну почему, иногда знаем.

– Бывает, что знаем, а бывает, что и не знаем. Поэтому когда человек обращается к целителю и тот начинает совершать какие-то манипуляции с его душой, то это может привести к совершенно неожиданным последствиям не только на духовном, но и на телесном уровне.

– А я здесь скажу очень просто. Я бы здесь не стал настолько абстрагироваться на тему душевное-телесное, хотя это чистая правда. Но есть куда более важные вещи. Дело в том, что целитель никогда не будет работать сам. Простите, но нормальный "народный целитель", то есть человек, который общается с падшими духами, он является медиумом, является посредником. Через него работает кто-то. Работают падшие духи. А падшие духи – они ненавидят творение Божие. Они хотят его изуродовать, хотя бы при помощи того, что человек уродует дух за счет, скажем так, тела. Или изуродует одну часть тела за счет другой. Почему? Потому что в основе у них иррациональная злоба, которая ни к чему хорошему привести не может. А уж как они это делают – какая разница? Какая разница, погиб человек от удушения или от попадания молнии? Я не думаю, что здесь надо разбираться в технологии, почему это плохо. Плохо потому, что это с падшими духами общение. Плохо потому, что воле Божией противоречит. И отцы Церкви так не аргументировали. Они не занимались подробными описаниями, почему это плохо. Они говорили: не ходите к падшим духам, те вам сделают хуже. И не интересуйтесь этим, потому что сам интерес созжает между вами душевную связь. Интерес ко всяким "энергетическим каналам" вреден уже потому, что человек начинает любопытствовать, прилепляться к этим тайным знаниям, в которых может что-то быть правильным, что-то неправильным, но в корнях своих оно зло, в корнях своих оно ошибочно.

– Когда человек обращается к врачу, он представляет себе последствия лечения. Если ему говорят, что у него гангрена и надо ампутировать руку, человек понимает: у него не будет руки. Но когда человек идет к народному целителю, он не знает последствий.

– Естественно. Как он может знать последствия, если за ним стоит отец лжи? Последствия обычно касаются и тела, и духа, по причине двуединства человека. Страсти могут быть связаны с телом человека. Обжора может умереть от ожирения, гневливый от инфаркта, и так далее. Самое страшное, что народный целитель – он человека объединяет с падшим духом, и что он делает при этом? Он разжигает в нем страсти. Человеку говорят, что он должен "поверить в себя" (любимая их фраза), "опираться на свои внутренние ресурсы". То есть внутри него разжигается гордыня, самолюбие, самонадеянность. Это же смертные грехи, самые смертные грехи, которые есть в человеке, которые приводят к естественному слому. Он оперся на свои внутренние ресурсы – и сломался. А чего другого ждать было? Он же не Бог, откуда у него внутренние ресурсы бесконечные? В этом как раз один из главных механизмов повреждения души. Поэтому очень многие оккультные мастера и их последователи кончают шизофренией. То есть разрушается личность.

– Могли бы Вы привести конкретный пример, как человек, обратившись к целителю и думая, что никакой мистики в этом нет, пострадал духовно и телесно?

– Проблема в том, что этих случаев сотни, и все они на одно лицо. У нас этот храм битком забит этими людьми. Технология тут одинакова. Человек пошел "подлечиться". Есть такой тип людей, которые все время над своим здоровьем трясутся. И пошел такой ипохондрик "подлечиться" от каких-то проблем – беспокойства, бессонницы, т.е. обычных психических нарушений, там спрашивает: "Вы колдун?" "Что вы! Какой колдун?! Я народный целитель, у меня все от Бога, вот иконочки, свечки. Сейчас я тебя подлечу народным старым способом – свечкой повожу". И над ним поводили свечкой, почитали молитовку, дали ему выпить травочку. Потом приходит человек домой, а у него там всякие стуки начинаются, полтергейсты, квартира вдруг сама собой загорается, стульчики летать начинают. Потом у него маниакально-депрессивный психозик начинается, который тихо переходит в шизофрению... Человек начинает на всех бросаться, как крокодил. И если он потом приходит в храм Божий, то начинает на исповеди священника обычно поучать (это продолжение болезни): "А Вы неправильно, батюшка, о нем говорите, он очень хороший целитель, ну вот это он чуть-чуть неправильно сделал, а все остальное было у него хорошо". И пока человек совсем лоб не расшибет – он не понимает часто. Вот что самое страшное на самом деле. А когда искренне покаялся в Церкви – все проходит. Потому что Бог гораздо сильнее, чем все эти целители, чародеи, ворожеи. Как Бог сказал устами пророка Исайи: "И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?" (Ис., 8:19).»

Наш журнал с отцом Даниилом, можно сказать, связывали особые отношения, поскольку он был настоятелем храма святого апостола Фомы на Кантемировской (в Москве). Потому, в 2007 году, мы просили его рассказать о небесном покровителе нашего журнала – в публикации «Упрямый апостол». Примечательно, что небольшой рассказ отца Даниила о «неверующем» апостоле завершается словами:

«...Неверие Фомы парадоксально, но оно лишь оттеняет веру апостола и помогает верить нам. Это неверие только подтвердило для нас факт победы Христа над смертью. Теперь мы знаем, что умираем не навсегда, что нам не надо бояться могилы. Ее хищная пасть отпустит всех узников — ведь нам обещана Богом вечная жизнь во плоти. И это не просто обещание, ведь Христос, Первенец из мертвых, уже воскрес, чтобы вывести за Собою из могилы все человечество».

Иллюстрации: с сайта "Православная книга России", из архива редакции, с сайта "Православие.Ру".

1
0
Сохранить
Поделиться: