На смерть священникаЯ знал отца Даниила, брал у него для «Фомы» интервью в 2004 году, и после иногда перезванивались. Очень во многом у нас были диаметрально противоположные позиции — и по вопросам литературного творчества христиан, и насчёт буквального толкования Шестоднева, и по поводу загробной участи неправославных, и относительно взаимоотношений науки и религии. До вчерашнего дня мне казалось, что всё это очень важно. Но смерть — и не простая, а мученическая смерть — всё ставит на свои места. Я не изменил свои взгляды по перечисленным вопросам, но теперь совершенно иначе смотрю на мотивацию отца Даниила. Это была юношеская горячность веры, а не тупая косность догматика. Со всем жаром души отец Даниил бросался отстаивать свои взгляды, потому что действительно хотел блага своим оппонентам, действительно был озабочен их спасением. Порой это выглядело смешно, порой наивно, порой вызывало отрицательные последствия — но всегда было честно и искренне. И ещё — я не помню ни одного случая, чтобы отношение к чужим взглядам он переносил на личности, на носителей этих взглядов. Сейчас мне стыдно, что за глаза я нередко посмеивался над его «отжигами» — ведь в таком отношении не было любви. А вот он людей действительно любил, непритворно.

Сейчас многие ужасаются: страшная кончина, жуткая смерть. Думаю, самому отцу Даниилу такое отношение кажется странным — это ведь была смерть воина Христова, смерть на боевом посту. Я даже не могу сказать, что мне его ужасно жаль: я уверен, что он сейчас вошёл в радость Христа. А вот ужасно жаль его вдову и дочерей. Их боль — реальна, и мы сейчас можем и должны молиться за них. Ну и задуматься о практическом вопросе. Вдова и дети получат, конечно, пенсию по утрате кормильца, но мы же все понимаем, что этого мало на что хватит. Поэтому, возможно, потребуется наша материальная помощь, и хорошо бы кто-то взялся организовать сбор средств.

А ещё — надо осмыслить случившееся по-христиански. Во-первых, своей смертью отец Даниил лишний раз засвидетельствовал, что христианская вера — это не просто совокупность взглядов, не просто дискуссии в ЖЖ, не просто исполнение каких-то ритуалов. Это — очень серьёзно и очень опасно. Мы ведь все рискуем — точнее, рискуем с того момента, когда вера становится стержнем нашей жизни. Могут убить, могут искалечить, могут травить, издеваться, притеснять. Не надо искать в моих словах конспирологии — я не про какие-то таинственные тёмные организации (ничего не могу сказать об их существовании/несуществовании). Но силы зла, бесовские силы существуют реально, и христиане — не номинальные, а настоящие — для них нестерпимы. Будут мстить, а орудием их мести, как правило, оказываются люди — либо бесноватые в полном смысле этого слова (это уже экзотика), либо просто одержимые страстями, сросшиеся со своими грехами (это чаще). Господь им это нередко попускает, и причины такого попущения вполне понятны. Думаю, сейчас нет смысла вдаваться в рассуждения о Промысле, о свободе воли, о несении креста. Важно то, что мы все, христиане, должны лишний задуматься — а что для нас наша вера? Готовы ли мы платить за неё такую цену? А ведь придётся — в той или иной степени. Те, кому мы очень сильно мешаем уже самим фактом своего существования, есть, и в ассортименте. Неслучайно сразу же после убийства в сообществе ру_антирелиджн нашлись люди, которые бурно радовались случившемуся. Люди, которые ходят с нами по одним улицам, ездят в одном с нами транспорте, возможно, улыбаются при встрече. Конечно, далеко не каждый из них возьмёт пистолет и пойдёт убивать, но они формируют в обществе климат, в котором убийства верующих становятся делом почтенным, уважаемым.

И ещё: очень легко сейчас превратить нашу скорбь по отцу Даниилу в «пятиминутку ненависти» по отношению к исламу. Ненависть — чувство, весьма далёкое от христианской веры. «Прости им, Отче» — говорит Господь о Своих распинателях, но нам, чисто по-человечески, ближе лозунг «не забудем, не простим». Что ж, человеческую природу в данном случае надо преодолевать. Это не значит, что милиция не должна искать убийцу. Это не значит, что и убийца, и заказчики преступления (а по логике вещей, заказчики были) не должны быть наказаны по закону. Но одно дело это, а совсем другое — истерические вопли по поводу каждого мусульманина (вроде вот этого). Не говоря уже о том, что «исламский след» — это хотя и наиболее вероятная, но не единственная версия, но нельзя вину одного человека, или нескольких, распространять на всех мусульман. Не в пресловутой политкорректности дело — нам незачем расшаркиваться перед исламом, никаких вероучительных компромиссов с ним у нас, христиан, быть не может! — но именно что в христианском отношении к людям.

Давайте, вместо того, чтобы устраивать «охоту на ведьм» (причём, что характерно, виртуальную), просто помолимся об убиенном рабе Божием иерее Данииле и о его близких. А с подонками разберётся Господь.

0
0
Сохранить
Поделиться: