Предки, которые меня поразили - Православный журнал «Фома»
Предки, которые меня поразили

Предки, которые меня поразили

18 мин.
iframe
Код скопирован

Мы попросили наших читателей рассказать историю из жизни  их предков, которая сильно на них повлияла и которую они считают нужным обязательно рассказать своим детям.

Юлия Меньшова, актриса, телеведущая

Так вот в чем дело!

МеньшоваМоей бабушке было 3 года, когда умерла ее мама, оставив почти сиротами троих маленьких детей. Прадед именно ради детей вскоре женился снова, но неудачно: женщина эта была недобрая, и стала детям в полной мере — мачехой. И голодали они часто, и ходили в обносках. Уже в 16 лет бабушка почти вынужденно ушла из дома и стала пробиваться в жизни сама.
Мне кажется, любые наши слова значат гораздо меньше, чем те модели поведения, которые мы демонстрируем и таким образом «внушаем» своим детям. Непривычка к ласке — естественной материнской ласке и нежности, которая должна быть у каждого ребенка, — раннее осознание, что не на кого положиться, кроме как на саму себя — вот что бабушка извлекла из своего жизненного опыта и отчасти передала своей дочери, моей маме.

А мама неизбежно — мне.

Знать линию судьбы своих предков не только интересно, но крайне важно еще и потому, что однажды ты можешь понять, почему те или иные, возможно, болезненные, искаженные, травмированные модели поведения продолжаются сейчас в тебе самом, а ты, даже не желая того, передаешь их своим детям. И осознав, сможешь изменить их.

Несколько лет назад мы, благодаря одному телепроекту, узнали подробности нашей родословной по маминой линии, и они в каком-то смысле потрясли всю нашу семью.

То, что мой прадед, Николай Алентов, был земским врачом в Великом Устюге (сегодня в краеведческом музее ему даже посвящен небольшой стенд), всем нам было хорошо известно. Он заведовал городской поликлиникой, благодаря его стараниям в городе открылась лечебница для страдающих болезнями нервной системы. И когда он умер, его хоронил весь город, потому что в прежние времена земский врач был почти членом каждой семьи, в которой он бывал.

Но выяснилось, что до прадеда-врача нам предшествуют семь поколений священников! Мы, конечно, знали, что бабушка была глубоко верующим человеком, но относили этот факт к нормам воспитания «прежних времен». Бабушка не афишировала своей веры, но была не формальна в самой сути: хотя в доме никогда не произносилось слово Бог и, конечно, никто в глаза не видел Библию, воспитывала она маму в строгой морали заповедей. Именно она еще в советские годы настояла на том, чтобы мы с мамой обязательно покрестились. Сделали мы это в большой тайне, в маленьком храме города Брянска. И куда бы я, маленькая, ни выходила из дома, я всегда знала, что бабушка стоит у порога и тихонько крестит меня…

Но настолько близкой связи с Церковью мы никак не ожидали! Семь поколений мужчин Алентовых были священнослужителями, а родной брат прадеда, Виталий Алентов, даже в советское время не оставил своего служения и был репрессирован, как и многие. Мы узнали, что со стороны Церкви даже было предложение о его канонизации.

И вот когда нам стало известно об этих семи поколениях, я вдруг поняла необъяснимое раньше для меня чувство… внутренней защиты. Ну, например, почему по юности лет я не попадала в какие-то ситуации, в которые, в общем-то, могла бы попасть. Почему они обходили меня стороной. Или почему дурных людей мне встречалось в жизни совсем немно­го. Эта уверенность в защите по молитвам предков, конечно, абсолютно недоказуема, но для меня лично в тот момент выстроился ответ на многие вопросы, и я себе сказала: «Ага, так вот в чем дело!»

 

Лавров Владимир Михайлович, главный научный сотрудник Института российской истории РАН

Про чекистов и фашистов

Лавров Владимир Михайлович,

Один из дальних моих предков — Нестор Максимович Амбодик, личный лекарь императрицы Екатерины II, получивший звание «отца русского акушерства». А прадед Александр Николаевич Лавров сначала был преподавателем реального училища в Баку, а затем уехал в Армавир и создал там одну из лучших гимназий в России.

У прадеда было шестеро детей, и для меня важны истории из жизни его сыновей, братьев моей бабушки. Сын Константин стал крупным медиком, доктором медицинских наук, во время войны был исполняющим обязанности директора Медицинского института в Ростове-на-Дону. Принципиально оставался беспартийным и просто хотел заниматься наукой, быть хорошим медиком. Так вышло, что он спас свой институт от репрессий. Когда один из сотрудников института был арестован, Константин Александрович поехал на Лубянку к следователю НКВД и лично поручился за невиновность арестованного. Следователь поверил и повлиял на освобождение. А самое главное — не потянулась цепочка арестов, хотя вполне могла бы.

Два других брата, Владимир и Михаил, были в рядах Добровольческой белой армии. Через Африку добрались до Франции. Михаил стал директором завода «Рено». Во время немецкой оккупации помог не погибнуть своим подчиненным, которых немцы подозревали в участии в сопротивлении и собирались отправить на работы в Германию. Нашел список с их фамилиями и уничтожил. Немецкий генерал докопался до этого, вызвал Михаила к себе и... сжег документы, которые свидетельствовали о его вине.

Владимир и Михаил хотели вернуться в Россию, писали об этом своим родным, но вот что ответила им сестра, моя будущая бабушка: «Обязательно приезжайте, у нас все хорошо, вам будет так же хорошо, как...» — и назвала ряд знакомых им людей, которые умерли еще до революции. Братья всё поняли и не вернулись.

Когда узнаешь об этом, понимаешь, что нельзя мерить всех одним мерилом, в том числе и чекистов, и немцев, которых мы привыкли видеть исключительно в отрицательном свете. А еще радуешься, что были в роду предки, которые помогали людям, даже подвергая себя смертельной опасности.

Борис Любимов, ректор Высшего театрального училища имени Михаила Щепкина

Порви или оставь дома

LubimovДля меня важны три случая, связанные с моим отцом. Первый произошел в самом раннем детстве, когда я еще был дошкольником. Мы жили достаточно скудно, и когда отец купил нам с сестрой по небольшому блокноту и тоненькому карандашу, это было большим событием. Папа вручил мне подарок и просил не рассказывать сестре, хотел сделать сюрприз. Но я не смог удержать эмоций, и, когда вернулась сестра, тут же все рассказал. Отец пришел в ярость оттого, что я не сдержал слово. Вспылил. Поставил меня в угол, разорвал и разломал мой подарок. И, что самое страшное, куда-то ушел. Я стоял в неведении около часа. А затем папа вернулся и… принес мне точно такой же блокнот и карандашик. Это было больше и глубже, чем «прости».

Вторая история связана с моим уходом в армию. Видимо, отцу непросто было сказать слова напутствия и благословения, поэтому он написал мне письмо и передал его мне в руки. Пока я ехал на Байконур, я постоянно вспоминал папино письмо — в котором было столько любви и заботы обо мне, столько боли за меня — и просто знал, что ничего плохого со мной не случится. В конце письма отец сделал приписку: «Или порви, или оставь дома». Естественно, я не смог порвать письмо — и до сих пор храню и берегу его как семейную реликвию.

О третьей истории я все чаще думаю в последнее время, потому что и сам приближаюсь к возрасту, в котором уходил отец. Он тяжело заболел, и было ясно, что жить ему осталось недолго. Я постоянно звонил ему, навещал. Но почему-то получалось так, что не я утешал его, а он меня, и в его словах было столько нежности и беспокойства не о себе, уходящем, а о нас, остающихся, и в частности обо мне! Хотя эти два месяца были довольно мучительными для него, его отношение к окружающим потрясало. С тех пор я постоянно вспоминаю те слова, которые он говорил мне в последние два месяца своей жизни.

 

Елена Пастернак, филолог, вдова Евгения Борисовича Пастернака

Живые письма

Елена ПастернакМы с мужем всю жизнь вели работу над изданием книг его отца, над архивными документами, биографией. Это стало основным нашим делом — и конечно, в небольшом тексте не выскажешь, как велико для меня чувство родства с Борисом Пастернаком.

Но сейчас мне хочется сказать о предках своих родителей. Мой дедушка, знаменитый философ Густав Шпет, был расстрелян в Томске 16 ноября 1937 г., когда мне едва минул год, а мы до пятидесятых годов ждали его возвращения. Так что с самого детства я сознавала, как важна для нас память о предках.

Он также был теоретиком искусства, занимался театром, дружил со Станиславским и актерами МХАТа. Его жена, моя бабушка, Мария Александровна Крестовская была известной актрисой, и мама тоже всю жизнь занималась театром, а затем и замуж вышла за актера. В детстве мы с братом постоянно играли в театр, ставили спектакли и, конечно, хотели связать с этим свою жизнь. Но мама сказала, что актером нужно быть, только если ты очень хороший и талантливый актер. А она-то знала, что такое настоящее актерское ремесло, не только из своего опыта, но и из опыта бабушки и многих знакомых ей и её отцу великих актёров.

Незадолго до смерти брат передал мне мамин архив, который у него хранился. Я увидела огромное количество писем, которые мама и папа писали друг другу, находясь на гастролях и в командировках. Увидела, сколько в этих письмах заботы и любви. Прочла дневники, которые мама писала в разное время: сначала это были переживания и чувства, а потом уже более насыщенные фактами дневниковые записи. Сохранились и бабушкины письма конца XIX века и даже прабабушкин институтский альбом середины XIX века. Прабабушка окончила Елизаветинский институт, и все приятельницы, подруги, которые там учились, писали в этот альбом разные напутствия с пожеланием будущих встреч или выражали огорчения в связи с предстоящей разлукой.

Я теперь глубоко погрузилась в историю своей семьи, которая вновь ожила перед моими глазами, и мне захотелось сделать все возможное, чтобы эти архивные записи жили и дальше... И вот я записываю, роюсь в бумагах и документах, хожу в театральный архив Бахрушина. На старости лет, когда мне, возможно, немного осталось, хочется успеть что-то сделать и для их памяти.

 

Елена Зелинская, вице-президент общероссийской общественной организации «МедиаСоюз»

Золотой якорь

Оглядываясь назад, уже взрослым человеком мысленно окидывая взглядом жизнь моих родителей — дай Бог им здоровья! — я не вижу подвигов, в жизни обычной семьи их и не бывает. Но вижу их постоянное, незаметное, светящееся в каждой мелочи самопожертвование. Вижу их упорное желание создать и сохранить большую семью. Видно, это голодное военное блокадное детство, опыт страшных потерь, раннее у обоих сиротство — все это вызывало невероятную преданность семье, друг другу, детям. Тогда мы с братом, наверное, принимали все как должное. Долгие годы я была уверена, что мама не любит куриные ножки и поэтому всегда норовит положить их в тарелку детям, себе же оставляя вкусную, как она утверждала, куриную шейку. Отец служил на флоте. Переезды. Съемные квартиры с УДОСовской мебелью в маленьких военных гарнизонах. Деньги от зарплаты до зарплаты. Очереди за продуктами. Китовое мясо.

Отец уходил в плавание надолго. Иногда на полгода. Появляясь в доме, он снимал фуражку, китель и доставал из портфеля на длинном ремне плитки шоколада.

Огромные, в белой обертке с золотым якорем, они лежали на столе стопкой, сверкая пред нами неземной роскошью. Нам позволяли брать их за хорошее поведение, по праздникам, а иногда и так, для настроения.

Только потом, спустя много лет, я догадалась, что эти плитки выдавали подводникам в пайке, к сухарям и консервам, во время шестимесячного пребывания под водой. А он не съедал, прятал в свой портфель и привозил нам.Умирать буду — не забуду. Золотой якорь.

 Юлия Шутова, редактор веб-портала «Самый Восточный» Хабаровской епархии  Русской Православной Церкви.

Столетняя икона

юлия шутоваМужа моей прабабушки Евгении Кащук расстреляли по лаконичной формулировке: «Враг народа». По ложному обвинению. Оставили семью без кормильца, с клеймом отверженных.

Молодой женщине пришлось перебраться в село в Луганской области. Она успевала все: и вести большое хозяйство, и работать, и поднимать детей, и бесконечно читать книги, и молиться.

Ближайшая школа располагалась в шести километрах от села, у дочек — Тамары и Каземиры — одна пара обуви на двоих, поэтому в школу они ходили посменно. А когда дороги от ливней совсем исчезали, матери приходилось носить их в школу на собственных плечах: «Учиться нужно обязательно!».

Свою прабабушку я видела всего несколько раз, но именно благодаря ей я впервые увидела икону. Образ Спасителя, написанный в «деревенском стиле» сельским живописцем, — благословение, которое бабушка передала моей маме, когда та уезжала жить на Дальний Восток. На Пасху этот образ, бережно обернутый рушником, всегда венчал праздничный стол, а в минуты печали я часто смотрела на него, еще не зная слова молитв, но чувствуя, что меня слышат…

Эта столетняя деревянная икона и сейчас со мной, как и память о прабабушке, стойкой и сильной женщине, вырастившей двух дочерей, оставшейся в вере в годы атеистического строя, всегда державшей спину прямо, склоняя ее только перед образами на молитве.

 

Елена Фетисова, литературный редактор газеты «Рязань православная»

Маленькая особенность

Елена ФетисоваВ детстве мы с сестрой часто гостили у бабушки, вместе с которой жил тогда и папин младший брат — мой родной дядя и крестный. Помню, что дядю отличал ряд удивительных особенностей.

Во-первых, дядя был силач — запросто мог двумя пальцами выполнять работу клещей, орехокола и едва ли не любого другого инструмента. Комната его была полна разной формы эспандеров и гирь. А еще в ней было много вымпелов с портретами Высоцкого, кубики Рубика и техника всех мастей: дядя был «скорой помощью» для сломанных кассетных магнитофонов, телефонов, телевизоров и прочих сложных устройств, которые несли к нему соседи и друзья.
Еще одной особенностью дяди была его манера говорить. Я замечала, что отдельные слова он произносил как бы с улыбкой и небольшой паузой. Впрочем, в детстве меня это интересовало меньше, чем гантели и умение возвращать к жизни поломанную технику...

Только спустя годы я узнала, что в детстве дяде диагностировали ДЦП. Гарантировали необучаемость, неумение говорить, обещали безнадежную инвалидность, возможно — почти полную обез­движенность. А бабушка была педагогом дошкольного образования. Она делала с младшим сыном гимнастику, обращалась к коллегам-логопедам и медработникам в детском саду... Никаких техник реабилитации тогда нельзя было найти в  Интернете. Но бабушке удалось сделать так, что «безнадежный» ребенок удивил врачей, а потом стал обычным взрослым дядей. С образованием и постоянной работой. Разве что необычно сильным.

Бабушка открыла мне этот секрет, когда объяс­няла, как важно заниматься ребенком в раннем возрасте, и когда у моего сына обнаружились небольшие неврологические проблемы, вскоре благополучно разрешившиеся. Ее знания мне очень помогли, а эту историю хочется снова и снова рассказывать мамам, будущим и настоящим.

Тарсеева Алиса, студентка Литературного института им. А. М. Горького

Четки бабушки Груши

ТарсееваМоя прабабушка Агриппина Николаевна осталась вдовой в 25 лет. Шла Великая Отечественная война, муж пропал без вести на фронте, и молодой вдове ничего не оставалось, как спрятать русую косу под черный платок и мужественно в одиночку воспитывать троих сыновей — Витю, Гену и Толю.

Воспитывала строго, не баловала. Мальчишки помогали матери по хозяйству — вместе с ней держали пасеку, разводили скот. Замуж бабушка Груша больше не вышла, а стала вести монашеский образ жизни в миру. Каждую ночь клала земные поклоны за детей. Огрубевшими пальцами перебирала четки, перечисляя их имена.

Через несколько лет выросшие сыновья разъехались по разным городам России. Агриппина жила с сыном Виктором и внуком Сашей. По ночам молилась на коленях в своей комнате, а 18-летний Саша стоял у двери и внимательно наблюдал за ней, пытаясь разобрать непонятные слова. Через 20 лет Саша стал священником и отцом большого семейства.

Когда отец Александр пришел соборовать тяжело болевшую бабушку, она взяла внука за руку: «Пока четвертого не родите, не умру». И действительно, бабушка Груша умерла, когда родился четвертый ребенок, мой брат Иоанн. А за ним появились на свет еще трое детей. Ее правнук Анатолий закончил Духовную  семинарию, и теперь готовится к рукоположению.

Я до сих пор люблю рассматривать черно-белую фотографию молодой прабабушки с ее строгим и мудрым взглядом, ее черный потертый молитвослов с пожелтевшими страницами, перебирать плетеные четки на сто узлов и про себя повторять: «Спасибо за твои молитвы, бабушка».

 

Денис Ахалашвили, ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева монастыря (г. Боровск, Калужская область)

Тепло любимых рук

 АхалашвилиУ меня есть свитер из серой овечьей шерсти: ему уже очень много лет, но каждую зиму я его почти не снимаю. Везде: на работе, на встрече с друзьями, на ужине при свечах и на круглом столе у губернатора – свитер выглядит стильно и уместно. Но в мире модных вещей он стоит дороже любого бренда. В нем хранится тепло рук моих любимых бабушек – грузинской бабушки Тамары и русской бабушки Кати. Бабушка Тамара спряла пряжу, уложила в посылку и отправила в Россию бабушке Кате, которая и связала свитер.

Как же они меня любили – мои бабушки! Для бабушки Тамары я был любимым первенцем, которому они с дедом завещали свой большой и уютный дом с двором, увитым виноградными лозами, подвалами, заставленными темными бочками с вином, увешанными связками красного перца, базилика и чучхелы, с рядами полок с соленьями, сулугуни, аджикой, вареньем из грецких орехов и лепестков роз, и большой террасой, открывающей виды на сады и горы.

Я не знаю, во сколько бабушка вставала, но когда все остальные просыпались, стол со свежеприготовленной едой уже был накрыт. И ложилась она позже всех. Никогда не жаловалась, всем была довольна и, сколько себя помню, всегда работала. Бабушка ни слова не знала по-русски, а я по-грузински, но это нисколько не мешало нам общаться. Она усаживала меня напротив, смотрела, гладила по голове и приговаривала: «Руссули чемо мдзео», – что означало: «Мое русское солнышко». Глядя на нас, дед Миша смеялся и качал головой. Он считал, что бабушка меня балует, а сам украдкой давал мне сладости и деньги.

Моя русская бабушка Катя управляла домом, в котором я рос, как дирижер большим оркестром – виртуозно и величественно. Когда наша сестра Катя познакомилась с творчеством братьев Гримм и поняла, что не может питаться обычной едой, а только королевской, бабушка и бровью не повела. Уже через час счастливая внучка ела шоколадный суп, сделанный из полезного какао, королевское мясо, отбитое с помощью специального королевского молоточка, и волшебные сладкие пельмени – вареники со смородиной. Также происходило и с нашими с братом просьбами о пироге из сказочных яблок или настоящем колобке.

Когда мне купили надувную лодку и я решил, как Робинзон Крузо, спать только в ней, бабушка не стала спорить. Только сказала, чтобы я взял два одеяла, потому что одно, по правилам путешественников, нужно уложить на дно лодки, а вторым укрываться – и тогда никакие бури и штормы будут не страшны. Она всегда давала нам бутерброды в кругосветные путешествия и не отпускала на войну без чистых носовых платков! До сих пор помню ее маленькие, сухие, узловатые руки, которые столько сделали для меня…

Сегодня мы, благодаря средствам массовой информации, знаем, что герои – это некие исключительные персонажи, ежеминутно совершающие мыслимые и немыслимые подвиги. Но православие знает и другой героизм – тихий, смиренный, кроткий подвиг жить ради других, забывая себя и на деле исполняя главный христианский закон жизни – закон Любви.

 

Кизим Антон, учитель истории г. Москва

Семейное предание

Антон КизимНаша семья хранит историю, которую я называю семейной легендой или преданием.

Согласно этому преданию, мой прапрадед Тимофей был казаком, воевавшим на стороне большевиков. По окончании Гражданской войны стал вести свое хозяйство, и успешно: предание утверждает, что он приобрел трактор. А во время коллективизации прапрадеда пришли раскулачивать. Если верить легенде, он застрелил пришедших и бросился в бега.

Семью прапрадеда сослали в Архангельскую область (слава Богу, не сделали что-то похуже). Там, на севере, его маленький внук Петя сильно заболел и был обречен на смерть. Но в этот момент каким-то чудом прапрадед нашел своих родственников, забрал внука и увез на юг. А когда Петя окреп и подрос, вернул его семье и – снова исчез. Теперь навсегда. Возвращенный к жизни Петя – мой дед, отец моего отца.

Что-то в этой истории известно достоверно, что-то нет, но много лет она передается из поколения в поколение. Я не знаю, должен ли я верить в это предание, но возможно, я живу только благодаря тому самому чуду. Слава Богу за всё!

 

Анна Иванова, журналист г. Москва

Лицо-изнанка

Анна ИвановаКогда бабушка Аня умерла, мне было всего восемь лет. Что осталось в короткой детской памяти? Старый бумажный пакет с фотографиями, где она такая молодая и хрупкая, диплом о высшем образовании, автобиография, написанная быстрым, иногда неразборчивым учительским почерком. Иванова Анна Александровна. Родилась в селе (неразборчиво) Омской области… поступила в Свердловский Государственный университет… физико-математический факультет… закончила в 1941 году. Всю войну проработала в геолого-разведывательной партии… Однажды во время войны провалилась в ледяное болото по пояс, и спаслась чудом... После войны всю жизнь проработала учителем математики в Кисловодске... Вот все, что осталось у меня от бабушки. Или не все?

Недавно я решила связать сыну теплый свитер. Правда, спицы не брала в руки с тех самых пор, когда бабушка показывала мне, как набирать петли – поэтому всегда считала, что не умею вязать. И странное дело: я вдруг обнаружила, что руки сами собой набирают петли и провязывают их! Лицо-изнанка, лицо-изнанка… Руки вспомнили бабушкины уроки и заработали сами собой. Я думаю, так же помнит и душа.

Я помню немногое – лишь отдельные картинки, запахи, впечатления. Аромат яблок белый налив, запах старых книг, тепло ее руки – то, что теперь ассоциируется у меня с домашним уютом, безграничной любовью, чувством защищенности и покоя. Но все, что успела дать мне бабушка за тот совсем недолгий срок, что мы были вместе, спасало меня в моменты, когда, казалось, мрак сгущался так, что нечем дышать. Ведь даже смутное воспоминание о каком-то темном здании с удивительным запахом – который спустя много лет я узнаю в храме и пойму, что бабушка водила меня в церковь – это тоже от нее.

Бабушка никогда не повышала голоса. Когда у старшего брата были экзамены, она специально приехала из Кисловодска к нам в Москву и занималась с ним алгеброй и физикой. Мама до сих пор вспоминает, как бабушка раз за разом терпеливо и спокойно объясняла внуку одно и то же, одно и то же… «У меня бы терпения не хватило», – удивлялась мама.

Мои дети знают бабушку Аню. Мы с ними ездили в Кисловодск, каждый день гуляли в парке, бродили по улицам, и я рассказывала им о своей бабушке. Я хочу передать им память души и все то тепло и любовь, которые когда-то передала мне бабушка. Все, что мы получаем в детстве, остается с нами навсегда, и возможно, в какой-то критический момент мои дети вспомнят парк, солнце, тенистую дорожку, мой голос, бабушку Аню, храм, в который я теперь их вожу. И возможно, это станет той ниточкой, которая удержит их в трудные моменты и поможет идти дальше.

Подготовили Анна Ефимкина и Дарья Баринова

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (25 голосов, средняя: 4,96 из 5)
Загрузка...
21 декабря 2015
Поделиться:

  • Мойша
    Мойша8 лет назадОтветить

    Мой отец Владимир был одним из самых молодых участников ВОВ. Рассказывать особо не любил, а если и говорил, то после некоторого принятия "на грудь". В день объявления войны пошел смотреть еще старый фильм "Приключения Буратино" - ну ребенок ведь еще, вчерашний школьник. Потом вызвали в райком комсомола - спросили "хочешь родину защищать?" - наверное у них был спущен план по набору таких безусых мальчишек. Вы представляете, что было бы с ним, если бы ответил отрицательно? Не буду говорить, что с ними там дальше было. По официальной статистике из этих дивизий народного ополчения остались в живых 3%. Когда я его спрашивал - "папа, а ты убивал кого-нибудь?", он говорил "ну что я живодер что-ли?". Когда они попали в котел под Ельней, немец не стал ничего с ним делать - дал нести ему пулеметную ленту и говорил "не добрый Сталин, не добрый - таких маленьких на войну посылает", потому что он весил тогда 47 кг. А потом немецкий доктор еще и лечил его. Возможно, конечно, что его спасло то, что он знал прилично немецкий язык - в школе хорошо учился.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь