
Священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Ко дню семьи, любви и верности
Удар из засады — расплата за нашу неосторожность. Мы знаем противника, видим положение враждебных сил, — а он внезапно наносит удар в неожиданном месте, которое, как нам казалось, не требует внимания... Внезапно ли? И разве не надо аккуратно разведать обстановку, чтобы избежать поражения даже в таких добрых и радостных делах, как любовь, семья и верность, которым посвящен нынешний праздник?
Враждебные силы известны всем культурным народам планеты с незапамятных времен. Разрушить наши общие нравственные ценности, растоптать наше духовное наследие, уничтожить святыню брака, супружескую и родительскую любовь, верность семье, обществу, нации, — сегодня на эту угрозу обращено всеобщее внимание и широким фронтом принимаются меры защиты.
Жаль, конечно, что народы западных стран, еще недавно христианские, — а за ними кое-кто из наших сограждан, — культуру свою утратили. Однако и у нас, и на Западе, день за днем растут ряды её сторонников и защитников. Ведь и нынешний государственный праздник был учрежден совсем недавно, ради той же цели.
Мы приветствуем общий широкий фронт обороны нравственных ценностей; однако он не прикрывает от удара из засады тех, кто больше всего нуждается в защите.
* * *
Кто же это? — Влюбленные обоего пола, женихи и невесты, мужья и жены, отцы и матери, те, что остаются верными Христу — или обретают христианскую веру — и получают от Него полную чашу радости и счастья в супружеской и родительской любви. Вот уже две тысячи лет они слушают в храмах, читают и повторяют наизусть слова Священного Писания Нового Завета: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих... Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и отдал Себя за нас» — и многое-многое другое, из чего составлено стройное здание христианской жизни и мысли.
Казалось бы, откуда угроза, где может быть засада? Самое время вспомнить знаменитые строчки Бориса Пастернака:
«Какое, милые, у нас
тысячелетье на дворе?...»
Третье тысячелетие по Рождестве Христовом не позволяет о себе забыть. И если мы сегодня ездим на поезде и летаем на самолете, готовим еду в микроволновой печи, слушаем радио, смотрим телевизор, программируем компьютер и держим в кармане телефон, то и религиозная наша жизнь с необходимостью следует тем же курсом. А курс этот не всегда безопасный и не всегда благоприятный.
Бог остается Богом, человек — человеком, любовь — любовью; так же и Христова вера остается той же самой. Неизменно содержание, но способ передачи определяется эпохой. Как непохож экспресс «Сапсан» на кибитку времен Пушкина, так же и путь Его слова к человеку стал с тех времен совсем иным.
* * *
Книга — и прежде всего Св. Писание — вошла в среду нашего народа всего лишь в позапрошлом столетии. Затем последовали новые и новые шаги христианского просвещения, прерванные революцией, но возобновленные в недавнее время: перевод и публикация святоотеческих трудов, проповедей, комментариев, исторических исследований и др. И сегодня безбрежное море христианского духовного наследия плещет прямо на экран вашего сотового телефона. Одно движение пальца — и раскрываются глубины и горизонты, еще вчера открытые лишь очень опытному глазу.
— Прекрасно, — скажут нам, — Пусть они раскрываются для всех без исключения! — Так-то оно так, но картина поневоле напоминает аптекаря, который вынес на улицу свой целебный товар и раскрыл все коробочки для всех желающих без исключения...
Здание христианской жизни и мысли имеет далеко не простую архитектуру; изучают ее в семинариях и университетах долго и основательно, по двум направлениям, богословскому и церковно-историческому. Но многим нынче не до учебы: они шарят по Интернету, выхватывают нечто «актуальное» и «сенсационное», тиражируют по соцсетям. И в результате вместо стройного здания неопытному читателю открывается бесформенная груда религиозных полуфабрикатов и стройматериалов, текстов и цитат вперемешку с отсебятиной не вполне христианского — а то и вовсе не христианского — содержания.
Итак, наши добрые, внимательные юноши и девушки, женихи и невесты, мужья и жены, незнакомые с богословским, социальным, историческим и нравственным контекстом, послушно глотают такие, например, многозначительные формулировки: «Взойди на высоту и увидишь, что все земное низко и ничтожно... Такой способ рождения служит нашей низкой природе... Земные блага не допускают нас возлюбить Бога... Если у тебя хорошее вино, то влей в него кислого... Если подушка под головою у тебя мягка, положи под голову камень» и т.д.
Смотрите, вот она, засада! Кто же из добрых людей не захочет взойти на высоту, к Небу, прочь от низкой природы? Оказывается, для этого много не надо: всего лишь устранить, испортить, извратить «всё земное»! И затухает дружба, остывают горячие чувства, отменяются свадьбы, рушатся браки, гибнут семьи, дети остаются сиротами при живых родителях, а те, стремясь поскорей «взойти на высоту», уходят во внебрачные половые связи, в алкоголизм и наркоманию, в психические болезни, в тоталитарные секты и еще дальше, уже навсегда.
* * *
Осталась самая малость: как не угодить в засаду, а если что — как избежать потерь при нападении. Для этого оттолкнем отсебятину, отложим в сторону полуфабрикаты, закроем рассыпанные в беспорядке коробочки и вернемся ко Христу. Лично к Нему, к тому строю жизни и мысли, который создается православным вероучением.
И тотчас же вся сокровищница знаний станет нам послушной помощницей. Убедимся в том, что Бог пришел на эту землю, стал Человеком, принял смерть и воскрес из мертвых — чтобы мы, люди, мужья и жёны, родители и дети, граждане своего Отечества, могли пройти земной путь к Небу вслед за Ним.
Убедимся, что Он создал брак и подарил нам супружескую любовь — чтобы мы не пытались украсть её из брака, но любовью строили свою Малую Церковь — семью, создавали себе подобных, плодились и наполняли землю.
Убедимся, что Он открывает нам путь земных благ — чтобы мы, наперекор обманам и ударам, с благодарностью и щедростью шли по земле к высшим благам, небесным и вечным: любовь возводит человека от земли к Небу, потому что Бог есть любовь, а любить — это отдавать себя другому.
