В картинах Альберта Солтанова нечасто увидишь беззаботность солнечного дня. «Ясная погода — когда все хорошо, понятно, спокойно. А в пасмурной, ненастной — намек на возможность какого-то действия, томящее предчувствие чего-то, напряжение, ощущение тревоги, знакомой и нам, и людям, которые жили задолго до нас. В итоге словно раздвигаются границы времени, и мы понимаем, что все, что случилось — с нашими дедами, с их прадедами, со всей страной и миром, — было совсем недавно», — говорит художник.
Как и положено мастеру, окончившему Суриковский институт, Альберт Солтанов может работать в разных жанрах: у него есть пейзажи, портреты, натюрморты, исторические картины... Однако именно пейзаж является одним из его любимых жанров. «Он позволяет обобщить, спрессовать, сконцентрировать обрывки сиюминутных впечатлений, далекие воспоминания и надежды о грядущем», — объясняет Солтанов.
В своих пейзажах художник стремится не просто перенести на холст впечатления от увиденного в окружающей жизни, его работы — не иллюстрация действительности, а философское ее осмысление. Солтанов восхищается красотой Божьего мира, одновременно показывая, как хрупка и непрочна вещная, создаваемая человеком реальность.
Программной работой Солтанова можно назвать картину «Лодка». Перед нами — остов лодки, которая когда-то казалась людям прочной, надежной, необходимой, а сейчас она разрушается на фоне бесконечно текущей, неизменной Волги. На то, что когда-то служило человеку, по-хозяйски уселась чайка — как олицетворение природы, в которой нет места нашим человеческим, повседневным заботам, таким важным на первый взгляд, а на деле оказывающимся бессмысленными и бесполезными. Вспоминается изречение из Экклезиаста: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Екк 1:3–4). Так характерная для волжских берегов картина — брошенная лодка — в переосмыслении художника становится притчей. «Показывая вещи, — говорит Альберт, — которые еще недавно казались столь необходимыми человеку, а сейчас потерявшие свое значение, ставшие ненужной частью окружающего, я пытаюсь передать, что все, с нами здесь происходящее — преходяще и мимолетно. И вместо того, чтобы продолжать цепляться за эти обломки, нужно лишь немного перевести взгляд…»
Луна. холст, масло. 2002 г.
Альберт Солтанов родился на Волге, отсюда и его умение видеть природу, подмечать в ней главное. Он часто обращается к теме реки, пишет волжские просторы, места, знакомые с детства. Но впечатления детства — это не только величественная природа, но и медленно, почти незаметно исчезающая деревня. Взрослея, он видел, как все больше домов пустели, и в конце концов от ее шумного многоголосия совсем ничего не осталось. «Исчезнувшая цивилизация», — говорит Солтанов. Наверное, отсюда и проистекает осознание художником хрупкости всего созданного человеком.
Волга. холст, масло. 2002 г.
Именно благодаря своим деревенским бабушкам Альберт Солтанов сделал свои первые шаги к вере. «Я крестился, когда мне было тринадцать лет, — рассказывает он. — Не могу сказать, что тогда я почувствовал всю важность случившегося. Но благодаря глубоко верующим двоюродным бабушкам (одна из них стала моей крестной), все происходящее в церкви не стало для меня чем-то необычным. Ведь для них вера была повседневной, жизненно необходимой. Она была единственным, что у них оставалось после всевозможных утрат и лишений, на которые так богата наша недавняя история. Для них не было подвигом каждое воскресение идти из деревни двенадцать километров пешком до электрички, чтобы на ней добраться в Казань на службу. Ближе тогда храмов не было, а ведь предстоял и обратный путь. И именно усилиями таких вот бабушек сохранилась через десятилетия безбожия хоть какая-то преемственность, была протянута связующая ниточка к нам, которым еще только предстояло встать на путь неофитства, чтобы мы не воспринимали веру как анахронизм, как предание седой древности, а чувствовали ее живой и нужной каждую минуту нашего пребывания здесь».
Рыбаки. холст, масло. 2002 г.
Ростов Великий. Площадь. холст, масло. 2001 г.
Ночь. Пейзаж с луной. холст, масло. 1996 г.
Две семьи. холст, масло. 2007 г.
Красные крыши. холст, масло. 2006 г.