В воскресенье 8 июня мы отмечаем день рождения Церкви. Этот праздник называется Пятидесятница, поскольку Святой Дух сошел на апостолов на 50-й день после Воскресения Христова. В народе этот праздник называется Днем Святой Троицы.

В воскресный день 8 июня Церковь чтит апостолов от 70-ти Карпа и Алфея, мучеников Аверкия, Елену и Георгия Нового, преподобного Иоанна Психаúта и празднует обрéтение мощей преподобного Макария Калязинского.

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 8 июня.


Воскресенье, 8 июня 2025 года, день Святой Троицы, Пятидесятница

Смыслом праздника Святой Троицы является воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и рождение в этот день Церкви Христовой.

Тогда ученики Спасителя вернулись в Иерусалим после Вознесения Господа. Прошло десять дней, и Богородица с апостолами собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы, вспоминая, как на пятидесятый день после бегства из египетского рабства Бог даровал израильскому народу 10 заповедей и прочие постановления, которые впоследствии стали называться законом.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин, 14:16–17).

Необычный шум собрал толпу пришедших на праздник, среди которых были не только жители Иудеи, но и евреи из других стран диаспоры, приехавшие на праздник. И когда они услышали апостолов, говорящих на разных языках, то все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян. 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали и крестились (Деян 2:41).

Так родилась Церковь Христова, объединяющая разные народы. С этого дня Дух Святой пребывает в Церкви, наполняя Ее благодатью Божией.  

Особенности православного богослужения

Богослужение Пятидесятницы совершается с особой торжественностью.

Пение стихир на всенощном бдении начинается с текста, раскрывающего суть праздника:

Пятидесятницу празднуем, / и Духа пришествие, / и предложение обещания, / и надежды исполнение, / и таинство елико, / яко велико же и честно. / Темже вопием Ти: // Содетелю всех, Господи, слава Тебе.

Перевод: Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и срок осуществления обещания, и надежды исполнение. И какое таинство! / Сколь великое и досточтимое! Потому мы взываем Тебе: «Создатель всего, Господи, слава Тебе!».

Читать полностью

После малого входа на вечерне читаются паремии, раскрывающие действие Святого Духа. Первая — из книги Числа (11:16–17, 24–29) — повествует о сошествии Духа Божия на старейшин народа Израиля: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (с Моисеем), и взял от Духа, Который был на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. Вторая — из пророчества Иоиля (2:23-32) — предвещает излияние Духа на всё человечество: И излию от Духа Моего на всякую плоть. Третья — из книги пророка Иезекииля (36:24–28) — говорит об обновлении человеческой природы: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

На утрене праздника во время полиелея звучит величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси божественным учеником Твоим». Это обращение, в котором упоминаются все три Лица Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух, направлено ко Христу и подчеркивает Его активную роль в послании Духа Святого в мир. Величание восходит к словам самого Спасителя из Евангелия: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15:26).

«Воскресение Христово видевше», которое обычно поется на воскресном всенощном бдении после чтения Евангелия, в этот день опускается, как и возглашение «Свят Господь Бог наш».

На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется песнопение «Царю Небесный». Причем во время службы оно звучит не один, а несколько раз. С этого дня и в течение всего года с этой молитвы начинаются все богослужения и домашние правила.

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

В конце утрени и на литургии звучит отпуст:

«Иже в видении огненных язык с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Утром 8 июня на литургии, как и в другие Господские двунадесятые праздники, вместо «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа» поются праздничные антифоны.

Во время малого входа диакон возглашает входной стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».

Вместо Трисвятого звучит «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Перед чтением Деяний святых апостолов звучит прокимен, глас 8:  «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их», затем стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь».

Задостойник (песнопение в честь Божией Матери, которое исполняется в праздничные дни вместо привычного «Достойно есть») открывается припевом: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».

Затем звучит молитва ко Пресвятой Богородице:

«Радуйся, Царице, / Матеродевственная Славо, / всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста/витийствовати не могут, / Тебе пети достойно, / изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. / Темже Тя согласно славим».

Перевод: Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; / потому мы Тебя согласно славим.

После литургии царские врата закрываются, совершаются 9-й час и великая вечерня, поэтому воскресное богослужение продолжается дольше обычного.

Великой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого не совершали земные поклоны. Во время этой службы читаются молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших. Они еще называются коленопреклоненными, поскольку священник и все верующие в храме впервые после Пасхи встают на колени.  

Свернуть
Праздник Святой Троицы, Пятидесятница, воскресенье, 8 июня 2025 года: что будет в храме?
Икона после реставрации. Фото: st-sergius.info

Тропарь на День Святой Троицы, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш,/  Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную,//  Человеколюбче, слава Тебе.

Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак на День Святой Троицы, глас 8

Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний:/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Праздник Пятидесятница не имеет предпразднства. Неделя после 8 июня называется Троицкой, она сплошная — отменяется пост в среду и пятницу. Отдание праздника Пятидесятницы совершается 14 июня.


Традиции праздника

В Церкви существует обычай украшать храмы в день Пятидесятницы ветками берез, а полы устилать травой. Понимать его как «пережиток язычества» неверно — у обычая есть несколько объяснений. Во-первых, зеленые листья берез напоминают о Мамврийском дубе, под которым Господь в виде трех ангелов явился Аврааму. Во-вторых, в Ветхом Завете сказано, что Моисей получил 10 заповедей весной, когда вся Синайская гора покрыта цветущими деревьями. В-третьих, в конце мая — начале июня все в природе обновляется, зелень особенно свежая и красивая. Украшая храмы, мы настраиваемся на благодарственную молитву, вспоминая, что всю красоту мира Господь сотворил для нас.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 7, стихи 37–52, глава 8, стих 12

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение:

Деяния святых апостолов, глава 2, стихи 1–11

Комментирует священник Антоний Борисов


День памяти святых

Апостолы от 70-ти Карп и Алфей, а также дети апостола Алфея, мученики Аверкий и Елена (I)

Слушайте рассказ о бесстрашных проповедниках христианства на радио «Вера».

Преподобный Иоанн Психаит, исповедник (IX)

Святого знали как целителя неизлечимых болезней, однако это не помешало иконоборцам отправить преподобного Иоанна в ссылку. Краткое житие исповедника слушайте на радио «Вера».

Мученик Георгий Новый (1515)

Праздник Святой Троицы, Пятидесятница, воскресенье, 8 июня 2025 года: что будет в храме?

Житие христианина, терпевшего пытки за отказ перейти в ислам, слушайте на радио «Вера».

Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521)

Праздник Святой Троицы, Пятидесятница, воскресенье, 8 июня 2025 года: что будет в храме?

Нетленные мощи святого обнаружили, когда начали строить новый каменный храм. Рассказ о подвижнике слушайте на радио «Вера».


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
30
Сохранить
Поделиться: