
Вопрос читателя:
Батюшка, здравствуйте! У всех православных праздников есть какие-то свои традиции, некоторые из них понятны, а некоторые кажутся суевериями. Например, меня смущает традиция украшения храм березами и травой. Разве это не язычество?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Каждый церковный праздник обрастает со временем определенными традициями. Часть из них становятся теми или иными церковными обычаями. Другая — народными суевериями, не имеющими ничего общего с учением Церкви.
Праздник Троицы — не исключение. Существует масса народных примет и обычаев, связанных с Троицей — что можно и нельзя делать на Троицу. Большая часть из них — это чистой воды суеверие, не имеющие никакого отношения к православной вере.
Церковь говорит нам, что Троица, она же Пятидесятница — это один из важнейших праздников в церковном году. Пятидесятница считается днем рождения Церкви, так как именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух и начался их путь проповеди христианства в мире.
Помимо суеверий, существует несколько церковных обычаев этого праздника — украшение храмов березами и зеленью и посещение кладбища накануне праздника Троицы — в Троицкую Родительскую субботу.
Традиция украшения березами имеет несколько объяснений. Если посмотреть внимательно на икону Троицы, то можно увидеть дерево. Это дуб из дубравы Мамвра, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Именно этот момент изображен на иконах Троицы. Считается, что березовые ветви и зелень должны нам напоминать об этой дубраве.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, посвященный обретению иудеями Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весеннего цветения, и вся Синайская гора была усыпана цветущими растениями. Возможно, именно отсюда еще в Ветхом Завете появился обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Если на иконе Троицы дуб из дубравы Мамвра, почему тогда ветви не дуба, а берёзы?
Это уже просто красивая традиция. Мне, например, очень даже нравится.
Разницу между традицией и язычеством понимаете?
Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец! Вспомните кто сказал! А Вера без земных дел мертва.Не знаю как ваша,а наша Православная Церковь соткана из великих символов и обрядов за которыми Дух Божий. Предания Церкви - это огромный опыт духовный святых людей, которые делятся им,чтобы следующим поколениям было легче ориентироваться в духовной жизни. Отвергать его великая слепота! Только от неопытности и гордыни человек думает ,что может прожить безгрешно ,просто соблюдая Слово Божие. Помоги вам Господи прозреть!
Да Бог не живет в рукотворных храмах и никогда не жил. Но православные и не утверждают, что только в храмах Он живет. Однако он обитает среди тех, кто собирается во имя Его. И отчего это не может быть храм? Бог и про Соломонов храм сказал: небо престол Мой... (Деян.7:47-49). Но вместе с тем Христос, изгоняя торговцев из храма, называет его домом Божьим. И апостолы продолжали приходить в храм ради молитвы и служения Богу. См. Деян. 2:46, 3:1, 5:21, 21:26, 22:17... Хотя, это уже после разорванной завесы, трехдневного созидания Храма Его Тела. И если Его храма больше нет, то что апостол Павел называет Храмом Божьим, когда говорит про атихриста,что тот сядет в храме Божьем (2Фес.2:4)?
Арина, проблема не в предании. Сам Павел печется о предании, которое он передал ученикам. См. 2Фес.2:15, 3:6, 1Кор.11:2. Проблема в том, чтобы оно не затмевало Христа. Нам традиция украшения первой зеленью места нашего собрания для молитвы и Вечери Господней в день Пятидесятницы не затмевпет ни Его искупительной жертвы, ни Евангелия. Кстати, почему вы по слову апостола против того, чтоб мы ради Господа этот день праздновали? Ведь Павел говорит прямо: "Кто различает дни, для Господа различает... А ты кто, осуждающий чужого раба?"
Какое языческое происхождение!
Ложное свидетельство... Украшение места молитвы в этот день происходит
из иудаизма. Это Шавуот, праздник недель, первого урожая и день дарования Торы. До сих по евреи в этот день украшают синагоги зеленью. В Израиле в это время уже поспели первые плоды. Их несли в Его дом и синагоги: виноград, ячмень, пшеницу, гранаты... В странах с другим климатом иудеи и христиане не могли нести плодов, но из благодарности Богу и в память о даровании Им заповедей, о благословении в урожае и главное - о сошествии Духа Святого на Его Матерь и апостолов, праздновали этот день и украшали места, где собирались во Имя Его.
Вера от слышания ,а слышание от слова Божьего (Римлянам10:17), не от человеческих преданий
Мы должны соблюдать и знать слово Божье , а не то что важно человеку , есть вера Божья , и есть вера бесовская , обрядами и сеувериями не спасется душа человека
Суеверие! Язычество!Церковь как написано в Библии -это собрание верующих во Христа людей, верующие люди -это церковь , и не важно для Бога есть там березки или нет , важное это люди , их спасение через жертву Христа , покаяние людей.Бог не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих (Деяние 17:24,25)
Для Бога -- неважно. А для человека, который стремится так построить свою жизнь, чтобы спастись, важны и внешние вещи. Вообще: внешние вещи и знаки могут значить очень и очень много. Красный свет светофора или плакат на столбе "Не влезай, убьёт" -- это жизненно важно. Также и тут. Ну и совершенно игнорируется значение Евхаристии, которая совершается в храмах. Это уже очевидно Новозаветная, необходимая и никак не внешняя сердцевина христианской жизни.