Вопрос читателя:
Батюшка, здравствуйте! У всех православных праздников есть какие-то свои традиции, некоторые из них понятны, а некоторые кажутся суевериями. Например, меня смущает традиция украшения храм березами и травой. Разве это не язычество?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Каждый церковный праздник обрастает со временем определенными традициями. Часть из них становятся теми или иными церковными обычаями. Другая – народными суевериями, не имеющими ничего общего с учением Церкви.
Праздник Троицы – не исключение. Существует масса народных примет и обычаев, связанных с Троицей - что можно и нельзя делать на Троицу. Большая часть из них - это чистой воды суеверие, не имеющие никакого отношения к православной вере.
Церковь говорит нам, что Троица, она же Пятидесятница - это один из важнейших праздников в церковном году. Пятидесятница считается днем рождения Церкви, так как именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух и начался их путь проповеди христианства в мире.
Помимо суеверий, существует несколько церковных обычаев этого праздника - украшение храмов березами и зеленью и посещение кладбища накануне праздника Троицы – в Троицкую Родительскую субботу.
Традиция украшения березами имеет несколько объяснений. Если посмотреть внимательно на икону Троицы, то можно увидеть дерево. Это дуб из дубравы Мамвра, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Именно этот момент изображен на иконах Троицы. Считается, что березовые ветви и зелень должны нам напоминать об этой дубраве.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, посвященный обретению иудеями Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весеннего цветения, и вся Синайская гора была усыпана цветущими растениями. Возможно, именно отсюда еще в Ветхом Завете появился обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»
Если на иконе Троицы дуб из дубравы Мамвра, почему тогда ветви не дуба, а берёзы?
Это уже просто красивая традиция. Мне, например, очень даже нравится.
Разницу между традицией и язычеством понимаете?
Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец! Вспомните кто сказал! А Вера без земных дел мертва.Не знаю как ваша,а наша Православная Церковь соткана из великих символов и обрядов за которыми Дух Божий. Предания Церкви - это огромный опыт духовный святых людей, которые делятся им,чтобы следующим поколениям было легче ориентироваться в духовной жизни. Отвергать его великая слепота! Только от неопытности и гордыни человек думает ,что может прожить безгрешно ,просто соблюдая Слово Божие. Помоги вам Господи прозреть!
Да Бог не живет в рукотворных храмах и никогда не жил. Но православные и не утверждают, что только в храмах Он живет. Однако он обитает среди тех, кто собирается во имя Его. И отчего это не может быть храм? Бог и про Соломонов храм сказал: небо престол Мой... (Деян.7:47-49). Но вместе с тем Христос, изгоняя торговцев из храма, называет его домом Божьим. И апостолы продолжали приходить в храм ради молитвы и служения Богу. См. Деян. 2:46, 3:1, 5:21, 21:26, 22:17... Хотя, это уже после разорванной завесы, трехдневного созидания Храма Его Тела. И если Его храма больше нет, то что апостол Павел называет Храмом Божьим, когда говорит про атихриста,что тот сядет в храме Божьем (2Фес.2:4)?
Арина, проблема не в предании. Сам Павел печется о предании, которое он передал ученикам. См. 2Фес.2:15, 3:6, 1Кор.11:2. Проблема в том, чтобы оно не затмевало Христа. Нам традиция украшения первой зеленью места нашего собрания для молитвы и Вечери Господней в день Пятидесятницы не затмевпет ни Его искупительной жертвы, ни Евангелия. Кстати, почему вы по слову апостола против того, чтоб мы ради Господа этот день праздновали? Ведь Павел говорит прямо: "Кто различает дни, для Господа различает... А ты кто, осуждающий чужого раба?"
Какое языческое происхождение!
Ложное свидетельство... Украшение места молитвы в этот день происходит
из иудаизма. Это Шавуот, праздник недель, первого урожая и день дарования Торы. До сих по евреи в этот день украшают синагоги зеленью. В Израиле в это время уже поспели первые плоды. Их несли в Его дом и синагоги: виноград, ячмень, пшеницу, гранаты... В странах с другим климатом иудеи и христиане не могли нести плодов, но из благодарности Богу и в память о даровании Им заповедей, о благословении в урожае и главное - о сошествии Духа Святого на Его Матерь и апостолов, праздновали этот день и украшали места, где собирались во Имя Его.
Вера от слышания ,а слышание от слова Божьего (Римлянам10:17), не от человеческих преданий
Мы должны соблюдать и знать слово Божье , а не то что важно человеку , есть вера Божья , и есть вера бесовская , обрядами и сеувериями не спасется душа человека
Суеверие! Язычество!Церковь как написано в Библии -это собрание верующих во Христа людей, верующие люди -это церковь , и не важно для Бога есть там березки или нет , важное это люди , их спасение через жертву Христа , покаяние людей.Бог не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих (Деяние 17:24,25)
Для Бога -- неважно. А для человека, который стремится так построить свою жизнь, чтобы спастись, важны и внешние вещи. Вообще: внешние вещи и знаки могут значить очень и очень много. Красный свет светофора или плакат на столбе "Не влезай, убьёт" -- это жизненно важно. Также и тут. Ну и совершенно игнорируется значение Евхаристии, которая совершается в храмах. Это уже очевидно Новозаветная, необходимая и никак не внешняя сердцевина христианской жизни.