Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло.

Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде.

Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан. Однако неоспорим и тот факт, что уже в Средние века Соборование в Западной Церкви совершалось главным образом над умирающими. Окончательно Соборование превращается в Католической Церкви в таинство для находящихся при смерти к XIII веку, о чем говорит распространившееся в это время еще одно его название — sacramentum exeuntium, т. е. «таинство умирающих. Из западной традиции название «последнее помазание» применительно к Соборованию в XVII–XVIII веках проникает в Русскую Церковь. Очевидно, в это время формируется и соответствующее искаженное представление о том, когда и над кем оно совершается. Только в XIX веке, по настоянию святителя Филарета (Дроздова), это название было выведено из официального церковного употребления как несоответствующее духу таинства. Однако в народе представление о соборовании как предсмертном напутствии сохранилось.

Сегодня в Русской Православной Церкви существует традиция совершать соборование Великим постом над всеми желающими. Это связано с тем, что само таинство носит покаянный характер, и совершается с верой, что в нем человеку прощаются грехи — те, которые он не замечает или о которых попросту забыл. Условием прощения выступает наше искреннее покаяние. Также в таинстве Соборования мы молимся об исцелении от болезней. При помазании тела больного маслом священник призывает благодать Божию, исцеляющую душевные и телесные немощи. Исцеления действительно происходят, о чем есть множество свидетельств. Однако следует помнить, что соборование — не процедура, автоматически дающая стопроцентную гарантию выздоровления. Исцеление в таинстве Соборования — это свободный дар Бога в ответ на искреннее обращение к нему человека, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.

1
2
Сохранить
Поделиться: