Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание

В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.

 

Миропомазание

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание

Миропомазание после Таинства Крещения. Фото священника Игоря Палкина

Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.

Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.

 

Елеосвящение (Соборование)

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание

Соборование. Фото Юлии Маковейчук

Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов и помощь в выздоровлении.

Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино — кровь.

Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.

 

Елеопомазание

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание

Елеопомазание на Всенощном бдении. spbpda/www.flickr.com

Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.

Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание

Фото священника Игоря Палкина

Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

 

Читайте также:

Семь таинств

Соборование: таинство больных… и здоровых

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (33 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Владимир (другой)
    Февраль 28, 2018 2:38

    Благодарю за статью. Но откуда информация, что на Соборовании прощаются забытые грехи, когда немалое число священников это опровергает и понимает соответствующие слова из послания Апостола Иакова совсем по-другому?

    • Редакция
      Февраль 28, 2018 14:27

      Владимир, это распространенное церковное предание. Святитель Филарет в своем Катехизисе говорит: «Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов Апостола Иакова: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему» (Иак.5, 14–15)».

      О прощении забытых грехов говорит в интервью Фоме протоиерей Валентин Асмус, например: https://foma.ru/tainstvo-bolnyix-i-zdorovyix.html

      Для более глубокого изучения вопроса рекомендуем эту цитату: «В вопросе о том, какие именно грехи прощаются в Е., догматисты расходятся. По мнению прот. Н. Малиновского, при Е. прощаются грехи, к-рые стали причиной болезни, а также те, о к-рых болящий не знал (Малиновский. Догмат. богословие. Т. 4. С. 409-410). По мнению еп. Сильвестра (Малеванского), в таинстве прощаются неведомые ему грехи и те, в к-рых болящий не успел покаяться. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указывает на возможность прощения тяжких грехов, причем не только тех, к-рые связаны с болезнью (Филарет (Гумилевский). Догмат. богословие. Т. 2. С. 317). Митр. Макарий (Булгаков) говорит о прощении забытых и неисповеданных грехов (Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 473). Впрочем, анализ содержания самих молитв Е. не дает оснований ни для одного из этих мнений, поскольку в них говорится о прощении грехов вообще (Беляев. 1904. Стб. 401). Однако таинство Е. не повторяет таинство Покаяния, не заменяет и не отменяет его и не делает его недостаточным для отпущения грехов» (Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителя. М., 1993p. Ч. 2. С. 1274).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.