Помогает ли психология справиться с грехами? — мнение профессионального психолога

Помогает ли психология справиться с грехами? — мнение профессионального психолога

В эфире «Инстаграма» журнала «Фома» на этот вопрос читателя ответил психолог Александр Ткаченко.

Психология не занимается преодолением греха. Она помогает избавиться от хронического негативного эмоционального состояния, то есть от последствий греха. Кстати, поэтому ее часто обвиняют: мол, она предлагает не бороться с грехом, а договариваться с ним, убирать дискомфорт, им доставленный. Но ведь и медики не борются с греховными основаниями болезни: они работают с симптомами и восстанавливают функционал организма.

В Евангелии мы видим много примеров, когда Господь исцеляет человека, но выбор — грешить или не грешить — оставляет за ним. Человек создан свободным в том числе и по отношению к греху. Психология помогает справиться с последствиями, а будет ли он потом снова грешить — вопрос свободной воли.

На психолога нельзя возлагать функцию духовника. Именно духовник помогает человеку побороть грех. Психология не занимается воспитанием души, она не работает «на опережение» — только помогает выйти из замкнутого круга, размотать клубок тяжелых воспоминаний. Но как только клубок размотан, человек волен снова начать грешить. Психология, как и медицина, не дает человеку духовных ориентиров. Она только облегчает жизнь, а религия собирает расколотое человеческое естество, приближая его к Богу.

Может ли психолог без личного обращения к вероучению Церкви помочь человеку с душевными травмами? Думаю, да.

Конечно, у нас есть прекрасный пример великого хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, который при этом был епископом Лукой. Он сочетал мастерство медика с личной святостью. Каждый раз перед началом операции он рисовал на операционной поверхности крест, молился. Однако это уникум, единичное явление.

А сколько блестящих неверующих хирургов было в советский период? Они тоже честно делали свое дело, спасали десятки жизней. Мне кажется, с психологией то же самое. Если специалист знает, как помочь, то может работать, даже не будучи религиозным человеком.

Подробнее о связи понятий «грех» и «душевная травма» вы можете узнать из видео нашего прямого эфира:

Подготовила Анастасия Спирина

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (38 голосов, средняя: 4,82 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, в том то и дело, что моей вины в слабости зрения с рождения моего нет. Невинные страдают безвинно, если верить православному богословию с его невнятицей насчёт первородного греха вместо логичной веры в карму с реинкарнацией или ещё более простого и нравственного допущения об ограниченности сил Творца. Благой Бог, если бы мог предотвратил страдания невинных!

    • ASDF
      ASDF2 месяца назадОтветить

      За страдания невинных должны ответить виновные, допускающие и творящие страдания. А Бог свят и безвинен

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков3 месяца назадОтветить

      Не согласен. Всё очень чётко и ясно.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

    Ваша полуслепота стала возможна потому, что в мире когда-то пришел грех. Не стоит путать грех в целом как явление, и личный грех.

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, пойти на крёстную муку - это сознательный выбор Христа. Для сравнения я родился полуслепым. Так когда я успел сознательно согласиться на тягостное существование инвалида с детства с учётом отвержения Церковью предсуществования душ, как ереси?

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, меня факт страдания детей, животных не сколько удивляет, сколько возмущает, да и далеко не меня одного. Страдания невинных среди главных причин отталкивающих людей от Церкви. Однако богословы всё никак не могут решить от чего им следует отказаться в противоречивой конструкции веры в абсолютною благость (Любовь, Свет без примеси тьмы) и всемогущество (Вседержитель) Творца единовременно.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

    Я боюсь Вас огорчить, но богословам не приходится решать, от чего отказываться, потому что у богословов, да и вообще у почти любого изучающего основы своей религии верующего, эта конструкция не вызывает противоречий. Смею также напомнить Вам, что Сам Христос был распят совершенно невинным, и невинно пострадал, однако это наоборот, привело людей в Церковь.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

    Животные не строят заводов, но страдают от ухудшения экологической обстановки не меньше, а то и больше людей. Почему Вас удивляет, что животные страдают от греха, который люди принесли в этот мир?

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, будь у нас машина времени для полёта в прошлое и вразумления пращуров, то тогда наказание за неиспользование имело бы логику. Да и какой первородный грех совершили животные?
    В этом и беда православного богословия, что оно не поспевает за ростом образованности. Последний вселенской собор был в позапрошлом тысячелетии! В результате богословские противоречия становятся очевидными даже для людей среднего ума (IQ 90-100) вроде меня.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

    А почему мы не должны ударяться в метафизику? Есть грех, поразивший мир, вошедший в мир как результат грехопадения праотцев наших, а есть личный грех отдельно взятых людей. Грех, поразивший мир, сделал возможными существование болезней в принципе, личный грех является отдельно взятого человека может стать причиной конкретных болезней этого конкретного человека.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё