На вопрос читателя ответил психолог Александр Ткаченко.
Психология не занимается преодолением греха. Она помогает избавиться от хронического негативного эмоционального состояния, то есть от последствий греха. Кстати, поэтому ее часто обвиняют: мол, она предлагает не бороться с грехом, а договариваться с ним, убирать дискомфорт, им доставленный. Но ведь и медики не борются с греховными основаниями болезни: они работают с симптомами и восстанавливают функционал организма.
В Евангелии мы видим много примеров, когда Господь исцеляет человека, но выбор — грешить или не грешить — оставляет за ним. Человек создан свободным в том числе и по отношению к греху. Психология помогает справиться с последствиями, а будет ли он потом снова грешить — вопрос свободной воли.
На психолога нельзя возлагать функцию духовника. Именно духовник помогает человеку побороть грех. Психология не занимается воспитанием души, она не работает «на опережение» — только помогает выйти из замкнутого круга, размотать клубок тяжелых воспоминаний. Но как только клубок размотан, человек волен снова начать грешить. Психология, как и медицина, не дает человеку духовных ориентиров. Она только облегчает жизнь, а религия собирает расколотое человеческое естество, приближая его к Богу.
Может ли психолог без личного обращения к вероучению Церкви помочь человеку с душевными травмами? Думаю, да.
Конечно, у нас есть прекрасный пример великого хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, который при этом был епископом Лукой. Он сочетал мастерство медика с личной святостью. Каждый раз перед началом операции он рисовал на операционной поверхности крест, молился. Однако это уникум, единичное явление.
А сколько блестящих неверующих хирургов было в советский период? Они тоже честно делали свое дело, спасали десятки жизней. Мне кажется, с психологией то же самое. Если специалист знает, как помочь, то может работать, даже не будучи религиозным человеком.
Подготовила Анастасия Спирина