Похвала Пресвятой Богородицы — что это такое?

Ближе к окончанию Великого поста, вечером накануне субботы 5-й недели в храме вдруг зажигается свет и раздаются светлые и торжественные гимны. Церковь словно прерывает покаянное молчание, чтобы воспеть благодарственную песнь Богоматери — Акафист, ставший сердцем особого богослужения, которое называют Похвалой Пресвятой Богородицы. В чем особенность этого акафиста и этой службы? Разбираемся в слайдах журнала «Фома».

1

Что такое акафист?

Акафист — это особый вид православной гимнографии, хвалебная песнь. Слово «акафист» буквально означает «неседальный», то есть во время его чтения или пения принято стоять. Акафисты бывают разные — Богородице, Спасителю, святым и даже праздникам. Он состоит из 25 песенных строф, которые представляют собой чередование икосов (12) и кондаков (13). Первый кондак и все икосы заканчиваются рефреном, который начинается со слова «Радуйся», обращенного к тому, кому посвящен акафист, а все остальные кондаки — припевом «аллилуиа». Смысл акафиста — прославление и благодарение, а не прошение. Самый известный и древний — это Акафист Пресвятой Богородице, написанный еще в VI–VII веках.

2

Акафист Пресвятой Богородице и Похвала Пресвятой Богородицы — это одно и то же?

Не совсем. Акафист Пресвятой Богородице — это хвалебный гимн, составленный в честь Богоматери и ставший образцом для всех последующих произведений этого жанра. Похвала Пресвятой Богородицы — это служба субботы 5-й седмицы Великого поста, на которой указанный Акафист прочитывается целиком. Поэтому этот день еще называют Субботой Акафиста. Это особый день Великого поста, когда среди строгих и покаянных служб вдруг звучит торжественная и радостная песнь в честь Богородицы, наполненная ликованием и благодарностью. И это не случайно. Великий пост — время духовной борьбы. А служба «Похвалы» напоминает, что мы не одиноки: Пресвятая Богородица — с нами. Служба вселяет надежду и радость среди строгости и суровой сдержанности великопостных дней.

3

С чем связано появление этой службы?

Появление этой службы связано с чудесным избавлением Константинополя от нашествия врагов в 626 году. Неприятель осадил столицу Византийской империи в то время, когда император Ираклий с войском находился в военном походе и не мог прийти на помощь. Тогда Патриарх Сергий с народом молился день и ночь, обходя стены с иконой Пресвятой Богородицы. И произошло чудо: море поднялось бурей, потопило корабли нападавших, а войска в панике бежали. Горожане восприняли это как явное заступничество Богоматери. В благодарность люди собрались в храме и впервые спели Акафист (тогда еще, возможно, не в полном виде, как мы его знаем сегодня). Сам праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и с тех пор стал неотъемлемой частью богослужебного Устава. Сегодня в этот день мы вспоминаем не только чудесное избавление Константинополя от нашествия варваров, но и вообще многочисленные чудеса и заступничество Богородицы по молитвам к Ней. И Акафист служит выражением благодарности всей Церкви за все милости, явленные через Богоматерь.

4

Что происходит в этот день в храме?

Обычно вечером в пятницу служится утреня, соединенная с полностью прочитанным или пропетым Акафистом Пресвятой Богородице. Само чтение или пение Акафиста во время богослужения делится на четыре части — по 3 кондака и 3 икоса. В саму субботу утром совершается Божественная литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется фрагмент Евангелия, посвященный Богородице.

5

А акафисты разным святым тоже читаются в день их памяти в Церкви?

И да, и нет. На самом деле Акафист Пресвятой Богородице — единственный акафист, который имеет строгое место в церковном Уставе и входит в богослужебный круг года. Остальные акафисты, которых очень много (Спасителю, святым, ангелам, праздникам и т. д.), в уставные богослужения не включены. Обычно они читаются на домашней молитве. Однако иногда их все же можно услышать в храмах как добавление к молебну, или — чаще всего это бывает в монастырях — в виде особого включения в вечернее богослужение накануне большого праздника или дня памяти чтимого святого. Но это скорее исключение из правил. Дело в том, что акафистный стиль не вполне соответствует традиции православного богослужения. Большинство акафистов — это народные духовные произведения. Они благочестивы, но не имеют литургического характера. В этом смысле Акафист Пресвятой Богородице — это уникальное произведение, вошедшее в богослужение благодаря глубине содержания и особым историческим обстоятельствам.

Читайте также:

Похвала Богородицы 2025

1
68
Сохранить
Поделиться: