Очень часто в нашу рубрику "Вопросы священнику" приходят вопросы о первом причастии - как к нему подготовиться, что нужно знать.

Подготовка к первому причастию
Фото с сайта храма святого Димитрия

На эту темы мы попросили ответить священника Дионисия Гудзь, клирика храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, домового храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Свято-Софийском детском доме и домового храма иконы Божией матери «Казанская» при детском доме для детей-инвалидов №15, Москва

Эти вопросы очень индивидуальны. На них нельзя отвечать массово. Я беседую с человеком. И в зависимости от того, что в этой беседе открывается, будут и рекомендации по Причастию. Это нельзя тиражировать. Одному человеку я год буду говорить причащаться без особых правил. Другому - скажу определенное. А третьему- чуть иначе. Люди разные. Разные духовные силы. Разный уровень понимания. При этом они могут быть одного возраста и в одинаковом положении. Я всегда опасаюсь инструкций. Они вводят в соблазн. Потому что иным не по СИЛАМ, а другим кажутся непростительно легкими и не соответствующими канонам и советам святых.

Я думаю, это не ответ на вопрос, как готовиться к ПРИЧАСТИЮ. Это ответ на вопрос: почему нельзя ответить на вопрос о подготовке к ПРИЧАСТИЮ в виде инструкции и конкретных рекомендаций. Ответ на вопрос о подготовке к ПРИЧАСТИЮ - результат исповедальной беседы с батюшкой. И если священник станет духовником, и встречи с ним будут регулярными, тем правильнее и грамотные будет выработано индивидуальное правило конкретному человеку, готовящемуся к Таинству Причастия. Это сродни тому, когда у человека есть свой лечащий врач, который в отличие от первого попавшегося, знает организм своего пациента вдоль и поперек, включая его особые реакции на препараты, и потому подберет лечение, безусловно, грамотнее и эффективнее.

Так и свой батюшка, зная особенности духовной жизни того, кто к нему ходит, предложит тот молитвенный труд, который по СИЛАМ и на пользу. А то ведь можно и надорвать человека и вызвать у него отвращение от МОЛИТВЫ или уныние от своей слабости. Конечно же, первые месяцы, а у иных и годы, это вхождение в церковную жизнь, в духовную жизнь. Человек много не понимает, но при этом боится сделать что-то не так. Что-то нарушить. Правила могут сформировать у него формальный подход к молитве.

Которая есть личный разговор с его Богом.. И это ощущения общения, разговора может легко исчезнуть, заменившись вычиткой правила. Хотя правила все равно в итоге нужны. Потому что они своего рода обруч, без которого бочка рассыпается на дощечки. Но смысл бочки не в обруче, а в том, чтобы бочка могла в себя вместить содержимое. Так и душа должна в итоге быть способна вместить в себя дары Божии. А для этого ей нужно быть не дырявой, не расслабленной, не расползающейся от меняющихся настроений, нахлынувших чувств, эмоций искушений.

Молитвенные правила помогают молиться, невзирая на чувства и настроения. И спасибо им за это. Но к этому человек должен прийти. И здесь важна очень роль священника, как заботливого проводника в мир МОЛИТВЫ. Когда в прошедшем в Церковь человеке сформируется привычка к регулярному участию в таинствах, регулярному, пусть и простому общению с Богом, он сам придет к тому, что существующие в Церкви правила молитвенные станут для него очень необходимыми.

К тем, кто ко мне приходят в правый раз или после долгого перерыва и не имеют обычая общаться с Богом ежедневно, я объясняю смысл МОЛИТВЫ. И предлагаю просто привыкнуть общаться с Богом, как с Другом. Хоть чуть чуть. Хотя бы своими словами, но каждый день. Ведь Бог заслуживает того, чтобы с ним пообщаться две минутки утром и две -вечером. А молитвами из молитвослова можно попозже начать молиться и очень понемногу. Там спрятаны очень чудесные теплые чувства к Богу, собранные у самых близких Ему друзей- святых. Но они должны войти в нашу жизнь постепенно. И я предлагаю необременительный вариант, тот, который ну никак не может напрячь человека.

Хотя бывают случае, хотя и реже. Человек с самого начала рвется к молитве. И тут нужно очень индивидуальное и внимательное сопровождение духовника. Который где то поддержит а где-то и содержит порывы начального молитвенника.

На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com
 

0
0
Сохранить
Поделиться: